Найти в Дзене

Иисус Христос — Пророк или Сын Божий? Факты и доказательства.

Иисус Христос (Иисус из Назарета) является центральной фигурой Христианства и также часто упоминается в Исламе. Его личность и значение являются предметом как исторических, так и религиозных дискуссий. Внебиблейские исторические свидетельства об Иисусе немногочисленны и фрагментарны, но их наличие помогает сформировать общее представление об Иисусе как о реальной исторической личности. Иосиф Флавий (Josephus Flavius) (37-100 гг. н.э.): иудейский историк, служивший римлянам. В его труде "Иудейские древности" (Antiquities of the Jews) есть два упоминания об Иисусе: "Testimonium Flavianum": спорный отрывок, который большинство ученых считают частично или полностью интерполированным (добавленным) христианскими переписчиками. Он описывает Иисуса как мудрого человека, чудотворца и Мессию, но подлинность этих утверждений оспаривается. Упоминание об Иакове, "брате Иисуса, называемого Христом": Этот отрывок считается более достоверным, так как он не содержит явных христианских утверждений. Таци
Оглавление

Иисус Хрисос — общая известная биография.

Иисус Христос (Иисус из Назарета) является центральной фигурой Христианства и также часто упоминается в Исламе. Его личность и значение являются предметом как исторических, так и религиозных дискуссий.

Внебиблейские исторические свидетельства об Иисусе немногочисленны и фрагментарны, но их наличие помогает сформировать общее представление об Иисусе как о реальной исторической личности.

Иосиф Флавий (Josephus Flavius) (37-100 гг. н.э.): иудейский историк, служивший римлянам. В его труде "Иудейские древности" (Antiquities of the Jews) есть два упоминания об Иисусе:

"Testimonium Flavianum": спорный отрывок, который большинство ученых считают частично или полностью интерполированным (добавленным) христианскими переписчиками. Он описывает Иисуса как мудрого человека, чудотворца и Мессию, но подлинность этих утверждений оспаривается.

Упоминание об Иакове, "брате Иисуса, называемого Христом": Этот отрывок считается более достоверным, так как он не содержит явных христианских утверждений.

Тацит (Tacitus) (56-120 гг. н.э.): римский историк, описавший преследования христиан при императоре Нероне в своих "Анналах" (Annals). Он упоминает, что "Христос, от которого они получили свое имя, был казнен прокуратором Понтием Пилатом во время правления Тиберия". Это свидетельство подтверждает факт казни Иисуса римскими властями.

Плиний Младший (Pliny the Younger) (61-113 гг. н.э.): римский наместник Вифинии (современная Турция). В письме императору Траяну он описывает христиан как людей, которые "собирались в определенный день до восхода солнца, и пели гимн Христу как Богу".

Исторические источники вне Библии указывают на то, что Иисус был реальной исторической личностью, иудейским проповедником и чудотворцем, который был казнен римскими властями в Иудее.

Основное различие между христианскими и исламскими взглядами на Иисуса заключается в его божественности. Христиане верят, что Иисус — это Бог, воплотившийся в человеческой форме, в то время как мусульмане считают его великим пророком, но не Богом.

Кто такой Иисус Христос на самом деле?

Предшественники Иисуса Христа.

Чтобы понимать, кем был Иисус, нужно понимать, что было до него. И первым официально известным пророком и одним из самых авторитетных пророков до Иисуса был Моисей (Муса). После Моисея был Иисус Навин (Йехошуа бин Нун). Моисей умер около 1272 г. до н.э., а Иисус Навин возглавил израильтян после его смерти и привел их в Землю Обетованную. Следовательно, между ними был очень короткий промежуток времени, менее года, прежде чем Иисус Навин взял на себя руководство.

Само же Учение Моисея (Тора, Закон Моисеев) оставалось центральным элементом веры Израиля, и последующие пророки опирались на него и считали его авторитетным.

Они не меняли сам Закон, но они акцентировали внимание на определенных аспектах, объясняли его смысл и показывали, как он должен применяться в жизни. Они также добавляли новые откровения и пророчества, которые, хотя и не противоречили Закону, расширяли и углубляли понимание воли Божьей.

После Иисуса Навина, ближайшим пророком был Самуил (Шмуэль).
Самуил жил примерно в 11 веке до н.э. Он был последним из судей и первым из пророков, которые помазали царей Израиля (Саула и Давида).

Таким образом, между ними прошло примерно 200-300 лет. Это период эпохи Судей, когда руководство было в руках судей, а пророческое служение развивалось параллельно.

Затем были: Натан (Натан, نَathan) (20-50 лет), Илия (Элийяху, إلْيَاس, Илйас) (100-150 лет), Елисей (Элиша, اليَسَع, Аль-Яса), Осия (Ошеа, هُوشَع, Хуша) (50-100 лет), Амос (Амос, عَامُوس, Амус), Исайя (Йешаягу, إِشَعْيَاء, Ишайя) (до нескольких десятилетий), Михей (Миха, مِيخَا, Мика), Софония (Цефания, صَفَنِيَا, Сафания) (50-100 лет), Иеремия (Ирмиягу, إِرْمِيَا, Ирмия) (до нескольких десятилетий), Даниил (Даниэль, دَانِيَال, Данияль) (до нескольких десятилетий), Аггей (Хаггай, حَجَّي, Хаджи) (50-100 лет), Захария (Зехария, زَكَرِيَّا, Закария), Малахия (Малахи, مَلاَكِي, Малаки) (50-70 лет), затем же был Иоанн Креститель (Йоханан Ха-Матбиль, يَحْيَى, Яхья) (400 лет после Малахии) и сам Иисус Христос (Йешуа, عِيسَى, Иса)

Если подытожить, то в среднем временной разрыв между пророками составлял примерно от 50 до 100 лет. Конечно, это не абсолютное правило, и бывают исключения. Иногда пророки были современниками, как будто передавая эстафету друг другу. В других случаях между ними проходило гораздо больше времени, возможно, целые поколения. Но, глядя на общую картину, такую оценку вполне можно считать разумным приближением.

Появление Иисуса Христа.

Обобщая, можно сказать, что и Христианство, и Ислам признают, что Иисус (Иса) был выдающейся фигурой, рожденной сверхъестественным образом от девственницы Марии (Марьям). Обе религии видят в нем посланника Божьего, наделенного особыми дарами и способностями. Однако, их взгляды на его природу и события, связанные с его жизнью, имеют существенные различия.

Что не мало интересно, в древнем обществе, особенно в иудейской культуре того времени, строго соблюдались нормы, касающиеся брака и сексуальной чистоты. Внебрачные половые отношения считались серьезным грехом и могли повлечь за собой суровое осуждение и наказание.

Зачатие ребенка без мужа или вне брака вызывало неизбежные подозрения. Если бы Мария не смогла объяснить, как она забеременела, общество могло бы счесть ее виновной в прелюбодеянии.

Иосиф, обрученный с Марией согласно Христианству, был в шоке, узнав о ее беременности. Он решил тайно отпустить ее, чтобы не подвергать ее публичному позору (Матфея 1:19). Это указывает на то, что в то время прелюбодеяние было серьезным проступком.

Вполне вероятно, что у окружающих людей были вопросы и подозрения по поводу беременности Марии. Общественное мнение могло быть очень суровым, и Мария могла не просто столкнуться с осуждением и насмешками, но и со страшной участью.

В Коране же описывается, как младенец Иса (Иисус) заговорил в колыбели, чтобы защитить свою мать Марьям (Марию) от обвинений.

Согласно Исламу, после рождения Исы Марьям вернулась к своему народу. Люди были поражены и обвинили ее в совершении греха. Они не могли понять, как она могла родить ребенка, не будучи замужем.

Чтобы защитить Марьям, младенец Иса (Иисус), по воле Аллаха, заговорил. Он сказал: "Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком." (Коран 19:30). Далее он описывает свою миссию, данную ему Аллахом.

Речь младенца Исы подтвердила его пророческий статус и показала, что его рождение — чудо, совершенное Аллахом. Это защитило Марьям от позора и позволило ей донести истину до людей.

Для многих христиан рождение Иисуса считается уникальным явлением, но уникальность пропадает, о чем свидетельствует Сура Аль-Имран (3:59), которая также не противоречит Библии:

"Воистину, пример Иисуса перед Аллахом — подобен примеру Адама. Он создал его из праха, затем сказал ему: "Будь", — и он был."

Кем позиционировал себя Иисус Христос?

Чтобы понять, кем Иисус позиционировал себя, нужно обратиться к его собственным словам в разных писаниях. Никто не опишет его лучше, чем Бог (Отец) или же сам Иисус. Свидетельство других тоже имеет значение, но это мы рассмотрим второстепенно.

— Евангелие от Иоанна включает следующие цитаты:

"Иисус сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня."
"Я пришел не для того судить мир, но чтобы спасти его."
"Иисус сказал им: Я есмь хлеб жизни; кто приходит ко Мне, тот не будет алкать, и кто верует в Меня, тот не будет ни жаждать никогда."
"Иисус сказал опять: Я есмь свет мира; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни."
"Иисус говорит им: Моя пища есть делать волю Пославшего Меня и совершить Его дело."

Действительно, отличие Иисуса от других пророков заключается в том, что он не только говорил о Божьих посланиях, но и ясно заявлял о своей уникальной роли и природе, что часто вызывает дискуссии и разногласия.

  • "Я есмь хлеб жизни" (Иоанна 6:35) — образ, показывающий, что он — источник духовической пищи.
  • "Я есть свет мира" (Иоанна 8:12) — символ, указывающий на просвещение и руководство.
  • "Я есмь дверь" (Иоанна 10:9) — метафора, показывающая путь к спасению.

В библейском контексте слово "есмь" происходит от древнееврейского глагола הָיָה (hayah), означающего "быть". В русском синодальном переводе и в других переводах слово "есмь" зачастую используется как устаревшая форма, переводящая древнееврейский глагол "я есть" или "буду". На простой лад можно воспринимать как "я являюсь".

В греческом тексте — Марка 14:62 Иисус говорит:

"Εγώ εἰμί, και ὁ υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου" — "Я есмь, и Сын Человеческий"

— Евангелие от Иоанна:

"Я и Отец — одно"
"Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь."

В контексте, иудеи понимали это как претензию на божественность, потому что Иисус утверждает, что существовал до Авраама, что невозможно для простого человека.

Этот момент стал причиной обвинений в богохульстве, потому что они поняли это как заявление о своей божественной природе.

Но эту претензию Иисус также отверг, ссылаясь на собственный закон иудеев, которые его обвиняли.

"Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я — Сын Божий?"

Важно понимать, что этим разговором Иисус также ссылается на — Псалом 81:6

“Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;”

Сюда отлично вписывается отрывок из Иоанна 20:17, что подчеркивает метафорическое обозначение данных фраз:

"Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему."

— Евангелие от Матфея:

"Иисус сказал ему: Лисы имеют норы, и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий — не имеет, где престать ногою."
"Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи на земле..."
"Когда Иисус пришел в окрестности кессарийской Филипповой, то спросил учеников своих: За кого чтут люди Сына Человеческого?"
"Как Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать свою жизнь для искупления многих."
"Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой и славою великою."

Иисус часто использовал метафоры и образные выражения, поэтому важно воспринимать его слова в контексте и не всегда буквально. Есть много и других цитат, имеющие разные посыл и значение, но однозначного утверждения, не противоречащего с другими цитатами или вызывающего сомнительные дискуссии, Иисус не говорил.

Есть много моментов, которые могут на что-то намекать как в одну, так и в другую сторону, но единственное, в чем Иисус утвердительно себя позиционировал, так это в том, что нужно следовать за ним, чтобы войти в Царствие Божье. Тоже самое делали пророки и до Иисуса, и все они призывали поклоняться и служить "Отцу" (Творцу).

Более того, Иисус в этом же Евангелие (От Матфея 19:17) противопоставляет себя Богу:

“Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.”

Тоже самое и от Марка 10:18, Луки 18:19, что достаточно примечательно:

“Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.”

Если же все "Сыны Божьи", то Он есть Отец всех Детей, и Иисуса тоже, в чем также можно убедиться в Евангелие от Марка:

"Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение"

Но здесь имеется важное уточнение в слове "возлюбленный". Если к утверждению "ты сын мой" задать вопрос "какой сын (из всех сынов)?", то ответом в данном случае является "возлюбленный", то-есть любим больше, чем другие "сыны", если воспринимать обозначение "сына", как метафору. Поскольку повествование Библии использует метафоры во многих стихах, о чем вы убедились выше, здесь можно создать дискуссию о неоднозначности этой фразы. Для простого читателя она покажется очевидной, если вырвать ее из контекста и не ознакомиться с другими стихами, где он утверждает иное (сын человеческий), обозначает всех "детьми Божьими" или вовсе утверждает, что он пророк.

В подтверждение тому, что он также идентифицирует себя, как пророка для людей, можно привести следующие отрывки от Марка (6:4):

"И Иисус сказал им: на пророка только в родном доме и в доме своем почитают. И негоже ему самому делать чудеса, кроме легких рук, чтобы больных исцелять."

В этом контексте Иисус говорит о себе как о пророке. Иисус указывает, что в родных местах и домах обычно не признают пророка, потому что люди знают его по обычной жизни и не видят в нём пророка или Мессию. Он использует выражение "на пророка только в родном доме и в доме своем почитают", что означает, что даже пророки сталкиваются с недоверием или пренебрежением в тех местах, где их знают лучше всего.

В Иоанна 1:21 описывается диалог между Иоанном Крестителем и иудеями, которые его спрашивают, кто он такой. В частности, их интересует, не является ли он Илией или пророком:

И спросили его: кто же ты? Илия ли ты? Он сказал: нет. Пророк ли ты? Он отвечал: нет.

Иоанн Креститель отвергает эти титулы. В то время Илия считался ожидаемым пророком, возвращающимся в конце времён (Малахия 4:5-6). Люди могли его принять за Илью, чтобы подчеркнуть его пророческую миссию.

Книга Малахии — последняя книга Ветхого Завета, она обращена к народу Израиля в эпоху после возвращения из плена в Вавилоне. Основная тема — призыв к покаянию, исправлению жизни и подготовке к приходу Божьего дня.

В настоящее время, согласно христианской традиции, Илия уже "пришёл" в роли Иоанна Крестителя, подготовив путь для Мессии. Проблема данного утверждения в том, что сам Иоанн Креститель это отвергает и, соответственно, Илии еще не было. Даже если бы Иоанн был другим пророком (не Илией), он бы согласился со вторым вопросом "пророк ли ты?", но и здесь он сказал "нет".

С рациональной точки зрения можно понять, что иудеи в курсе про пророчества Малахии, и задают они очевидные из этого вопросы. Но, более того, иудеи считали, что либо до Илии, либо после Илии придет другой пророк, что соответственно уточняют в разговоре с Иоанном Крестителем. Поскольку считалось, что Илия подготовит путь для Мессии, то очевидно, что иудеи ждали и Мессию тоже.

Если допустить, что Илия уже приходил, а иудеи могли так думать, особенно после прихода Иисуса и отрицания Иоанном Крестителем своей идентификации, как "Илия", то иудеи правда убедились бы в приходе Илии, который они уже пропустили, и застали бы только Мессию. Но в таком случае второй уточняющий вопрос о том, пророк ли он, означал бы, что если Илия уже приходил, а Иоанн не Илия, то они ждали после Илии другого пророка в буквальном смысле этого слова, а не Мессию (так как не использовали уточнения про Мессию), кем считался Иисус, таким образом получается, что после Илии ожидаем либо другой пророк, либо пророком и называли Мессию.

  • В Малахии говорится о приходе Илии перед приходом "дня Господня".
  • В иудейской традиции существует ожидание, что после Илии придёт Мессия.
  • В Христианстве считается, что Илия возвратится в конце времён, чтобы подготовить путь для второго пришествия Христа.

Давайте еще раз углубимся в пророчество Малахия 4:5-6 (или 3:23 в некоторых переводах):

"Вот, я посылаю к вам пророка Илии перед наступлением Дня Господня, великого и страшного; он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам..."

Значит, если на тот момент есть первое пришествие Иисуса Христа, то речь не может идти об Илие, ведь он по пророчеству придет либо перед вторым пришествием, либо перед первым. Но сам Иисус в Евангелии от Матфея 17:10-13 сказал, что Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя:

"Ибо все пророки и закон пророчеств до Иоанна пророчествовали. И если хотите принять это, то он — Илья, который должен прийти."

В таком случае, хоть это и противоречиво, но придется поверить именно Иисусу, когда мы говорим об Илие. Раз иудеи ждали не Мессию (если "Мессия" не было синонимично "пророку"), они ждали или ждут еще одного пророка уже либо до Иисуса Христа, либо после, на что намекает и сам Иисус:

Евангелие от Иоанна (много стихов):

"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек: Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет."
"А Утешитель, Дух Святый, которого пошлет Отец во имя Мое, Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам."
"Когда же придет Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, — Дух истины, который исходит от Отца, — Он засвидетельствует о Мне."
"Я еще много имею сказать вам, но вы не можете вместить этого сейчас. Когда придет Он, Дух правды, то наставит вас на всякую истину. Он не скажет сам от себя, но скажет только то, что услышит, и возвестит вам грядущее. Он прославит Меня, потому что возьмет из моего и возвестит вам."

Почему здесь речь о пророке, а не о Святом Духе? Для начала, нужно разобраться в его определении (Святого Духа). Согласно апостолу Павлу Святой Дух упоминается еще на Пятидесятницу (около 30-33 гг. н.э.), при этом важно подчеркнуть, что некоторые считают его лжеапостолом из-за того, что он отвергал "прошлые" законы и единолично провозгласил себя апостолом и тем, кто видел Иисуса Христа. Более того, он практически единственный "авторитетный" человек, кто прямо говорит о Святом Духе и единственный крестит во имя Отца, Сына и Святого Духа, чего не делали другие апостолы Иисуса (они крестили только во имя Иисуса). Можно ли ему доверять?

Затем был первый вселенский собор (Никейский в 325 году), где "обосновали" божественность Иисуса Христа, и второй вселенский собор (Константинопольский в 381 году), где сформулировали учение о Святом Духе и Троице. В течение веков учение о Святом Духе уточнялось и развивалось, особенно в Восточной и Западной церквях.

Почему же Святого Духа сформулировали так, как сформулировали? Вернемся к первоисточникам.

Как появился Святой Дух?

Послание Иоанна, глава 4:

1. Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3. а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

В данном отрывке использует термин "духи" в смысле духовных сил или личностей, которые проявляются в виде пророков или пророческих духов. С точки зрения лингвистики, контекст слов Иисуса таков: "не всякому пророку верьте, от Бога ли он, так как есть много лжепророков", а тот, кто исповедует "исповедует Иисуса Христа", тот от Бога, соответственно, кто не исповедует Иисуса Христа, тот не от Бога. Речь очевидно не идет о Святом Духе, который исповедует Иисуса, и не о "несвятом духе", который его не исповедует. Контекст противопоставления этих фраз логически означает, что это метафоры и речь идет о людях, которые исповедуют либо от Бога, либо не от Бога. Удивительно ли то, что Иисус общался загадками, то-есть метафорами?

Именно из-за таких метафор и вставок Павла люди стали воспринимать Святого Духа за отдельную личность. Современное же определение Святого Духа следующее — это третья ипостась Троицы, Бог в форме Духа, который действует в мире и в сердцах верующих, вдохновляя, освящая, укрепляя их в вере, давая духовные дары и ведя к святости.

Проблемы Святого Духа в том, что кроме апостола Павла никто не упоминал (кроме неочевидных метафор) и не цитировал Святого Духа. Если позволить себе мыслить критически и непредвзято, то можно радикально предположить, что автор Святого Духа — апостол Павел. Если бы не было Павла, не было бы Святого духа.

О ком же тогда была речь, когда Иисус собирался послать духа-утешителя?

Святой Дух считается равным Богу Сыну и Богу Отцу. Все они считаются равными по достоинству, сути и божественной природе, но при этом отличаются по ролям и функциям в рамках божественной Троицы.

Но как они могут быть равны, когда само писание отрицает это и саму суть божественности? Рассмотрим некоторые отрывки:

Евангелие от Иоанна 14:28

"Ибо Отец есть более великий, нежели я."

Евангелие от Матфея 11:27

"Обо мне же никто не знает, кроме Отца; и никто не знает, кроме Отца, и подобно тому никто не знает, кроме Сына, и кому Сын захочет открыть."

Евангелие от Иоанна 8:28

"Я делаю все, что Он мне повелел."

Евангелие от Иоанна 17:3

"Это суть вечной жизни: чтобы они познали тебя, единого истинного Бога, и посланного тобою Иисуса Христа."

Евангелие от Матфея 24:36:

"А о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, а только Отец."

Бытие 6:6:

"И пожалел Господь, что создал человека на земле, и огорчился в сердце своем."

Бытие 6:7:

"И сказал Господь: уничтожу с лица земли человека, которого я сотворил, от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, ибо я сожалел, что создал их."
  • Иисус в Евангелии говорит, что Отец более велик, что указывает на иерархию внутри Троицы или различие в функциях. В других местах подчеркивается особая связь и подчиненность Иисуса Отцу, а также его послушание. Иисус так же не отмечает наличие Святого Духа в "сути вечной жизни", но упоминает лишь себя и Отца.
  • Иисус признает, что Он не знает даты конца света, а знает только Отец, что создает впечатление о его ограниченности по сравнению с Отцом.
  • В Бытие Бог "сожалел" о создании человека и решает уничтожить людей, что, кажется противоречием божественному всемогуществу, ведь Бог, как считается, должен знать исход.

Отсутствие равенства: эти цитаты подчеркивают, что в рамках христианского учения о Троице Бог Отец, Сын и Святой Дух имеют разные роли и уровни знания или власти. Иисус, будучи человеком или в воплощенной природе, признает свою ограниченность по знанию и подчиненность Отцу. Павел явно не учел это, когда "описывал" Святого Духа и Троицу в целом.

Бог сожалел, словно не знал или не предвидел: в Бытии Бог выражает сожаление и принимает решение о уничтожении, что кажется противоречащим идее о полном знании и всемогуществе. Это может быть интерпретировано как проявление человеческой формы Бога, ограниченного восприятием или эмоциональной реакцией, или как описание божественной воле, которая включает в себя возможность сожаления или изменения решений.

Эти цитаты показывают, что в текстах присутствуют элементы, указывающие на различия в статусе, знании и роли между Отцом и Сыном, а также на человеческие черты Бога — сожаление и эмоциональные реакции. В богословии эти моменты часто объясняются через концепцию разных "ипостасей" внутри единого Бога, где роли и знания могут различаться, не умаляя их божественной сущности. Однако, с точки зрения строгой логики и абсолютного равенства, эти различия являются противоречиями и подрывают могущество как Единого (одного) Бога, так и его отдельных "ипостасей". Проблем с этим было бы гораздо меньше, если бы Богом считали только Иисуса Христа, но благодаря практически лишь одному апостолу (Павлу) "двоица" стала "троицей".

Дух истины — Пророк Мохаммед?

Если же принять метафоры Иисуса о "духах истины" и так далее, о том, что все мы "сыны Божьи" и то, что Святого Духа прямо не существовало до "идей" апостола Павла, то можно предположить, что Иисус — лишь один из очередных пророков, а не Бог. Более того, никто из его учеников не крестил во имя Святого Духа (только во имя Иисуса).

Хотя есть, вероятно, человеческая вставка в Матфея 28:19, которой нет ни у каких других апостолов, кроме Павла, могла бы поспорить с этими аргументами:

"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа..."

Однако человеческие вставки и "обман" не так редко встречаются в Библии, как хотелось бы, и, к примеру, в эпоху, когда жил пророк Исаия (около 8 века до н.э.), книги Царств ещё не существовали в нынешнем виде. В то время, скорее всего, существовали устные предания, летописи и записи, связанные с историей царств Израиля и Иудеи.

Тогда как объяснить то, что некоторые стихи из Исаи и Книг Царств абсолютно идентичны друг другу? Заимствование? Воровство? Святой Дух вдохновил разных авторов на одни и те же откровения или вдохновил одного автора поведать похожее откровение в совершенно разных писаниях?

Исаия 37:3 = 4 Царств 19:3:

"И сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления – день сей! ибо дошли дети до чрева матери, а силы нет родить."

Исаия 37:4 = 4 Царств 19:4:

"Может быть, услышит Господь, Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, которые слышал Господь, Бог твой; и вознесет молитву о [остатке], который еще уцелел."

Исаия 37:16-20 = 4 Царств 19:15-19: (более длинный отрывок, который повторяется практически слово в слово)

Такие "находки" не противоречат учению Иисуса Христа, но противоречат интерпретациям и дальнейшему распространению Христианства людьми по всему миру, и оно не удивительно, ведь сам отрицал праведность этой "миссии" распространения, понимая, что люди будут намеренно искажать его учение и Ветхий Завет в целом, потому он заявил, что пришел только к народу Израиля, потому он наставил не посещать другие "дороги" и города:

Матфей 7:22-23:

"Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи, разве мы не пророчествовали во имя Твое, и во имя Твое бесов изгоняли, и во имя Твое чудеса творили? Тогда скажу им в ответ: отойдите от Меня, делающие беззаконие!"

Матфей 10:5:

"Этим двенадцати послал Иисус и заповедал им, говоря: не ходите на дорогу язычников и не входите в самаритянские города, но идите к овцам погибшего дома Израилева."

Матфей 15:24:

"Он же, отвечая, сказал: я послан только к погибшим овцам дома Израилева."

В таком случае, наставления Иисуса люди просто проигнорировали и взвалили на себя роль тех самых "лжепророков". Тогда к какому же источнику обращаться за ответами?

Цитата из книги пророка Исаии 42:11:

"Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор."

Пророк Исаия предсказал многие события и пришествие Мессии за несколько сотен лет до рождения Иисуса. Его пророчества считаются важной частью Ветхого Завета и предвосхищают приход Спасителя.

А что касается Кидара, то исторически, Кидар (или Кедар) — это название племени и региона, жившего в древней Аравии, и в библейских источниках оно часто ассоциируется с народами пустынных районов, а также с территорией, которая включает Аравийский полуостров.

Единственный пророк, который приходил после Иисуса, согласно его собственным заявлениям, был пророк Мухаммед. Был же он родом из арабского народа, жившего в регионе, который в древности ассоциировался с Кидаром. В исламской традиции Мухаммед считается последним пророком, посланным Богом для всего человечества. Если же Иисусу приписывают то, что он не говорил, и верят в это, апостолу Павлу верят в то, что он сам себе приписывал, так почему же люди не могут сделать тоже самое и для пророка Мохаммеда, который по своей сути ничем не отличался от закономерных пророков до Иисуса.

Коран, Сура 4:171

"О люди Писания! не превышайте пределов в религии вашей и не говорите о Боге ничего, кроме правды. Мессия Иисус, сын Марии — посланник Аллаха и Его слово, которое Он послал Марии, и дух от Него."

В Исламе считается, что оригинальное послание, полученное через пророков, было искажено с течением времени, что является абсолютно логичным, ведь это происходило и со всеми предыдущими народами и религиями тоже. Люди постоянно выдумывали себе идолов, поклонялись им, иногда поклонялись другим людям по типу Фараона. Это естественный процесс. Ровно как естественно и то, что Творец посылает своих посланников (пророков), чтобы дать заблудшим верное руководство. Так было раньше, почему так не может быть и сейчас? Почему Христианство не может потерять актуальность со временем, как это произошло и с другими писаниями? Ведь если так оно и есть, то Творец пошлет очередного своего посланника. Если вы способны критически мыслить, вы понимаете данную проблему.

Вот некоторые цитаты из Корана и хадисов, которые указывают на искажение религиозных текстов или учений, связанных с Христианством:

Коран, Сура 2:75-79

"Вы полагаете, что они уверовали, когда они уверовали? Но скажи: "Пусть вы не уверовали, тогда вы уверуете". А ведь некоторые из них слушали слово Божие, затем искажают его, после того, как поняли его, — и знают, что это искажение. И не веруйте, кроме тех, кто уверовал и совершил добро. А кто уверует и сделает добро, — то для него — прощение и великое вознаграждение."

Коран, Сура 5:13

"Они искажают слова с их мест, и забывают часть того, чему их наставляли."

Сейчас не так важно, кто должен быть послан после Иисуса Христа, правдив ли Коран, как важно то, что люди действительно склонны искажать старые писания. Самая ранняя неполная рукопись Библии, которая была размером с две ладони (Палийский папирус 52), была написана примерно через 90-120 лет после жизни Иисуса, вторая по давности, хоть и значительно больше по размеру (Папирус 45) была написана еще через столько же после Папируса 52. Самые же ранние и полные экземпляры Библии дотируются написанием примерно через триста и больше лет после жизни Иисуса, что ставит под сомнение сохранность и оригинальность самой Библии.

Заключение.

Анализируя исторические и религиозные источники, можно сделать вывод, что Иисус Христос является реальной личностью, чья жизнь и учение оставили заметный след в истории и религии. Внебиблейские свидетельства подтверждают его существование и роль проповедника и чудотворца, казненного римскими властями. Однако, вопросы о его божественной природе и роли в религиозных учениях продолжают вызывать дискуссии и разногласия.

Две крупнейшие религии — Христианство и Ислам — по-разному интерпретируют личность Иисуса: для христиан он — воплощение Бога, для мусульман — великий пророк, посланник Аллаха. Эти различия подчеркивают глубину культурных и богословских различий, а также важность правильного понимания источников, их исторической аутентичности и контекста.

Иисус описывает сам себя достаточно размыто, разговаривает тайнами и загадками, которые не всегда можно понять верно, но свою миссию описывает вполне четко:

Евангелие от Иоанна 6:38; Матфея 5:17:

"Ибо я сошел с Неба не для того, чтобы творить волю Мою, а волю Пославшего Меня."
"Не подумайте, что я пришел разрушить Закон или пророков; не пришел разрушить, но исполнить"

Если же он не собирается разрушать Закон, а лишь исполнить, то дальнейшие последователи Христианства явно что-то напутали, вплоть до того, кому они поклоняются:
Послание Римлянам 3:28, Галатам 3:24-25:

"Итак, оправдываем человека верою без дел закона."
"Итак, закон стал нашим учителем, чтобы привести нас к Христу, чтобы мы оправдались верой. Но теперь, когда вера настала, мы уже не под учителем."

Из-за двойственных фраз Иисусу приписали статус "Бога", ведь все пророки до Иисуса делали тоже самое: творили чудеса, говорили "не от себя, а от пославшего их", приходили с верным руководством для народов и их исполнением, а их писания так же искажались со временем, люди так же приписывали им божественные атрибуты (Иосиф, Моисей). Да и по словам самого Иисуса, Христианство вовсе не должно было до нас дойти в своей первозданной форме, так как Иисус был послан только к народу Израиля.

Важным аспектом является вопрос о формировании учений о Святом Духе и Троице, которые возникли в результате исторических и богословских процессов, иногда с спорными вставками и интерпретациями. Самые ранние и полные экземпляры Библии дотируются созданием примерно в IV-V веках нашей эры (спустя минимум 300 лет после жизни Иисуса Христа), что ставит под сомнение не только концепцию верования, но и сохранность самой Библии.

Критический подход к анализу текстов, историческим источникам и пророчествам показывает, что религиозные учения могут содержать искажения, интерпретации и человеческий вклад, что требует внимательного и осмотрительного восприятия. В свете этого можно предположить, что поиск истинной природы Иисуса и его учения — важная задача для каждого верующего и исследователя, стремящегося к объективному пониманию и духовной истине. Недостаточно просто верить, чтобы не заблуждаться — так говорил Иисус (Евангелие от Матфея 22:29):

"заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией"

Поддержать автора: https://dzen.ru/id/66ca3a494f46f76bfd54c930?donate=true