"Этот мир меня тошнит..." Кристоф де Понфилли покончил счёты с жизнью в 2006 году.
А до этого двадцать лет насыщенных авантюрными путешествиями в Афганистан: дружба с полевым командиром Ахмад Шахом Масудом, попытка помочь советским военнопленным и трагическое разочарование.
Все пошли туда (Афганистан), чтобы испытать большие острые ощущения. Больше всего нас интересовало управление нашим страхом. (Кристоф де Понфилли)
Он испил свою чашу до дна и повесил свою жизнь "отдохнуть" на суку старого дерева в лесу Рамбуе, расположенный к юго-западу от Парижа. Ежегодно лес Рамбуйе посещают около 11 миллионов человек, так что толпы туристов, снующих по лесу, не дали телу Кристофа де Понфилли долго оставаться незамеченному. С собой он унёс откровенные тайны войны в Афганистане, хотя нам кое-что удалось узнать о судьбе некоторых военнопленных, которых в своё время снял на плёнку Кристоф. Один из них Николай Саминь. Ему он помог добраться до Пакистана. В последствии он рассчитывал организовать для него политическое убежище во Франции. Но полицейские пакистанского Пешавара не разделяли радужных грёз Понфилли и наглухо "закрыли" Николая Саминь, передав его в лагерь афганских моджахедов Бадабер. Не дождавшись помощи из Франции, Саминь стал участником восстания советских военнопленных 26 апреля 1985 года и погиб. Кристоф же до последнего не оставлял попыток найти Николая и выполнить обещанное, но судьба редко спрашивает у мечтателей как поступить. Трагическую историю Николая Саминь нам поведал перед смертью Виктор Лупан, известный французский журналист, который и сам неоднократно бывал в Афганистане и встречался с нашими военнопленными. Его интервью вошло в наш фильм "Ташакор, послесловие..."
Кристоф во время своего первого тайного путешествия в Афганистан вместе с оператором Жеромом Бони в июле 1981 года, открыл для себя новый мир, где не было ничего напускного, там шла война... и он самозабвенно снимал свой фильм «Une vallée contre un empire» ("Долина против империи"), получивший впоследствии Международную премию ONDAS (1983 г.)
"Изображения становятся воспоминаниями. Воспоминания накладываются на реальность, прошлое возвращается..."
Кристоф де Понфилли
Сценарист, режиссер, продюсер, журналист, великолепный репортер, соучредитель (вместе с Антуаном Робло, Вероник Барби, к которому позднее присоединился Фредерик Лаффон) агентства печати Interscoop. Кристоф де Понфилли является автором около сорока фильмов, документальныхи художественных, им написаны десять книг.
«Для меня Афганистан сначала существовал через изображения и слова на бумаге: Приключений было много. А потом война. Она возрождается каждый раз в разных местах на планете, с когортой безумств и страданий, трусости и героизма, и этой неотложной необходимостью жить, к чему она всегда принуждает людей. Захватывающая и ужасная реальность. Это было в 1981 году. В то время я не был журналистом, и мне было уже тридцать лет. Я отвечал за написание иллюстрированной энциклопедической коллекции для редактора - Роберта Лаффона. Несколькими годами ранее я взял камеру Super 8, с которой попробовал себя в кино, чтобы засвидетельствовать, что происходило в горах Афганистана во время войны. Идея была запущена... Мы боялись, но желание сообщить об образах жизней афганцев, внезапно показалось нам жизненно важным. Наши супер-8 камеры будут использоваться для изучения трагедии, которая разворачивается во вселенной. Они станут оружием против варварства."
Таким образом, именно в этом контексте и с таким состоянием ума Кристоф де Понфилли идет на встречу с Ахмад Шах Масудом.
«Я храню во мне, как сокровище, неизгладимый образ красоты страны, поэзии афганского народа, которого я научился уважать, а затем любить. Я научился серьезности, уважению к точности, смирению, ответственности за то, какое снимаю кино. Здесь важно не схематизировать".
Как «невежественный любитель», и благодаря контактам, установленным в Париже, Кристоф де Понфилли отправляется в Афганистан, чтобы тайно въехать в страну во время войны против Советов. Земля заминирована, возможны бомбардировки, атаки. Мы прибываем в Панджшер в изнеможении. «Масуд был чрезвычайно благодарен за то, что мы приехали издалека, пойдя на этот риск, чтобы засвидетельствовать то, что происходит в его стране. Затем, спустя годы - с тех пор, как я начал снимать фильм в 1981 году, я вернулся туда снова в 1984 году, затем в 1987 году. Между нами была связь, связь уважения, дружбы. Кроме того, ему очень нравились фильмы, которые я ему посылал. Настолько, что я дал Масуду копию фильма, который мы сделали в 1990 году с Фредериком Лаффоном, после вывода советских войск, в котором мы показали следы, которые эта война оставила. И когда он взял Кабул в 1992 году, он сразу же дал людям, которые захватили телевидение, фильм, который, транслировался в первые часы после захвата Кабула моджахедами."
Кристоф создает печальный дневник путешествий перед лицом позорной войны: Кабул на краю света. В 1997 году, выбрав приключение субъективного документального кино, он снял свой главный фильм «Масуд», «Афган», а затем в 2001 году: «Тайные игры», Nos années afghanes. Кристоф де Понфилли выбрал беспрецедентный шаг: приверженность тысяч французов, которые в 1980-х годах пересекли границу страны пешком или верхом, чтобы помочь населению Афганистана в борьбе. Журналисты, врачи, фотографы и студенты, ищущие судьбу, рискнули уйти в подполье. Понфилли добавляет: «Все пошли туда, чтобы испытать большие острые ощущения. Больше всего нас интересовало управление нашим страхом. Самая большая трагедия в Афганистане заключается в том, что очень немногие афганцы готовы строить будущее мира. На самом деле очень немногие люди обучены обеспечивать создание государства. Но афганский народ никогда не переставал подвергаться вмешательству извне. Во-первых, Советы уничтожили это афганское общество, подливая масла в огонь ислама, и внезапно они способствовали рождению исламских политических партий, когда религия вообще не была политизирована в Афганистане. После этого произошла борьба за власть между различными группировками, возникшими в результате войны против Советов, к которой следует добавить вредную игру американцев. Сначала они очень цинично решили поддержать худших фундаменталистских исламистов, потому что они думали, что эти движения будут самыми грозными перед лицом «врагов коммунизма». На самом деле они поддерживали Хекматияра только потому, что он говорил по-английски и был хорошим собеседником."
Вскоре после этого произошло то, чего так боялись («Я всегда удивлялся, что его до сих пор не убили, его практически не охраняют»): 9 сентября 2001 года Масуда убили. Он стал жертвой терракта-самоубийства, совершенного двумя террористами-смертниками тунисского происхождения, проживающими в Бельгии и прибывшими для обучения в лагерь Аль-Каида. Массуд неоднократно предупреждал Запад об опасностях террористических акций, организованных талибами. «Если западные демократии не спешат нам помогать, наши враги, включая бен Ладена, также нападут на вас», - заявил он в июне 2000 года. 11 сентября Соединенные Штаты обнаружили, что их неуязвимость была просто приманкой. Месяц спустя талибы были изгнаны из-под власти в Афганистане, но отнюдь не уничтожены. Большинство находят убежище у своих пакистанских союзников.
Кристоф де Понфилли знал успех, который имел для него горький вкус.
Телевизионные новости - это формат, пронизанный ошибками. Это гимн слепоты, бесполезности и абсурда нашего мира.
«Этот мир меня тошнит и огорчает, так как моя печаль - это печаль от потери Масуда, это друг, которого я никогда не забуду".
Источник по ссылке:
Всем желающим принять участие в наших проектах: Карта СБ: 2202 2067 6457 1027
P.S. Для тех, кто не знает, что на все наши публикации введено ограничение видимости контента в поисковых системах.
Публикации не показываются в лентах, рекомендациях и результатах поиска. Горевать от этого не нужно, мы и не такое проходили. Нравится? - оставайтесь глухими, нет - комментируйте, делитесь. Просьба, естественно, к тем, кто прочитал эти строки.