Найти в Дзене
Книжная женщина

Анна Баснер «Парадокс Тесея»

«Петербург. Парадные фасады, скрытые строительными сетками, увечные колонны, саднящие обвалы штукатурки. Желтый, грязный и величественный город зримо обращается в пыль. Группа сумасбродных партизан-реставраторов берется нелегально восстановить бальный зал в заброшенном особняке, а чтобы привлечь деньги, проводит дерзкую художественную акцию… Но что останется от них самих после этого? Город — пространство выбора, где люди узнают себе цену и лишь некоторые получают шанс на спасение». Эта книга никогда бы не привлекла мое внимание, если бы не мои походы на радио (уже в прошлом), где мы обсуждали современную русскую литературу. Книгу слушала в аудиоформате. Не знаю, на чем прокалываются либеральные авторы, эти обиженки «режима», злых полицейских и прочих клише, но с первых строк я поняла – опять оно. Опять недовольное, брюзжащее про не такую страну и прочее. Опять эти мрачные герои, которые ни о чем, под покровом ночи творящие свои не совсем чистые дела, но думающие, что они это делают рад

«Петербург. Парадные фасады, скрытые строительными сетками, увечные колонны, саднящие обвалы штукатурки. Желтый, грязный и величественный город зримо обращается в пыль. Группа сумасбродных партизан-реставраторов берется нелегально восстановить бальный зал в заброшенном особняке, а чтобы привлечь деньги, проводит дерзкую художественную акцию… Но что останется от них самих после этого? Город — пространство выбора, где люди узнают себе цену и лишь некоторые получают шанс на спасение».

Эта книга никогда бы не привлекла мое внимание, если бы не мои походы на радио (уже в прошлом), где мы обсуждали современную русскую литературу.

Книгу слушала в аудиоформате. Не знаю, на чем прокалываются либеральные авторы, эти обиженки «режима», злых полицейских и прочих клише, но с первых строк я поняла – опять оно. Опять недовольное, брюзжащее про не такую страну и прочее.

Опять эти мрачные герои, которые ни о чем, под покровом ночи творящие свои не совсем чистые дела, но думающие, что они это делают ради прекрасной России будущего. Если вы понимаете, о чем я.

Ощущение при прослушивании романа создалось следующие – тьма, тьма, тьма и ничего, кроме тьмы. И ты продираешься через нее, ища хотя бы намек на свет. Но его нет. Как нет, в общем-то, и глубины мысли, сюжета, замысловатости, многогранности героев.

Несколько глав были детально посвящены искусству, подробному описанию картин, но и тут в середине книги автор как-то все скомкала. И потом и вовсе вышел абсолютный сумбур. Попытки найти положительное и светлое в героях не увенчались успехом. Да и все герои абсолютно непроработанные, поверхностные.

У большинства современных авторов нет глубины, поиска чего-то важного. Текст ради текста, ради картинки, ради… Не знаю, чего еще, но все их истории тянут не более, чем на школьное сочинение ученика 9 класса. Или реферат. За оболочкой аннотации только пустота.

Прежде чем сесть за написание этого отзыва, порылась в интернете и нашла интересную деталь. Сестра автора, Елена Баснер, — искусствовед, сотрудник Русского музея. Она была известна как специалист в сфере искусства. Теперь мне стало понятно, почему в романе так детально прописаны картины, художники, реставрации. То есть, писательница в данном случае понимала, о чем пишет. В 2014 году против Елены возбудили уголовное дело по обвинению в мошенничестве — подделке картины Бориса Григорьева «Парижское кафе». Кстати, похожая история фигурирует в книге. Сестру Анны Баснер оправдали, но репутация была разрушена, а российский арт-рынок получил большой удар - коллекционеры массово переориентировались на Запад.

Вернемся к книге. Начиная с середины все сюжетные веточки незакончены. Они обрываются, в них нет логики, последовательности. Мой и так натянутый интерес совсем угас. В конечном итоге книга не про искусство (о чем было заявлено в начале и даже давало надежду на неплохую историю), а обычный либеральный манифест. Дешевый, клишированный, скучный и очень предсказуемый.

В финале появилась мистика, намека на которую не было весь роман. К чему? Зачем? Автор не знала, как завершить свой поток сознания?

Скучно, девочки.

Но в связи с весьма прямой либеральной линией сюжета, где автор жалуется на «продажные выборы», замаскированно, но все-таки критикует власть и прочее, у меня возник вопрос: как сие могло попасть в финалисты «Большой книги»? На дворе, на секундочку, 2025 год, страна находится в состоянии боевых действий, и тут внезапно.

Я понимаю, что мнение, литература, искусство не могут быть однополярными, но продвигать это в финалисты по меньшей мере странно.

ТГ-канал "Ум заостряется от книг"