Каждый июнь в английском графстве Беркшир разыгрывается настоящий спектакль с лошадьми, полями и роскошью. Королевский Аскот — это не просто скачки. Это одновременно дань столетней традиции, высший свет и нарядный бал на свежем воздухе, наполненный запахом травы, звуками копыт и тихим, ни на минуту не прекращающимся гулом сплетен.
В этом году интрига ощущалась буквально в воздухе — и не только из-за коварного английского ветра, который то и дело пытался унести чьи-нибудь шляпки или застывшие в улыбке лица пожилых леди. Вся публика, а вместе с ней и свежая волна журналистов, ловила любой намёк: появится ли принцесса Уэльская? Придёт ли Кейт? Кто из монарших особ в этот раз возьмёт на себя роль «главной звезды» в королевской ложе?
Обычно члены королевской семьи появляются на скачках выборочно, а монарх посещает один-два дня. Но в этом году всё пошло по-другому: Карл III решил быть с народом весь турнир. Что кроется за этим — желание поддержать традицию или демонстрировать семейное единство — известно только приближённым ко двору. Но публика оценила.
Зато главная интрига — отсутствие Кейт. Её ждала не только знать, но и простая английская публика.
Ни для кого не секрет, что каждая её шляпка и стиль тщательно анализируются модными критиками, а за каждым её выходом следит вся страна. Тем более, что даже не слишком искушённые в моде англичане могут отличить «настоящее» королевское платье от новых творений Диор, и обсуждение цветов, тканей, сочетаний и шляпок традиционно вышло за пределы лужаек ипподрома.
Увы, на сей раз принцесса Уэльская весь Аскот провела вне поля зрения. Сначала кто-то из придворных сообщил о впечатляющем возвращении, потом начались опровержения, дворец издал туманное заявление о том, что Кэтрин ищет баланс между возможным и своим самочувствием. Промелькнули сведения, что она переоценила силы после недавних появлений на публике.
Кто-то вспомнил о встречах и торжествах, связанных с днём рождения короля и с Орденом Подвязки в Виндзоре.
Официальные источники путались: то была утомлена, то «произошла путаница при составлении списков», то просто «недопонимание между службами». Чем больше объяснений, тем больше загадок.
Но настоящие поклонники читали между строк: придворные явно экономят Кэтрин силы.
Ведь была известна ещё одна подробность: у Кейт аллергия на лошадей.
И ей не раз приходилось сдерживать себя, даже когда вся страна оживленно обсуждала нюансы внешнего вида гостей и королевских особ. Все знали, что Кейт – не наездница, и каждый выход для неё – своеобразный подвиг.
Некоторые таблоиды, как водится, не поверили версии о здоровье. Теории появлялись разные: неужто дело в ревности со стороны королевы Камиллы?
Ведь ни один выход Кейт не оставался без пристального внимания — даже самый аккуратный наряд вызывал шквал комментариев, а вот о королеве писали куда меньше.
Сплетни о семейных недомолвках существовали и ранее, и в этот раз приобрели новый оборот, когда внимательные папарацци узнали, что на Камиллы будет сочный, «ядовито-зелёный» оттенок, да ещё и с изумрудами в тот день, когда по слухам должна была появиться принцесса Уэльская.
Эксперты пошептались: не слишком ли броско?
На этом фоне особенно забавным выглядел старенький цилиндр Карла III — не в пример королевским драгоценностям слегка поношенный, но всё же неизменно вызывающий улыбку: вот уж что не обновляют по каждой моде.
Однако все эти камушки, броши и платья на Аскоте — лишь предлог поговорить о главном.
Ведь здесь — настоящая битва шляпок! Уже двести лет подряд английские светские львицы проводят негласный конкурс на самую затейливую, необычную, экстравагантную и одновременно элегантную шляпку страны. Где ещё, как не на скачках, можно встретить целое море перьев, вуалей, цветов и крошечных дамских зонтиков, превратившихся в аксессуары?
И каждый раз находишь что-то новенькое: кто-то решается на минимализм, кто-то строит из волос и ткани настоящее произведение искусства.
Члены королевской семьи в шляпной битве придерживаются строгого кодекса. Никакой бутафории и странных форм, всё выдержано — скромно, сдержанно, с явной тоской по временам, когда английская аристократия не знала меру в украшениях.
Пока Кейт отдыхала, остальная расширенная королевская семья чувствовала себя на скачках, как дома. Герцогиня Эдинбургская, Зара Тиндалл, отпрыски королевской династии… Все они не пропускали ни одного дня праздника и были словно рыбы в воде среди публики и вспышек камер.
Интересно, что именно эти скачки во многом стали проекцией всей английской жизни.
Даже страна в стране разделяется — кто уважает традиции, готов выкладывать состояние за микроскопическое столик в королевской ложе, для кого важнее пройтись по лужайке, обсудить новые слухи и попробовать имбирное мороженое в тени шатра.
Из года в год появляется множество «вперемешку»: шляпки, элегантные костюмы, посверкивающие на солнце кольца и нарочитая небрежность молодых гостей. То ветер грозится унести с головы самую роскошную конструкцию, то начинается дождь — все становятся ближе, аристократы сдвигаются к простым англичанам, и ещё немного — и все смеются под одной крохотной крышей.
Именно за эту атмосферу Англию по-настоящему любят: за право быть частью театра, даже если у тебя нет ни титулов, ни личных жокеев, ни фамильных бриллиантов.
Кстати, за долгие годы свои победы и поражения собирали не только аристократы, но и лошади. Самые известные выезжали при жизни покойной Елизаветы II — неизменно приносили призы. Вот и в этот раз главным открытием было не появление той или иной принцессы, а имена фаворитов и неудачников на финише.
Главный приз — это 10 миллионов фунтов, а за каждую победу борются лучшие жокеи Европы и мира. Как и сотню лет назад.
Здесь смешались времена и стили. Нынешнюю королеву тоже иногда терзает сомнение — как бы чего не случилось, чтобы ветер не испортил настроение, а яркое платье не стало темой злословия. Впрочем, английская публика давно к этому привыкла: ведь в истории Аскота бывали события более громкие, чем очередная сенсация о том, кто как вышел из экипажа.
Когда-то по полям скачек гуляли император Николай Первый и король Саксонии, оставляя после себя гравюры и предания. Именно на Аскоте проходили сцены знаменитого фильма «Моя прекрасная леди», где шляпки просто не могли быть проще! Сегодня стиль, битвы нарядов и фамильные скандалы перемешались в общем празднике, где важно не только, кто с кем приехал, но и каким станет очередной день под английским небом.
Возможно, в следующий раз принцесса Уэльская всё же появится на скачках. Но для тех, кто хоть раз бывал на Аскоте, понятно: главное здесь — не фамильные камни и даже не аристократические фамилии, а умение с достоинством носить свой наряд, улыбаться в любую погоду и болеть душой за своего скакуна. Всё остальное — мелкие детали истории длинною в три века.