Институт информационных технологий и программирования – подразделение ГУАП, история которого началась еще на заре 1960-х годов. Когда-то это был факультет с двумя кафедрами в составе. Сейчас он включает в себя четыре выпускающие кафедры и предлагает все направления подготовки, которые входят в укрупненную группу «Информатика и вычислительная техника».
Главный редактор СМИ «Гид по вузам» Роман Гетц встретился с директором института Татьяной Татарниковой. Они поговорили об особенностях обучения, сотрудничестве с IT-компаниями и витрине студенческих проектов.
ГУАП как кузница IT-кадров
– Почему ваш институт входит в число лидеров по количеству бюджетных мест среди тех, кто готовит айтишников?
Я думаю, все просто: мы хорошо готовим специалистов. Действительно, на IT-направлении у нас самое большое количество бюджетных мест, так называемых контрольных цифр приема, в Северо-Западном регионе. Такая ситуация сохраняется на протяжении нескольких лет. Места определяются исходя из модели вуза, заработной платы выпускников, их трудоустройства.
– ГУАП многие воспринимают как вуз, в котором готовят исключительно специалистов для аэрокосмической отрасли. Как давно существует ваш институт?
Конечно, название отражает отраслевой характер вуза. Нашему институту в 2024 году исполнилось 62 года. Подготовка IT-специалистов всегда была одной из сильных сторон ГУАП. В целом сегодня сложно представить себе какую-либо отрасль без айтишников.
Направления подготовки
– Какие направления предлагает институт?
09 укрупненная группа включает в себя всего четыре направления. Все они реализуются в Институте информационных технологий и программирования. Каждая кафедра является выпускающей и отвечает за одно направление. Кафедра 41 – «Прикладная информатика», кафедра 42 – «Информационные системы и технологии», кафедра 43 – «Программная инженерия» и кафедра 44 – «Информатика и вычислительная техника».
– Что пользуется наибольшей популярностью у абитуриентов?
На самом деле все направления популярны. Если говорить о баллах ЕГЭ за последние два года, то направление «Программная инженерия» близко к 300 баллам.
– Направление «Информационные системы и технологии» включает в себя три профиля. С чем связано это разделение?
Так сложилось исторически. 10 лет назад кафедра информационных систем и технологий решила, что им в рамках направления нужны три профиля. Во-первых, были специалисты. Во-вторых, каждый профиль подразумевает изучение абсолютно разных инструментов. Кроме того, была такая нестабильная ситуация. Вдруг стали популярны информационные технологии в бизнесе. В последнее время популярны мультимедийные технологии.
– Если говорить о разнице подготовки, например, по профилю «Информационные технологии в бизнесе» и «Информационные технологии в медиаиндустрии», в чем основное отличие?
Как я уже сказала, разница в изучении конкретных инструментов. Первые полтора года на IT-направлениях мы даем одинаковую базу. Такая схема существует не только в нашем вузе. Айтишнику нужно изучать основы программирования, дискретную математику, линейную алгебру, историю России. Ему необходимо знать несколько языков программирования.
С конца второго курса начинается уже примерная ориентация на профиль. В случае с «Информационными технологиями в бизнесе» студенты больше изучают бизнес-модели, оценку потоков, оптимизацию и так далее. От них требуется знать архитектуру предприятия. «Информационные технологии в медиаиндустрии» – это обработка видео и звука, дизайн.
Работа и учеба
– Сейчас распространено мнение, что обучение в вузе не всегда важно и работать можно после окончания курсов. Что вы думаете по этому поводу?
Я считаю, что образование все равно нужно получить. Приведу примеры. Раньше мы замечали, что студенты уже на четвертом курсе пытаются работать и меньше времени уделяют обучению. Сейчас есть такая тенденция, что студенты на втором курсе начинают пробовать свои силы в IT-компаниях. Самое смешное, что они потом приходят и говорят, что собеседуют их выпускники нашего института. Наши ГУАПовские айтишники везде. Их много. Мы этим гордимся, безусловно.
Но когда наступает такой момент, практически с каждым разговариваем. Важно, в какую компанию ребята пошли, на какие условия, знают ли об этом родители. В случае с крупными IT-компаниями очень часто бывает так, что студент туда уходит и потом не возвращается в университет. Просто отчисляется. Я категорически против этого.
Поэтому у нас сложился свой пул партнеров среди IT-компаний, с которыми мы заключили соглашения. Они помогают нам в том числе в образовательном процессе. Например, группа компаний «ПРОТЕЙ». Взяли группу студентов третьего курса почти на полгода и давали ребятам абсолютно бесплатно современные знания. Дальше – приглашение на практику, на оплачиваемую стажировку. Затем – предложение вакансий без отрыва от учебного процесса. Здесь мы только за. С компанией SkyNet такая же история. То есть у нас есть несколько партнеров, с которым мы дружим и на берегу договорились, как будем сотрудничать: чтобы они давали возможность студентам все-таки получить образование и окончить вуз.
– Часто ли ребята из других вузов переводятся в ваш институт? Насколько это вообще сложно?
Это такая традиционная история: заканчивается семестр, вдруг оказывается, что кто-то хочет к нам из других вузов перевестись. Если имеется бюджетное место, то на него можно претендовать. Кроме того, у нас есть студенты, которые обучаются на коммерческой основе, учатся хорошо и хотят перевестись на бюджет. Переводы осуществляются на конкурсной основе. Смотрится средний балл, разница в программах обучениях на уровне зачетных единиц. Если все нормально, то переводим. Если нет, то отказываем.
У нас места освобождаются не слишком часто. Ребята все-таки учатся, держатся, мы за ними следим. Редко получается, что вдруг появляется одно-два места. Условно, студент переехал из одного города в другой, так как что-то случилось. Или запустил учебу, отчислили. Такое тоже бывает. Потому что нужно уметь распределять свое время. Или ушел работать в какую-то компанию, понял, что дальше учиться ему не надо. Все, отчислился. Но это редкие случаи.
Витрина студенческих проектов – отражение деятельности института
– Как вы считаете, нужна ли абитуриентам, которые к вам поступают, дополнительная подготовка?
К нам приходят ребята с высокими баллами. Они знают, чего хотят. Никакой дополнительной подготовки мы им не даем. Единственное, наверное, – это конференция «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», которая на ранних стадиях позволяет нам познакомиться с талантливыми ребятами. Если одно и то же лицо из года в год приходит с интересными докладами, мы уже понимаем, что это наш будущий студент.
Когда они уже становятся студентами, мы даем им дополнительные возможности. Например, кружок по спортивному программированию позволяет ребятам коммуницировать, объединяться в команды, выезжать на соревнования.
– На что стоит обратить внимание родителям, которые считают, что их ребенку стоит связать свое будущее с IT-технологиями?
Родителям порой действительно очень сложно. Мы же говорим на языке компетенций, учебного плана. Это же им надо зайти на сайт, посмотреть, где этот учебный план находится, какие дисциплины преподаются, чтобы сложилось какое-то мнение.
На конференцию «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» родители приходят вместе с детьми и задают очень много вопросов. Эти вопросы сподвигли меня на создание на сайте Института информационных технологий и программирования дополнительного раздела. Мы сделали витрину проектов и выкладываем наиболее интересные работы наших студентов второго, третьего и четвертого курсов. Она позволяет увидеть, что ребята умеют делать, к чему стремятся.
Сегодня там и умные очки директора института есть. Я прямо ими хвасталась везде. Я надеваю, смотрю на человека и знаю, из какой он группы, какой у него средний балл и так далее.
Ребята, которые ездили на выставку на ВДНХ, участвовали в хакатоне и получили призовое место, разработали аватаров для туризма в Санкт-Петербурге, назвали их эрмитами. Эти аватары могут встречать туристов, составлять маршруты, рассказывать о достопримечательностях. Тоже на витрине разработка. Еще одна интересная разработка – робот Яша, который помогает только что пришедшему на работу человеку адаптироваться в коллективе. Естестественно, есть разработки, связанные с искусственным интеллектом. Буквально каждая вторая работа.
Абитуриентов, родителей приглашаю просто зайти на сайт и посмотреть, какие там работы. Станет понятно, чему примерно мы учим.
Твой «Гид по вузам»
Последние новости и инициативы государства в сфере образования. Как скажутся на простых нас? Что изменится с завтрашнего дня? К чему быть готовым? Все вопросы разбирает СМИ «Гид по вузам».
Мы предлагаем индивидуальный подход и профессиональные консультации, чтобы помочь вам определиться с выбором школы, будущей профессии и подготовиться к выпускным экзаменам. Наши юридические услуги помогут абитуриентам и их родителям защитить свои права, а видеоконтент о вузах и школах ответит на многие вопросы.
Пишите на электронную почту pr@gidvuz.ru или звоните по телефону единой линии поддержки +7 (921) 956-17-71. Мы находимся в центре Петербурга по адресу: 8-Советская ул., д. 17/19 (м. Площадь Восстания).
Больше интересных и полезных материалов о высшем образовании в Санкт-Петербурге на YouTube-канале, ТГ-канале и ВК-сообществе.