Найти в Дзене
Советская авиация

КАК НЕМЦЫ ПРЕВРАТИЛИ УБИВАЮЩИЙ ПРИРОДУ ЗАВОД В ПАРК

Побывав некоторое время назад в Германии, а именно в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, я посетил множество интересных мест, связанных с промышленной историей этого края. Дело в том, что в индустриальную эпоху Рейнско-Рурский регион был центром угольной промышленности и тяжёлой металлургии. Он расположен прямо над крупнейшим в Германии Рурским каменноугольным бассейном. Здесь же находились крупнейшие металлургические заводы Круппа. В целом, самым понятным для нас аналогом этого места можно назвать Донбасс. Сегодня Рурская область является одной из одной из крупнейших городских агломераций мира. Во время Второй мировой войны металлургические заводы Эссена были в основном разбомблены авиацией союзников, но большинство угольных шахт уцелело. Они проработали до конца XX века, после чего все были закрыты. Одной из самых крупных шахт региона была шахта Цольферайн. Она была закрыта в 1986 году, а спустя 15 лет была признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и превращена в культурный

Побывав некоторое время назад в Германии, а именно в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, я посетил множество интересных мест, связанных с промышленной историей этого края. Дело в том, что в индустриальную эпоху Рейнско-Рурский регион был центром угольной промышленности и тяжёлой металлургии. Он расположен прямо над крупнейшим в Германии Рурским каменноугольным бассейном. Здесь же находились крупнейшие металлургические заводы Круппа. В целом, самым понятным для нас аналогом этого места можно назвать Донбасс. Сегодня Рурская область является одной из одной из крупнейших городских агломераций мира.

Металлургический завод в Дуйсбурге
Металлургический завод в Дуйсбурге

Во время Второй мировой войны металлургические заводы Эссена были в основном разбомблены авиацией союзников, но большинство угольных шахт уцелело. Они проработали до конца XX века, после чего все были закрыты. Одной из самых крупных шахт региона была шахта Цольферайн. Она была закрыта в 1986 году, а спустя 15 лет была признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и превращена в культурный объект.

-2

Но сегодня речь не о шахте, а о сопутствующем объекте — коксогазовом заводе Kokerei Zollverein. На снимке ниже внизу видны шахты, выше — коксовый завод.

-3

Первый коксовый завод при шахте Цольферайн основан в 1866 году. Нынешняя версия построена в 1961 году.

-4

Здесь из каменного угля, добытого в шахте, производили кокс — топливо для производства чугуна в доменных печах.

-5

Каждая коксовая печь ширину 40-45 см, длину 14-17 м и высоту 4-7 м. Множество печей объединены в коксовую батарею.

-6

Коксовые печи загружаются угольной шихтой сверху и герметизируются. Уголь подаётся по длинным конвейерным галереям, проложенным на огромной высоте.

-7

Нагрев шихты в печи происходит через тепло, передаваемое от двух боковых стен, внутри которых сжигается смесь доменного и коксового газов при температурах до 1350-1400 °С. Вот как это выглядит на действующем заводе.

-8

После окончания процесса коксования к печи подъезжает огромная двересъёмная машина, которая открывает дверь в печь, и специальный механизм выталкивает горячий кокс из печи в вагоны, где он охлаждается водой или инертными газами.

-9

На фото ниже можно рассмотреть выгрузку кокса в вагоны.

-10

Коксовая батарея обычно работает без остановки в течение длительного времени (не менее 25 лет). Всё это время кладка печей нагрета до высоких температур, истирается коксом при его выдаче, подвергается резким перепадам температур при загрузке влажной угольной шихты и действию парогазовых продуктов. Поэтому коксовые батареи строят из специальных огнеупорных материалов, которые должны противостоять разнообразным механическим усилиям в условиях высокой температуры.

-11

На заводе Цольферайн изначально было 192 коксовых печи, а в 1973 году их количество увеличено до 304.

Открытие печей обеспечивали три двересъёмных машины.

-13

В день завод производил по 8000 тонн кокса, для чего каждый день потреблял 10 500 тонн коксующегося угля.

-14

Разница в 2 500 тонн — это летучие компоненты газа, смолы, аммиака, сероводорода и бензола. Сами можете вообразить себе ущерб для экологии и здоровья жителей региона.

-15

Впрочем, во время своей эксплуатации Kokerei Zollverein считался самым современным коксохимическим заводом в Европе.

-16

Ежедневно здесь очищалось до 4 миллионов кубометров коксового газа.

-17

45% газа сжигалось для нагрева печей.

-18

Оставшаяся часть по трубопроводам подавалась на компрессорный завод.

-19

Там она сжималась до 8 бар и подавалась в пероксидную сеть Ruhrgas AG.

-20

Побочные продукты, такие как сырой бензол, продавались химической промышленности.

-21

Аммиак преобразовывался в аммиачный сульфат в качестве удобрения для сельского хозяйства.

-22

Сероводород перерабатывался в серную кислоту.

-23

Впрочем, выхлопов у завода и без того хватало, это было далеко не «зелёное» производство.

Завод в 1992 году
Завод в 1992 году

После стального кризиса в 1990-х годах и падения спроса на кокс завод был закрыт в июне 1993 года.

-25

В 2001 году завод вместе с шахтой был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как единый комплекс.

-26

То, в каком состоянии завод сегодня — это не потому, что он так хорошо сохранился, а потому, что он прошёл и продолжает проходить дорогостоящую реставрацию.

-27

Все эти «скворечники» и галереи транспортёров между ними отреставрированы со всей немецкой тщательностью.

-28

Высоченные трубы, сегодня не несущие никакой функциональной нагрузки, также выглядят совершенно новыми.

-29

Завод стал открытым общественным пространством, куда немцы приходят для пробежки, прогулки или выгула собак.

-30

С 2001 года на заводе работает открытый «Рабочий бассейн» художников Франкфурта Дирка Паске и Даниэля Милонича, созданный в рамках арт-проекта Contemporary Art and Criticism. Бассейн состоит из двух сваренных между собой морских контейнеров.

-31

В 1999 году часть печи была переоборудована в колесо обозрения.

-32

Оно имеет уникальную конструкцию без центральной оси и ступиц. На колесе установлено 14 свободно вращающихся открытых кабинок. Рядом находится огромная солнечная батарея, которая приводит колесо в движение.

-33

Каждую зиму вдоль коксовых печей заливают каток длиной 150 метров.

-34

Я посещал завод в начале декабря и видел, как рабочие заливали его водой.

Под одной из двересъёмных машин установлена палатка быстрого питания.

-36

Рядом, в бывшем административном здании находится информационный пункт и кафе-ресторан.

-37

Рядом имеется место для сцены для проведения концертов и танцевальных мероприятий. Выглядит оно максимально брутально и завораживающе.

-38

Разумеется, тут есть своя детская площадка, как в любом другом парке Германии.

-39

В бывшем солевом складе располагается «Дворец проектов» Ильи и Эмилии Кабаковых.

-40

А другой одноэтажный цех превращён в зал Grand Hall для проведения мероприятий, который можно арендовать.

-41

Но территория завода используется не только для развлечений или искусства. С октября 2006 года на заводе размещается Институт магнитного резонанса им. Хана — научно-исследовательское учреждение Университета Дуйсбург-Эссен и Университета Радбуда в Неймегене, которое разрабатывает приборы и процедуры магнитно-резонансной томографии.

-42

Напоследок предлагаю пройтись со мной по заводу в поисках артефактов, напоминающих о его прежнем предназначении. На краю завода сохранились три огромные градирни для охлаждения воды.

-43

Одна из них, стоящая рядом с вентиляторной установкой, до сих пор обшита досками. Но это самая маленькая из градирен.

Две большие градирни очищены от дерева и представляют собой колоссальные стальные каркасы, напоминающие Шаболовкую телебашню.

-45

Каркасы градирен не могут не впечатлять.

Под каждой градирней находится огромный бетонный бассейн.

-47

С не менее огромными кранами, по которым заливалась горячая вода.

-48

Также на территории завода оставлены эстакады трубопроводных трасс, но кабельные линии с них явно демонтированы.

Частично сохранились и подземные коммуникации.

-50

В одном месте сохранились пожарные пушки.

-51

Неподалёку — фрагменты подъездных путей, закатанных в плитку.

-52

А также конвейер, но в плачевном состоянии.

-53

На газоне я обнаружил вот такой блок, прошитый отверстиями в двух перекрёстных направлениях. Возможно, это часть теплообменника коксовых печей.

-54

На краю завода в своём первозданном виде установлен электровоз с вагоном для вывоза кокса.

Локомотив «двухэтажный», кабина машиниста расположена на большой высоте над моторным отделением.

Вагон для кокса тоже очень высокий.

Ещё один электровоз немного другой конструкции установлен на детской площадке.

-58

Продолжив путь дальше вдоль подъездного пути к шахте, я вышел на платформу завода.

-59

Сам подъездной путь теперь используется для отстоя грузовых составов.

-60

Мимо платформы проходит пешеходная и велодорожка с подсветкой, которая опоясывает весь комплекс.

-61

По ней я подошёл к тыльной части блока коксовых печей.

-62

На этом осмотр удивительного памятника индустриальной культуры — коксогазового завода Цольферайн, можно считать завершённым.

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!