Найти в Дзене

Архитектура ар деко: "самолётный дом" Управления гражданской авиации, 1937

Это ещё один прекрасный пример использования стиля ар деко в "восточном Париже" - как называли Шанхай до 1949 года, когда была образована Китайская Народная республика. А до этого момента в развитии страны был взят курс на вестернизацию (ред. - принятие европейской системы ценностей). Внедрение инноваций, смелые эксперименты в самых разных областях, в том числе и в архитектуре, и в строительстве, - приветствовались, приезжали иностранные специалисты, а уж поток иммигрантов был настолько внушителен, что создал в Китае альтернативу местным специалистам. Да-да, времена меняются!

-2

Здание Управления гражданской авиации - знаковое по разным причинам. В ситуации вечного противостояния Японии и Китая, которое приводило к провокациям, военным стычкам, были страшные, и чудовищные события. Одно из них случилось в 1932 году, когда японские бомбардировки уничтожили всю военную и гражданскую авиацию. Это обстоятельство привело к появлению в 1933 году Китайской авиационной ассоциации, инициированной шанхайскими патриотами, собравшими 100 тыс. юаней для строительства китайских самолётов. Так началась компания по спасению авиации Китая и строительство здания для Управления гражданской авиации.

-3

Строительство здания было осуществлено на средства, собранные всем шанхайским миром. В итоге благотворительного сбора было собрано 385 тыс. юаней и 18 фунтов 15 шиллингов и 1 пенс со всех провинций, а также 1 жемчужное и 1 нефритовое кольцо, и 2 золотых браслета. Стоимость украшений оценить сложно, она вполне могла быть соразмерна всей собранной сумме! Не следует недооценивать щедрость женщин, да и ценность нефритовых колец или браслетов - в том числе! (ред. - а про нефритовые браслеты и традицию объясняться в любви с их помощью - расскажу позже:)

-4

В основе архитектурного образа - самолёт, точнее биплан – популярный в1930-х годах вариант. Однако обозреть его целиком можно только с высоты птичьего полёта или с помощью дрона. Хотя и классическая аэрофотосьёмка позволяет увидеть, как корпуса из бетона и стекла сложены в такую элегантную форму.

В круглых картушах  на дверном полотне - изображения самолетов.
В круглых картушах на дверном полотне - изображения самолетов.

Строительство «самолётного дома» - так много десятков лет его называют шанхайцы - было завершено в 1937 году. Вопрос, кто был архитектором «самолётного дома» - вопрос почти политический. Во всех китайских источниках указан Донг Дао, который в 1930- х годах был президентом Китайского института архитекторов, и почти все здания в осуществлявшейся тогда застройке «Большого шанхайского проекта» связаны с его именем. А вот по американским источникам автором «самолётного дома» был американский архитектор Генри Мерритт Хайд

Две "птицы" - древний дракон и современный биплан  - соседствуют в архитектуре ар деко
Две "птицы" - древний дракон и современный биплан - соседствуют в архитектуре ар деко

Точно такая же история происходит например с рядом построек, осуществленных в 1920-х-1940-х годах в Шанхае венгерским архитектором Ласло Худецом/Ladislav Hudec. При всём том, что сейчас Шанхайское общество ар деко и Шанхайское Исторической общество в один голос утверждают, что стиль 1920-х--1940-х годов можно называть не шанхайским ар деко, а HU-DECO, насколько значителен вклад Ласло Худеца в развитие архитектуры Шанхая.

-7

Этот аспект - что же останется в исторической памяти - можно оставить для разбирательства потомкам, со своей стороны скажу, что в попытке йти от "колониального", "буржуазного" влияния легко выплеснуть и младенца. Ведь в большинстве своём европейские и американские архитекторы с большим уважением относились не только к модным веяниям, но и старались использовать национальный колорит, китайские традиции, национальную орнаментику и декор. И даже это здание, которое во всех классификациях проходит как пример регионального развития ар деко - не исключение: облачный декор, изображение стилизованной хурмы, драконы, иероглифика включены в контекст современной архитектуры.

-8

До 1991 года здание не меняло своего владельца и использовалось по назначению как Управление гражданской авиации. Однако модный и инновационный для 1930-х годов материал бетон со временем старел, осыпался. От роскоши экстерьера, и тем более интерьера уже не оставалось ровным счётом ничего.

-9

Однако нашелся меценат - Чжэн Чжунлян, который инвестировал 25 млн. юайней в ремонт, длившийся несколько лет. Благодаря документации и фотографиям было возможно привести в порядок не только неуничтожимый остаток - конструктив, но и часть декоративной отделки внутреннего пространства. Так, например, полностью восстановлен кессонированный потолок с нарядными картушами и полы.

-10

На мемориальной табличке - установленной рядом с этим комплексом - указано, что сегодня здание используется как Исторический музей Второго военно-медицинского университета, хотя его львиная доля отдана под больничные и научно-исследовательские корпуса Шанхайского госпиталя. Сегодня, когда празднуют 100 лет ар деко, водят экскурсии и рассказывают об этом здании, в котором драконы и самолеты делят единое пространство архитектуры.

-11

PS. Текст о "самолётном доме" написан мной для Телеграм-канала "Логистика без границ", с которым я сотрудничаю, и с разрешения владельца решила сделать дубль материала, - слишком хорош сам проект! - хотя текст, как и полагается на Яндекс.Дзене изменён. Но оба материала - мои.

Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!