ПРАВИЛО ПЕРВОЕ. ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
«Только в семье можно получить любовь, заботу, ласку родных нам людей, которые любят нас и которых любим мы». (Л.Н. Толстой)
Начнём наш разговор о правилах хороших отношений в семье с нескольких зарисовок. Каждый день родители ведут первоклассника в школу, а после школы - домой. Бабушка и дедушка каждое лето выезжают с внучкой на дачу. Сын покупает новый диван для матери. Дочь оплатила поездку в санаторий отцу-пенсионеру. Эти и подобные ситуации можно воспринять как нормальные семейные отношения воспитанных и гуманных людей. Но где же следует искать подлинный источник норм поведения людей в семье и в общении друг с другом? Попробуем установить возможную закономерность возникновения благоприятных взаимоотношений в семье.
Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители и дети) – такое толкование дает «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
В философском словаре дается более полное определение «семье» как виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
При изучении научного содержания понятия «семья», можно обратиться к следующим фундаментальным наукам: философии, социологии, этнографии, антропологии, педагогике, психологии. В рамках нашего разговора, хотелось бы привести обобщенный анализ понятия с точки зрения педагогики, где семья рассматривается как «институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников и близких».
Оценивая воспитание человека, мы очень часто произносим пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети очень наблюдательны, они быстро улавливают разницу между тем, чего родители требуют от них, и тем, как они ведут себя сами. Это относится к манере говорить, нормам общения с пожилыми людьми, братьями и сестрами, друзьями, педагогами, умению держаться за столом, знаниям этикета в транспорте, поведению в общественных местах и др.
Хороший, грамотный язык взрослых запомнится ребёнку. Он будет ему, естественно подражать, поскольку почти не знает другого общения. И если родители ссорятся, прибегая к весьма резким выражениям, ребенок не должен этого слышать. В качестве примера приведу случай, вернее происшествие, где первоклассник кричал на учительницу, используя нецензурную лексику (она сделала простое замечание за его плохое поведение в классе во время урока). Возникла цепная реакция несправедливостей, которые сопровождались мятежными воплями протеста этого ребенка. Думаю, что множество вопросов у педагогов было к родителям. Откуда их ребёнок знает бранные слова и выражения, предназначенные для оскорбления или отрицательных оценок людей и явлений? Не повторяет ли он поведение своих родителей? А насколько благополучна семья, в которой воспитывается этот ребёнок?
Проблему искать необходимо намного глубже, ведь совершенно ясно, что родители сами портят своих детей, а их авторитет безвозвратно утрачивается.
Взрослым необходимо всегда помнить, что ущерб делу воспитания наносят неосторожные разговоры в присутствии детей о знакомых, друзьях, учителях. Нередко дети могут поставить родителей в неловкое положение, повторив в обществе всё то, о чем говорили взрослые между собой.
Мелкие ссоры в семье – дело обычное. Но нельзя допускать, чтобы дело доходило до бранных слов или драк. Этого нужно избегать как заразной болезни, которая перерастает в хроническое неблагополучие в семье. Важно знать, только тот, кто с детства научился владеть собой, сможет и в будущем сохранять достоинство и самообладание.
Если в семье только один ребенок, то обычно он является центром, вокруг которого крутится жизнь. Вся любовь и забота концентрируется на нём одном, ему отдают всё внимание. Следует помнить и том, что ребенок, под дудку которого с малолетства пляшут родители, которого балуют и тем самым портят, очень скоро предъявит родителям счёт за их ошибки в его воспитании. Возможно, он не будет последователен, но совершенно ясно, что может стать в доме капризным и своенравным тираном.
Когда в семье несколько детей, то первые годы они, как правило, доставляют много забот и хлопот, но потом старшие дети помогают воспитывать младших. Они учатся быть самостоятельными, активными, умело справляются с задачами, поставленными родителями. Младшие дети редко вырастают избалованными, если в семье царит вежливое, внимательное отношение, готовность помочь и поддержать друг друга. Но когда у старших с младшими возникают спорные ситуации, взрослым необходимо обсудить проблемы, обязательно выслушать все стороны и уладить дело таким образом, чтобы никто не чувствовал себя обиженным. Важно не навязывать своё мнение, а аргументировано убедить в правоте, только тогда в семье будет здоровая обстановка, понимание и доверительное отношение.
Все дети одинаково нуждаются в любви, заботе и ласке. Они становятся замкнутыми, упрямыми, недоверчивыми, эмоционально скованными, а зачастую озлобленными, если их поведение постоянно критикуют, на их детские нужды не обращают внимания, а вместо сердечного отношения на долю им выпадают резкость и грубость. Хорошее воспитание детей - это огромный труд, а родители, которые сами то и дело уклоняются от внушаемых ребенку предписаний, не должны потом жаловаться, что их сын или дочь ведет себя абсолютно так же.
Некоторые воспитатели отделываются от расспросов детей, отвечая им небрежно или даже неправильно, потому что постоянные вопросы детей действуют им на нервы. Это безответственно и бессердечно, ведь ясность многих событий и явлений могут внести лишь пояснения родителей и взрослых. Более того, необходимо прислушиваться к вопросам и просьбам своих детей с раннего детства. В откровенном общении ребёнок сам подсказывает взрослым, чем бы он хотел заниматься, что его увлекает и интересует.
Хотелось бы привести реальный пример. Когда четырехлетнюю Настю спросили, что ей подарить на день рождения, девочка ответила – скрипку. Мама (следует отметить, по профессии она архитектор) услышала просьбу и подарила дочке первую детскую скрипку. Потом было много других скрипок, занятий, мастер-классов на Родине и зарубежьем, учеба в консерватории им. П.И. Чайковского. В настоящее время Анастасия известный российский музыкант, скрипач, дирижёр, композитор, солистка филармонии. Любит музыку, воодушевлена своей работой, дарит радость людям. Кем бы она стала, если бы родители вовремя не услышали ребенка, не обратили внимания на её просьбу? Очень важно прислушиваться к детям, потому что в игровой форме они активно познают окружающую действительность, впитывают в себя мир новых представлений, а в доверительных беседах со взрослыми делятся впечатлениями, рассказывают о своих фантазиях, мечтах и желаниях.
Наша задача – поддерживать хорошие задатки ребенка, быть внимательным к его увлечениям, развивать таланты, постоянно заниматься его обучением. Доказано многими учеными в области педагогики и психологии, что это единственный способ воспитать всесторонне развитую личность. Именно эта целенаправленная деятельность способствует формированию общечеловеческих ценностей, которые отражены в любви к родителям, дружбе с братьями и сестрами, заботе о пожилых людях, уважении к педагогам.
Не будем забывать о роли бабушек и дедушек в воспитании детей, которые, как правило, очень привязаны к внукам. Опыт показывает, что от этой бескорыстной любви и снисходительного отношения к детям почти невозможно отучить ни одну бабушку. В большинстве семей они с огромным терпением могут часами отвечать на многочисленные вопросы внуков, рассказывать разные истории и сказки. Иногда родителям стоит большого труда исправить поведение ребёнка, поскольку их старания в воспитании серьёзно подрываются слишком большими уступками со стороны бабушки и дедушки, желанием побаловать любимых внуков. Но не следует осуждать мать или тёщу, ведь в большинстве случаев именно она придёт на помощь молодым родителям. Добрая бабушка всегда позаботится о внуках, заберет из школы, поможет по хозяйству, пока родители заняты на работе. Многие не хотят отдавать малышей в детский сад, зная, что бабушка и дедушка присмотрят, накормят, погуляют с детьми. Воспитывая ребёнка, надо особое внимание подчёркивать на уважение к пожилым людям, постоянно говорить о роли дедушки и бабушки в жизни семьи, стремится, чтобы дети всегда помнили, что пожилым людям, чем можно, надо помогать.
В будущем большая вероятность того, что эти дети будут оказывать помощь и своим стареющим родителям, относится к ним с любовью и делать скидку на их возраст, и это всего лишь небольшая компенсация за ту заботу, которой окружали их родители, когда они были маленькими.
Рассуждая о простых приёмах воспитания, закономерностях возникновения благоприятных взаимоотношений между ребёнком и взрослым, мы еще раз убеждаемся, что семья это естественная среда, где происходит выработка и принятие общечеловеческих норм, правил и ценностей молодым поколением. И в первую очередь родители оказывают влияние на формирование иерархии этих ценностей у детей как самые родные, эмоционально близкие представители мира взрослых.
В этом разговоре у меня остался всего один вопрос. В этом стремительном, порой несправедливом современном мире, существуют ли благополучные семьи, ведущие здоровый образ жизни, благоприятные для формирования личности ребенка?
Ответ мне подсказала картина Константина Александровича Титова, где изображена полная счастливая семья в послевоенное время, дающая однозначно понять, что основными ценностями во все времена являются любовь, забота, взаимопомощь, сплоченность, уважение, которые были, есть и будут в наших семьях.