Интервью журналу "CASPIAN"
Пик популярности Вашего творчества пришёлся на середину 90-х. Чем отличается поп-культура тех лет от современной?
Отличия есть, конечно. Но мне не хотелось бы вдаваться в детальный анализ. Всегда есть артисты талантливые и не очень. Если коротко – сегодня больше конъюнктуры и абсолютное отсутствие гражданской позиции среди артистов. Оголтелый капитализм побеждает здравый смысл. Пресмыкание перед властью и телеканалами работает не на пользу настоящему творчеству. Отовсюду звучит: «Чего изволите?»
Сотрудничество с Игорем Крутым было очень успешным. Как состоялось Ваше знакомство, и почему Вы прекратили совместное творчество после альбома «Царица моих сновидений»?
После ряда моих успешных песен, появившихся на телевидении с 1993 по 1995 годы, Игорь пригласил меня на разговор и предложил сотрудничество. Работа оказалась действительно успешной и очень заметной. Например, песня с этого альбома «На Ордынке» до сих пор звучит практически на всех радиостанциях, играющих этот формат. Песня стала народной.
Так почему же Вы прекратили совместное творчество после альбома «Царица моих сновидений»?
Есть пара причин. Во-первых, после записи этого альбома у меня накопилось много своего материала, который я хотел реализовать. Ну, и всевозможные придворные интриги имели место быть, так как не всем нравился мой стремительный взлет, да еще и с поддержкой Игоря и его структур. В общем, дальше не сложилось. Сегодня у нас хорошие отношения, и я с большим удовольствием исполнил бы песню Крутого, если бы он предложил. Но таких предложений пока нет, Игорь больше работает с международными звездами, такими как Лара Фабиан и Дмитрий Хворостовский.
Песня «У меня нет жены» стала гимном всех холостяков в стране. Насколько автобиографична на тот момент был этот хит?
Ни на сколько. Это шоу-бизнес. К тому времени я был женат, у меня росла дочь Татьяна. Я придумал образ молодого разведенного мужчины и он сработал безукоризненно. Продюсерское видение артиста, в данном случае себя, мне всегда было присуще.
В чём же секрет баланса между гармонией в семье и сохранением личного пространства творческого человека?
А при чем здесь личное пространство творческого человека? Семья есть семья. Это самое главное. Без любящего человека рядом очень трудно добиваться чего бы то ни было. Главный «секрет» всего на свете – любовь и только любовь.
Вы исчезли с телеэкранов на самом пике своей популярности. До сих пор всех интересует причина этого поступка.
Я тогда всерьез себя как артиста не рассматривал. Мало того, у меня характер домашний, спокойный. Сидеть за роялем, работать в студии или писать партитуры мне нравится гораздо больше, чем быть персонажем тусовки. Конечно мощнейший стимул для работы на сцене – это твои зрители. Я глубоко их уважаю и с удовольствием пою для них до сих пор. Но к сожалению не так часто, потому что вовлечен в массу других проектов.
Позже Вы долгое время работали продюсером певицы Алсу. Не сложно ли было человеку, привыкшему к вниманию зрителей, трудиться за кулисами шоу?
Я Вас поправлю. Продюсером певицы я работал последние два года перед её замужеством, после которого она по большому счету сошла со сцены. А до этого я был художественным руководителем её коллектива, занимался только музыкой и помимо этого пел большой блок своих песен в её концертах. Так что внимание зрителей никуда не делось. К тому же я с удовольствием занялся по-настоящему любимой работой – производством музыки. Да и материальная составляющая была не плохая [смеётся]. А если серьезно – очень рад, что значительная часть моего артистического и музыкантского опыта была мной передана Алсу, которую я считаю до сих пор самой интересной певицей в нашей стране.
Вы писали песни и для Алсу, и для других исполнителей. По какому принципу певец-композитор решает какую песню отдать, а какую спеть самому?
В основном я пишу для себя. А если пишу для кого-то, то делаю это специально, учитывая вокальные и актерские возможности артиста, его настроение, события в личной жизни и многое другое. В моей практике не было такого, чтобы я достал песню из запасников и предложил её кому-то. Песня для другого исполнителя – это всегда конкретная адресная работа.
В 2006 году Вы активно занялись продюсированием и записью православной музыки. Что привело Вас в религиозную музыку, и как отразилось это на Вашем эстрадном творчестве?
Это большая и сложная тема. С детства я будучи участником хора мальчиков Московского Государственного Хорового Училища имел счастье прикоснуться к духовной музыке. Это осталось во мне навсегда. Для верующего человека нет ничего более радостного и значительного, чем возможность славить Бога. А для верующего музыканта это просто долг. И насколько мне будет позволено, я буду этим заниматься, потому что без этого просто уже не смогу. Я всерьез хотел стать священником, но думаю, что моя музыкальная проповедь может быть услышана много большим количеством людей, чем проповедь священника с амвона.
Моё погружение в православную культуру не то что не мешает, но помогает мне заниматься светскими музыкальными жанрами, позволяет мне смотреть на другую музыку иначе, под единственно правильным, на мой взгляд, углом зрения.
Вы записали альбом песен в исполнении своей дочери. Как развивается её карьера сейчас?
Моя старшая дочь Татьяна стала журналистом. Она счастлива в своей профессии, а я счастлив, что она нашла любимое дело. К тому же 1-го июня она вышла замуж, с чем я её искренне поздравляю.
Как Вы характеризуете свое творчество сегодня? Как обстоят дела с гастролями и выходом новых альбомов?
Мне не нравится характеризовать свое творчество. Пусть это делают другие, если захотят. Могу только сказать, что мое творчество действительно многогранно. В последнее время я очень много занимаюсь продюсерской работой. Я работаю с молодыми артистами – замечательным шансонье Александром Юрпаловым и своим новым детищем, группой «ВыNос МоZга». Я написал приличное количество новых песен для Алсу. Конечно же много времени уделяю православной музыке и каноническим текстам. За последнее время мы выпустили несколько интересных работ с монахами Оптиной Пустыни, среди которых духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрит Илий.
Остается время и на гастрольные поездки. С православной программой я недавно выступил в Киеве и Белгороде. Со светским репертуаром был в наших северных городах. В ближайшее время запланированы как православные, так и обычные концерты в разных местах нашей страны.
В конце прошлого года вышел мой новый альбом «День за днем», над которым я работал несколько лет. В него вошли лирические песни о любви, к которым привыкла моя аудитория. Буквально на днях я переиздал свой православный альбом «НЕБО», написанный на стихи настоятельницы монастыря в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы в Калиниграде игумении Елисаветы (Кольцовой). Работаю над альбомом инструментальной музыки. Планов очень много.
Когда нам ждать большого возвращения Вадима Байкова на эстраду?
А что такое большое возвращение на эстраду? Если вы имеете ввиду участие в телепрограммах, точнее мое в них отсутствие, то это вообще ни о чем не говорит. У меня есть своя устойчивая аудитория и мозолить глаза всеми правдами и неправдами на тв необходимости нет. А если говорить, например, о большом концерте в Москве, то этим я пока серьезно не занимался, но желание такое есть. Мне есть что сказать людям.
Вы когда-нибудь бывали в Баку? Какие впечатления и ассоциации связаны с Азербайджаном?
В Баку бывал конечно. Очень радушный, теплый, душевный город. Ассоциации такие: Гейдар Алиев – в 2001 г. мне посчастливилось быть на приеме у президента Азербайджана; Муслим Магомаев – в том же году мне довелось вместе с Алсу репетировать и выступать с великим певцом; ну и, конечно, Каспийское море, нефть, черная икра и гостеприимство. (улыбается)
К чему Вы стремитесь сегодня?
Профессиональных задумок и планов очень много. Если Господь даст возможность, силы и время мне их реализовать, я буду счастлив.
Мне хочется, чтобы мои дети нашли себя в жизни, чтобы они были настоящими людьми с широкой и любящей душой, чтобы любили выбранные ими профессии, были счастливы в личной жизни.
Я бы хотел, чтобы в наше жесткое время мы не забывали о Боге, о душе, о любви, сострадании и доброте. В этом нам поможет вера.
Любой художник, любой артист и музыкант хотел бы сделать этот мир хоть немного лучше. Поэтому настоящее большое искусство, добрая искренняя песня, не говоря уже о седых канонических произведениях, призваны обратить человека к Небу, к вечным ценностям, благодаря которым человечество до сих пор живо.
Беседовал Заур Алиев
журнал «Caspian», Баку, 2013 г.