Любопытный документ, рассекреченный ЦРУ, попал нам в руки. В нём без прикрас раскрывается закулисье переговоров между США, СССР и Пакистаном "о советских военнопленных в Афганистане".
11 апреля 1988 г. Брюс Э. Фейн старший научный сотрудник (Архивный документ, фрагмент, перевод дословный):
В ожидании многонациональных переговоров по советским войскам в Афганистане о возможной принудительной репатриации в СССР советских военнопленных, группы из 250 человек. Москва раньше требовала возвращения в Советский Союз своих солдат, которые отчаянно хотели остаться за границей в Швейцарии.
(В Швейцарию из Пакистана были вывезены 11 советских военнопленных с условием отбывания двухгодичного срока каждому. Они содержались в армейском дисциплинарном подразделении в кантоне Цуг. По истечению двухгодичного срока на Родину вернулось восемь человек. Двое остались в Швейцарии. Один сбежал в ФРГ и получил там политическое убежище. Мы в составе поисковой экспедиции посетили Швейцарию и встретились с начальником охраны дисциплинарного подразделения в кантоне Цуг. Примечание автора)
Если Советский Союз снова попытаются принудительно репатриировать в СССР советских военнопленных в рамках всеобщего мирного урегулирования в Афганистане, Соединенные Штаты должны противостоять им. Рональд Рейган должен отдать приказ Департаменту не соглашаться ни на одно из таких соглашений.
США, Пакистан, Организация Объединенных Наций, Советский Союз и его марионеточный режим в Кабуле за столом переговоров. Советский Союз заявил о своем желании «вывести свой 115 000 воинский контингент в течение девяти месяцев". Спорные моменты остаются. Советский Союз; например, требует, чтобы все иностранные борцы (наёмники) прекратили борьбу за свободу моджахедов и все боевые действия должны быть прекращены до начала вывода советских войск, причём, настаивая при этом на своем праве продолжать оказывать массовую военную и экономическую поддержку своим суррогатам в Кабуле. Кроме того, из-за решительных возражений Пакистана и афганских моджахедов Советский Союз отказался заменить кабульскую диктатуру временным коалиционным правительством для обеспечения мирной репатриации около 5 миллионов афганских гражданских беженцев, в настоящее время находящихся в Пакистане и Иране.
В советской переговорной позиции Государственный департамент рассматривает возможность подчинить моджахедов требованиям насильственной репатриации всех 250 советских военнопленных, удерживаемых моджахедами в Пакистане и Афганистане. Однако, насильственная репатриация советских военнопленных нарушит международные договоры, давние обычаи, уважение к человеческой жизни и свободе. Это была бы личная трагедия для бывших советских солдат. Государственный департамент должен предложить США советским военнопленным иммигрировать в качестве беженцев, а также призвать моджахедов противостоять советским требованиям о возвращении всех своих военнопленных. Москва, вероятно, будет ссылаться на статью 118 Конвенции для оправдания принудительной репатриации своих 250 военнопленных, удерживаемых моджахедами. Эта статья гласит: «Заключенные должны быть освобождены и репатриированы без промедления после прекращения военных действий». Но также статья 118 может быть истолкована как запрещающая принудительную репатриацию военнопленных.
США и ООН утверждают, что эта позиция не оскорбляет статью 118, поскольку ее следует толковать в свете обычного международного права и в соответствии с моральными постулатами, защищающими свободу личности. Эти правовые доктрины отвергали принудительную репатриацию военнопленных, и ничто не предполагало намерения преодолеть эту часть международных отношений.
Таким образом, Государственный департамент должен призвать моджахедов признать советских военнопленных беженцами в соответствии с международным правом в соответствии с Законом о беженцах.
Определение Закона о беженцах в целом перекликается с определением Конвенции ООН и разрешает Президенту принимать беженцев в количестве, оправданном гуманитарными соображениями или национальными интересами.
Бусов писал Президенту Рейгану из Канады в 1986 году, описывая положение многих советских военнопленных, которые остаются в Афганистане:
Мы провели много бессонных, тревожных ночей вместе с моджахедами, с которыми мы разделили последние крошки хлеба и последние капли воды. Возможно ли, что в конце концов из-за этого мне и моим друзьям суждено жить в муках и страданиях без свободы в СССР? Может быть, это все, что мы заслуживаем?
В итоге: в документах, подписанных в Женеве между СССР, США и Пакистаном "о выводе советских войск из Афганистана" не было ни слова о советских военнопленных. Исторический документ от лица СССР был подписан Министром иностранных дел Эдуардом Амвросиевичем Шеварднадзе.
Советские войска из Афганистана были выведены. Командарм Громов в своём докладе перед всеми гражданами СССР отчитался тем, что за его спиной не осталось ни одного советского солдата.