Найти в Дзене
Географический взгляд

Почему 600 км дорог в Нижегородской области оказались повреждены из-за стройки М-12 «Восток»?

Продление скоростной магистрали М-12 «Восток» до Тюмени должно было стать одним из флагманских инфраструктурных проектов страны. Однако параллельно с возведением трассы возникла проблема, которую, кажется, не предусмотрели: региональная дорожная сеть, по которой шли сотни грузовиков со стройматериалами, оказалась буквально повреждена. Теперь в Нижегородской области требуется восстановить более 600 километров региональных и межмуниципальных дорог. Цена вопроса — 12,8 млрд рублей. Финансирования нет. Сроки непонятны. Как так получилось? Строительство федеральной трассы — проект большого масштаба. Чтобы обеспечить стройку щебнем, песком, бетонными изделиями и металлоконструкциями, перевозчики использовали существующие региональные дороги. Именно на них легла вся тяжесть строительной логистики: многотонные грузовики проходили по маршрутам годами, тогда как эти дороги не были рассчитаны на подобные нагрузки. Итог: десятки участков получили повреждения, часть полотна требует капитального рем
Оглавление

Продление скоростной магистрали М-12 «Восток» до Тюмени должно было стать одним из флагманских инфраструктурных проектов страны. Однако параллельно с возведением трассы возникла проблема, которую, кажется, не предусмотрели: региональная дорожная сеть, по которой шли сотни грузовиков со стройматериалами, оказалась буквально повреждена.

Теперь в Нижегородской области требуется восстановить более 600 километров региональных и межмуниципальных дорог. Цена вопроса — 12,8 млрд рублей. Финансирования нет. Сроки непонятны. Как так получилось?

Почему дороги повредились?

Строительство федеральной трассы — проект большого масштаба. Чтобы обеспечить стройку щебнем, песком, бетонными изделиями и металлоконструкциями, перевозчики использовали существующие региональные дороги.

Именно на них легла вся тяжесть строительной логистики: многотонные грузовики проходили по маршрутам годами, тогда как эти дороги не были рассчитаны на подобные нагрузки.

-2

Итог: десятки участков получили повреждения, часть полотна требует капитального ремонта, а кое-где — полной реконструкции.

Были ли предусмотрены деньги на восстановление?

Как выяснила Счётная палата, в бюджетах разных уровней не заложено средств на ремонт этих дорог.

При этом вопрос нельзя назвать новым: в феврале 2025 года было подписано соглашение между Минтрансом, ГК «Автодор» и правительством Нижегородской области. В нём прописывалась необходимость ремонта 234,9 км дорог — это лишь часть из повреждённых.

-3

Но к маю восстановили только 107,2 км. А остальные 600 км так и остаются без чёткого плана финансирования.

Что с остальными участками — и почему меморандумы не подписаны?

Согласно отчёту Счётной палаты, ещё на 734,1 км дорог подготовлены проекты меморандумов. Однако эти документы всё ещё не подписаны Росавтодором.

  • Без подписи — нет обязательств.
  • Без обязательств — нет денег.
  • Без денег — нет ремонта.

Официальные причины задержки не озвучиваются. Но эксперты предполагают два сценария:

  1. Бюджетный разрыв. Средства могут быть не заложены в федеральный бюджет или распределены на другие приоритеты.
  2. Перекладывание ответственности. Федеральные и региональные структуры не могут договориться, кто именно должен платить за ремонт дорог, разрушенных во время строительства федеральной трассы.

И как так получилось?

Проблема — системная.

В России строительство крупных магистралей часто ведётся без предварительной оценки нагрузки на региональную инфраструктуру. Региональные дороги используются как рабочий ресурс, но ответственность за их состояние после завершения строительства не всегда чётко закреплена.

В случае с М-12 это приводит к парадоксу:

  • федеральная трасса развивается,
  • региональные дороги разрушаются,
  • а механизм компенсации ущерба отсутствует или буксует.

Что будет дальше?

Пока вопрос остаётся открытым.

Без утверждённого финансирования ремонт 600 км дорог может быть отложен на неопределённый срок.

Это означает:

  • рост аварийности,
  • ухудшение транспортной доступности,
  • увеличение затрат на обслуживание автомобилей,
  • торможение развития районов, через которые проходили строительные маршруты.

Продление М-12 до Тюмени планируют завершить в 2026 году. Но жители Нижегородской области уже сейчас видят, что скорость строительства федеральных магистралей может стоить им качества собственных дорог.