Середина июня, и разнотравие сорняков пустырей, строительных отвалов, железнодорожных дамб и всякого рода обочин обогащается синими цветами высокорослых крупных особей синяка обыкновенного. Растение очень приметное и издалека напоминает то ли гипертрофированный колючий люпин, то ли садовую живокость, сбежавшую из бабушкиного палисадника мир посмотреть.
Естественный ареал растения — страны Европы, Средиземноморья, Малой Азии и Кавказа, откуда синяк попал в свой вторичный ареал — Сибирь, Дальний Восток, Северную и Южную Америку.
В Сибири растение обнаружили в 1895 г. в Красноярском крае, а на Дальнем Востоке впервые собрали в 1920 г. в г. Уссурийске.
Кстати, от Америк, особенно от Северной, мы уже привыкли принимать инвазионные виды, такие как эхиноцистис, золотарники, тонколучник и др., то сбежавшие из ботанических садов, то проникшие с товарами торговыми путями. Синяк обыкновенный же сумел развернуть сложившуюся традицию на 180 градусов и сам ушел на экспорт.
Растение предпочитает известковые, карбонатные и каменистые почвы и очень не любит сильные морозы, от которых нередко вымерзает, сохраняясь только там, где имеется высокий снежный покров.
В первый год синяк образует прикорневую розетку, цвести начинает лишь в следующем сезоне. Сродни медунице и незабудке, в стадии бутонизации растение имеет розово-красный оттенок венчика, меняющийся по мере взросления цветка на постоянный синий цвет. По всей видимости, для синяка дихромия цветков — это дополнительный способ конкурентного привлечения опылителей. Разноцветное пятно будет выгодно отличаться от монохромных цветков и с большей долей вероятности в первую очередь привлечет пчелку.
Первыми в цветке созревают тычинки. В основании пестика находится кольцевой нектарный диск. Пчелы, просовывая хоботок к нектару, неизбежно пачкаются в пыльце и несут ее на другие цветки, находящиеся в фазе отпыливших тычинок и созревшего рыльца, тем самым производя перекрестное опыление.
Научное название рода Echium происходит от греческого слова echis — «змея», поскольку цветок синяка, вероятно, своей формой напоминал нашим предкам открытую пасть змеи. Русское родовое название «синяк» дано растению за яркий сине-голубой цвет венчика. В народе растение называли заячьи бурачки, полевые васильки, громовик, ежовая трава, жосткое зелье, колючка, комочка, кепек, любовь девичья, марковей, материнка, меденишник, медунка, межевник, печеница, румянка, румянник, ранник, ранник синий, синюха, синяк, синец, синий цвет, шарило, синяя шарило, сомнит, куриная слепота, воловий язык.
Из всех вышеперечисленных фитонимов хочу остановиться на одном — румянке. Исходя из личных наблюдений, при анализе тематической литературы я заметил, что авторы часто проводят лексическую границу между синяком обыкновенным и синяком русским (он красного цвета), называя румянкой лишь последнего, видимо проводя логическую нить между цветом растения и цветом румянца — алый, красный. Но если обратиться к литературе XIX века, например словарю Анненкова, можно убедиться, что румянкой он называет и синяк обыкновенный.
В. Б. Колосова, автор «Лексики и символики славянской народной ботаники» (2009 г.), подтверждает зарождающиеся догадки о непрямой связи названия и цвета растения, приводя косметологические данные о красавицах Руси, применявших синяк в качестве румян. На самом деле легко в это верится, поскольку мы уже знаем, как минимум, об одном растении — волчеягоднике, используемом в далеком прошлом для тех же целей. А учитывая токсичность синяка, мы вполне можем рассчитывать на хороший дерматит при его втирании в щеки. Таким образом, учитывая схожий алкалоидный набор обоих синяков, можно с уверенностью сказать, что совершенно справедливо румянкой можно называть их оба.
Как лекарственное растение синяк применялся достаточно разнонаправленно. Если говорить о народной медицине XIX века, то травники рекомендовали растение принимать преимущественно от эпилептических припадков и укусов змей. В XX веке авторы справочников о лекарственных растениях, особенно советского периода, расширили диапазон применения синяка и уже рекомендовали его как отхаркивающее и успокаивающее кашель средство. Также растение наделяли кровоостанавливающими, антибактериальными, антифунгальными, диуретическими, седативными, антигормональными, ранозаживляющими, антитоксическими, противопростудными свойствами.
Употребляли траву при испуге, судорогах, остеохондрозе, ревматизме, гриппе, бронхите и других болезнях. Настой травы и запаренную траву синяка рекомендуют наружно в виде компрессов при суставных болях, растяжении сухожилий и др.
Синяк — превосходное медоносное растение. Мед, полученный с растения, густой, медленно кристаллизуется, имеет светло-янтарный цвет, обладает приятным запахом, очень хорошими вкусовыми качествами и относится к первосортным сортам меда.
Синяк выращивается в культуре в качестве медоноса, часто вблизи пасек, и часто дичает. Из цветков и корней синяка получали карминно-красную краску для покраски шерсти, а из семян — быстросохнущее жирное масло, используемое при производстве быстросохнущих красок для стен.
Синяк содержит циклитол борнезит, витамин Е, тритерпеноид сквален, стероиды, органическую коричную кислоту, фенолкарбоновую литоспермовую кислоту, нафтохинон шиконин. Алкалоиды и другие азотсодержащие соединения (циноглоссин, консолидин, консолицин, холин, эхимидин, гидроксимиоскорпин, ретронецин, апландицин, эхигумилин, гелиосупин, асперулин и др.), жирные кислоты и их производные (яблочная, янтарная, лимонная, фумаровая, винная, α-линоленовая, γ-линоленовая, стеаридоновая, пальмитиновая, стеариновая, миристиновая, пальмитолеиновая, арахидиновая, бегеновая, эйкозеновая, эруковая) и жирное масло: в семенах до 35%.
Кроме того, в литературе советского периода часто встречается информация о присутствии сапонинов в синяке обыкновенном, но в современных изданиях ничего об их содержании в растении я не нашел. В своем составе синяк содержит много биологически активных веществ, которые как по отдельности, так и в совокупности определяют свойства растения.
Например, алкалоиды асперулин и гелиосупин обладают противоопухолевыми свойствами. Что совершенно не мешает последнему оказывать крайне токсичное действие на печень. Витамин Е (альфа-токоферол) используется при лечении мышечной дистрофии, дерматомиозитов, бокового склероза, нарушений функций половых желез у мужчин, нарушений менструального цикла и угрозы прерывания беременности и др. Алкалоид консолицин парализует центральную нервную систему, а коричная кислота обладает спазмолитическими и бактериостатическими свойствами. Литоспермовая кислота проявляет антигонадотропное и кардиотоническое действие на организм.
В эксперименте водные экстракты корней и надземной части проявили антигонадотропные и курареподобные свойства, а водный экстракт надземной части продемонстрировал антидепрессантное действие. Настой надземной части повышает свертываемость крови, увеличивает количество лейкоцитов и лимфоцитов. Водно-спиртовый экстракт надземной части проявляет цитотоксическую активность в отношении раковых клеток простаты.
Для животных растение можно считать неопасным, поскольку на выпасе животные его просто не поедают. При экспериментальном кормлении лошадь, даже оставаясь голодной в течение нескольких дней, не ела траву синяка. В литературе указывается один случай заболевания лошадей, при котором у них появлялось сильное слюнотечение и позывы к рвоте. По-видимому, растением можно отравиться лишь в случае применения его в качестве лекарственного средства.
По биологической активности как отдельно взятых веществ, в частности, так и препаратов из частей растения в целом, однозначного портрета синяка не получается, но все-таки скорее чаша весов склоняется к растению как к ядовитому и опасному, нежели лекарственному. На пользу человеку синяк послужить точно может, но уж точно не в виде галеновых препаратов. Совокупный эффект от гигантского купажа алкалоидов растения, скорее всего, будет иметь печальные последствия. В паре книг был удивлен встреченными предложениями авторов употреблять молодые листья синяка в качестве салатной зелени. Напомню, что синяком, в качестве румян, в далеком прошлом терли щеки деревенские модницы, достигая алого румянца за счет раздражения кожи ядами синяка.
Даже легкий контакт с щетинистыми волосками, расположенными на листьях растения, может привести к серьезным дерматитам. Поэтому вопрос к таким авторам, вероятно, уповающим на еще не разогнавшуюся генерацию алкалоидов в молодом возрасте растения или просто не отдающим отчет, что к их рекомендациям могут прислушаться их читатели. Сами-то растением бы полечились?