Весна 1988 года. Москва готовится к новому десятилетию, дышит ветром перемен. В воздухе – предчувствие свободы, жажда творчества, желание вырваться из серых будней. Именно в это время, словно яркий росчерк кисти на холсте уходящей эпохи, появляется группа, название которой звучит легко, игриво и немного наивно – «Божья Коровка». Её создатель, композитор и аранжировщик Владимир Воленко, и не подозревал, что маленькая «коровка» станет не просто музыкальным проектом, а символом целой эпохи, отражением её противоречий, надежд и разочарований. Это история не просто группы, это история страны, рассказанная через призму музыки, юмора и самоиронии. Это история взлетов и падений, поисков и обретений, верности себе и умения меняться вместе со временем. Это – автобиография «Божьей Коровки», написанная в ритмах дискотек, отголосках рок-лабораторий и тихих молитвах души.
От «художественного панка» до «гранитного» успеха)
Вернувшись из армии, Владимир Воленко оказался в эпицентре культурной революции. Московская рок-лаборатория бурлила жизнью, предлагая площадку для самых смелых и авангардных музыкальных экспериментов. Здесь рождались новые имена, новые стили, новые формы самовыражения. Воленко, вдохновленный этим творческим хаосом, загорелся идеей создать свой проект, который бы говорил с публикой на языке сатиры и иронии. Так родилась первая версия «Божьей Коровки» – проект социально-сатирического направления, где главным оружием был стеб.
В 1989 году на студии группы «Дюна» был записан пробный альбом, который Воленко сам окрестил «художественным панком». Это была дерзкая, провокационная музыка, полная сарказма и обличения пороков общества. Однако, время диктовало свои правила. На фоне всеобщего увлечения танцевальной музыкой, «художественный панк» оказался невостребованным. Первый состав «Божьей Коровки» распался, а участники разбрелись по другим коллективам, где им пришлось довольствоваться ролью аккомпанирующих музыкантов.
Ирония судьбы заключалась в том, что Владимир Воленко, ярый поклонник авангарда и противник конъюнктуры, сам оказался в стане коммерческой музыки. Он стал клавишником одного из составов группы «Мираж», популярнейшего коллектива конца 80-х. Это был компромисс, сделка с совестью, шаг в сторону от своих прогрессивных убеждений. Но, возможно, именно этот опыт помог Воленко понять законы шоу-бизнеса, почувствовать пульс аудитории, осознать, что для того, чтобы быть услышанным, нужно говорить с людьми на их языке.
В 1990 году Воленко предпринял еще одну попытку создать успешный проект. Вместе со Степаном Разиным он организовал группу «Каролина», где солисткой стала супруга Разина, Татьяна Коренева. Но этот проект не стал делом всей его жизни.
В 1993 году Воленко покидает «Каролину» и решает возродить «Божью Коровку». Он понимает, что для того, чтобы добиться успеха, нужно изменить концепцию, сделать музыку более доступной и понятной для широкой публики. Социальная сатира уступает место лирике, юмору и танцевальным ритмам. «Божья Коровка» становится более попсовой, но при этом сохраняет свою индивидуальность и узнаваемость.
Настоящий прорыв произошел в 1995 году, когда студия «Союз» выпустила кассету и CD с альбомом «Гранитный камушек». Песня с одноименным названием мгновенно стала хитом. Её крутили на радио, показывали по телевидению, под неё танцевали на дискотеках. «Гранитный камушек» стал визитной карточкой «Божьей Коровки», символом её успеха и признания.
Но успех всегда идет рука об руку с завистью и критикой. Воленко обвинили в плагиате композиции «Road to hell» британского исполнителя Криса Ри. Действительно, в аранжировке и проигрыше этих песен было очевидное сходство. Этот скандал омрачил триумф «Божьей Коровки», заставил Воленко задуматься о своей творческой честности и этике.
(Критика, поиски стиля и смена курса)
Обвинения в плагиате стали серьезным ударом для Владимира Воленко. Он тяжело переживал критику, но понимал, что должен что-то менять. Он решил переработать «Гранитный камушек», убрать все заимствования из песни Криса Ри, сделать её самодостаточным произведением. Так появилась новая версия «Гранитный камушек – 25 лет спустя», в которой Воленко отказался от спорных музыкальных фрагментов.
Этот шаг был воспринят музыкальными критиками неоднозначно. Одни считали, что Воленко поступил правильно, признав свою ошибку и исправив её. Другие утверждали, что новая версия песни потеряла свою изюминку, стала менее яркой и запоминающейся. Но Воленко был уверен в своем решении. Он хотел доказать, что «Божья Коровка» может создавать оригинальную музыку, не прибегая к плагиату.
Во второй половине 90-х годов Воленко продолжает экспериментировать со стилем, искать свое звучание. Он записывает еще четыре альбома, один из которых – «Улети на небо» (1996) – становится определяющим для группы. Именно в этом альбоме окончательно формируются принципы так называемого стиля «Чебурашка – рок».
Что такое «Чебурашка – рок»? Это гремучая смесь художественного стеба, популярной лирической песни, фолк-рока, интеллигентного шансона и знойной латины, приправленная ритмами дискотек 80-х – 90-х. «Божья Коровка» не боялась смешивать разные жанры, экспериментировать со звуком, использовать неожиданные музыкальные ходы. В её музыке можно было услышать отголоски рок-н-ролла, соло на ударных, гитарные риффы с эффектом over-drive. Это был уникальный стиль, который выделял «Божью Коровку» из общей массы поп-исполнителей.
В 1997 году «Божья Коровка» становится одним из проектов новой продюсерской компании «ОРТ-рекордз», возглавляемой Иосифом Пригожиным. Это было сотрудничество, которое могло принести группе новые возможности и перспективы. На лейбле «ОРТ-рекордз» были выпущены альбомы «Моя королевишна» (1997) и «Женщина мечты» (1998). Но это сотрудничество не стало долгосрочным.
(Смена солистки, «Теплоход» и духовные поиски)
На рубеже веков в составе «Божьей Коровки» происходят радикальные изменения. В 2000 году на смену Инне Анзоровой приходит новая солистка – Наталья Полещук. С её приходом в группе появляется новая энергия, свежие идеи. Вместе с Натальей Полещук (впоследствии ставшей Натальей Шоколадкиной) был записан альбом «Другая жизнь», в котором прозвучал хит Леонида Азбеля «Теплоход». Эта песня, с её запоминающейся мелодией и трогательным текстом, стала еще одной визитной карточкой «Божьей Коровки».
Вскоре после прихода в группу Наталья Полещук выходит замуж за Владимира Воленко и берет фамилию мужа. Но на сцене она продолжает выступать под псевдонимом Наташа Шоколадкина. Этот творческий союз становится не только семейным, но и музыкальным. Владимир и Наталья вместе пишут песни, вместе выступают на концертах, вместе переживают взлеты и падения.
В начале 2000-х годов творческая активность группы заметно снижается. Владимир и Наталья становятся родителями, и все их внимание переключается на семью. К тому же, чета Воленко переживает духовный кризис, они теряют интерес к шоу-бизнесу, становятся членами евангельского союза РОСХВЕ, возглавляемого епископом С. В. Ряховским.
Это был период переосмысления ценностей, переоценки приоритетов. Владимир Воленко, почувствовав ответственность за свою семью, кардинально меняет образ жизни. Он бросает курить, прекращает употреблять алкоголь и наркотики. Он посвящает себя Богу и семье.
«Божья Коровка» также меняет направление своей деятельности. Сосредоточившись на создании музыки духовно-христианского содержания, группа регулярно проводит рождественские и пасхальные концерты в разных городах России, участвует в ежегодном фестивале христианской песни «Вифлеемская звезда».
В 2017 году «Божья Коровка» выпускает альбом «Госпел», в который вошли ремастеры треков с CD «Рождённый свыше» (2003) и «Книга жизни» (2006), а также шесть новых композиций. Этот альбом стал свидетельством духовного пути группы, её преданности своим новым убеждениям.
(Возвращение на сцену, новые альбомы и гастроли)
В 2007 году, после записи двух новых альбомов – «Крылышки за спиной» (2007) и «Апельсины» (2009) – «Божья Коровка» возвращается к обычной концертной жизни. Группа вновь начинает гастролировать по стране, выступать на фестивалях и сборных концертах.
Компания «Digital project» переиздает все альбомы «Божьей Коровки» в цифровом формате, что позволяет группе привлечь новую аудиторию, напомнить о себе старым поклонникам.
В январе 2016 года выходит новый альбом «Девушка. Денег дай!». Эта пластинка становится десятой в дискографии коллектива.
Осенью 2019 года выходит альбом «Ностальгия», который получает положительные отзывы от музыкальных критиков. Группа также начинает выпускать синглы в цифровом интернет-формате.
Летом 2021 года группа публикует клип «Рыба», видео которого было снято еще в 2006 году, но выпущено только в 2021 году с применением новых видеотехнологий.
Весной 2023 года группа выпустила новую песню «Пароль» и клип на неё.
«Божья Коровка» продолжает активно гастролировать, выступать как с сольными концертами, так и в рамках сборных мероприятий. Группа является постоянным участником «Дискотеки „Союз“», где исполняет свои старые хиты и новые песни.
В мае 2024 года «Божья Коровка» стала участницей нового сезона шоу «ВИА Суперстар» на телеканале НТВ.
( Символ эпохи, критика и наследие)
«Божья Коровка» – это не просто музыкальная группа, это символ целой эпохи. Её песни отражают дух времени, её стиль – это смесь разных жанров и направлений, её история – это история взлетов и падений, поисков и обретений.
Визитной карточкой группы стали одежда, обувь и аксессуары, стилизованные под божью коровку. Тематика песен разнообразна: любовь, лирика, юмористические песни, песни, посвященные друзьям, природе, отдыху, здоровому образу жизни, песни духовно-христианской направленности.
Состав группы:
- Владимир Воленко – вокал, ритм-гитара, клавишные.
- Наталья Шоколадкина – вокал, бэк-вокал, клавишные, аккордеон.
- Пётр Шнайдер – соло-гитара, ритм-гитара, бэк-вокал.
- Игорь Кваша – бас-гитара.
- Сергей Сидоров – ударные.
Критика в адрес «Божьей Коровки» всегда была неоднозначной. Одни обвиняли группу в пошлости и отсутствии вкуса, другие – восхищались её самоиронией и умением создавать запоминающиеся хиты.
«„Божья коровка“ – это образцово-показательный пример поп-треша начала 90-х», – писал Денис Ступников, обвиняя Владимира Воленко в ущербности материала сборника «Всё новое… это хорошо переработанное старое».
Алексей Мажаев поставил группе 2 балла из 5, отметив, что «хотя „Божья коровка“ и демонстрирует зачатки самоиронии в названии диска, цвете прически солиста и псевдониме солистки, целевая аудитория их новой-старой работы остается непонятной».
Однако, были и положительные отзывы. Юбилейный альбом «Ностальгия» 2019 года получил высокую оценку от музыкальных критиков. Альбом «Госпел», переизданный к Рождеству 2020 года, также был отмечен положительными рецензиями.
Тот же Алексей Мажаев писал про альбом 2019 года: «„Ностальгия“ – одна из самых нескучных аудиоработ последнего времени; от стилистических виражей и зигзагов реально захватывает дух».
Несмотря на критику и перемены в музыкальных вкусах публики, «Божья Коровка» продолжает оставаться на сцене, радовать своих поклонников новыми песнями и старыми хитами. Группа доказала, что умеет меняться вместе со временем, оставаясь при этом верной себе и своим принципам.
Дискография группы «Божья Коровка»:
- 1989 – «Начало шестого сигнала»
- 1995 – «Гранитный камушек»
- 1996 – «Улети на небо»
- 1997 – «Моя королевишна»
- 1998 – «Встреча с любимой женщиной»
- 2000 – «Другая жизнь»
- 2003 – «Рождённый свыше»
- 2006 – «Книга жизни»
- 2007 – «Крылышки за спиной»
- 2009 – «Апельсины»
- 2016 – «Девушка. Денег дай»
- 2017 – «Госпел»
- 2019 – «Ностальгия»
«Божья Коровка» – это группа, которая прошла долгий и сложный путь. Она пережила взлеты и падения, смену стилей и направлений, критику и признание. Но она всегда оставалась верной себе и своим поклонникам. Её музыка – это отражение эпохи, её история – это пример стойкости и преданности своему делу. И пока звучат её песни, «Божья Коровка» будет жить в сердцах людей, напоминая о ярких красках прошлого и даря надежду на будущее.