Узнайте всё о жизни сестёр Митфорд — это история гламура, скандалов, политики и их неослабевающего влияния на потомков.
Они были аристократическим сестринским союзом, не имеющим аналогов: противоречивыми, стильными и абсолютно поляризующими. Представительницы британской высшей знати, сёстры Митфорд были шестеркой социальных метеоров, пронёсшихся по XX веку, испытавших его повороты и потрясения на собственном опыте. Они оставили после себя наследие блеска, одиозности и более чем ощутимый шлейф скандалов.
Рождённые в привилегиях и воспитанные с эксцентричным размахом, сёстры Митфорд попадали в заголовки газет по всему миру — благодаря своему обаянию, внутренним противоречиям и порой просто невероятной дерзости.
От литературных салонов до нацистских митингов, от военных зон до балов дебютанток — Митфорды пересекались с такими фигурами, как Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Джон Ф. Кеннеди и многими другими культурными и политическими иконами прошлого столетия.
Теперь их история выходит на экраны в новом сериале «Возмутительные», который осмеливается драматизировать жизнь этого захватывающего клана, невероятную настолько, что она кажется вымышленной.
Кто такие сёстры Митфорд и сколько их было?
Сестёр было шесть:
- Нэнси Митфорд (1904–1973), писательница;
- Памела Митфорд (1907–1994), сельская жительница;
- Диана Митфорд (1910–2003), фашистка;
- Юнити Митфорд (1914–1948), нацистка;
- Джессика Митфорд (1917–1996), коммунистка;
- Дебора Митфорд (1920–2014), герцогиня.
Основан ли сериал «Возмутительные» на реальных событиях?
Все шесть сестёр Митфорд — реальные исторические личности, сформировавшиеся в котле событий XX века и, казалось, присутствовавшие везде, где вершилась история — причём зачастую по разные стороны баррикад. Одна стала фашисткой, другая — коммунисткой. Одна обедала с Гитлером, другая — с Кеннеди. Одна писала бестселлеры, другая с иронией разоблачала похоронную индустрию. Все шестеро прожили жизни, в которые трудно поверить, и которые доставляли бесконечную пищу для светской хроники.
Суть их притягательности в том, что каждая из них была подлинным оригиналом: остроумной, бесстрашной, скандальной и, прежде всего, по-своему очаровательной в своих недостатках. И все они обладали чёрным чувством юмора, зачастую направленным друг против друга.
Их сестринская динамика — временами любящая, временами жестокая, восхищённая и отстранённая — напоминает греческую трагедию, приправленную сатирой. Они изобрели собственный тайный язык, давали прозвища всем и всему, и всю жизнь вели переписку, полную остроумия, злобы и сестринского саботажа.
Они стали синонимами определённого британского эксцентризма — гламурного, сплетнического, воплощённого в загородных особняках, язвительных репликах и политических метаниях. И всё же сёстры Митфорд никогда не были карикатурами. За их аристократическими манерами скрывались острые умы, радикальные взгляды и глубоко прочувствованные убеждения.
Ранние годы сестёр Митфорд
Сёстры Митфорд были дочерьми Дэвида Фримен-Митфорда, 2-го барона Редесдейла — в семье его ласково называли «Фарв» — страстного охотника на лис, неистового реакционера с взрывным темпераментом, и Сидни Боулз — «Мув» — утончённой и слегка богемной матери, у которой не находилось времени на образование детей, но зато было обаяние и врождённая харизма. У них также был брат по имени Том.
Их детство прошло в череде всё более романтичных загородных домов, каждый из которых был более отдалённым и продуваемым сквозняками, чем предыдущий. Один из них — Бэтсфорд-Парк, старинное поместье в Глостершире, окружённое лесами, павлинами и типичным эдвардианским хаосом, свойственным жизни английской аристократии.
Позже семья переехала в Астхолл-Мэнор — якобинское имение в долине реки Уиндраш, в Оксфордшире. В конечном итоге они обосновались в доме Суинбрук — обширном поместье в Котсуолдсе, построенном самим бароном.
Сёстры также изобрели для себя целый набор прозвищ, которые использовали на протяжении всей жизни и в многочисленных письмах друг к другу: Нэнси называли «Сьюзен», Памелу — «Вуман», Диану — «Хонкс», Юнити — «Бобо» и «Бауд», Джессику — «Декка», а Дебору просто — «Дебо» или «Хен».
Младшие сёстры, Джессика и Дебора, даже основали тайное общество под названием «Хоны» — личную шутку, отражающую их остроумие, снобизм и аристократическое пренебрежение к условностям. Быть «хониш» — значило обладать обаянием, умом и ироничным чувством юмора, присущими членам их внутреннего круга.
Сердцем этого причудливого мира стал «Шкаф Хонов» — буквальный сушильный шкаф в их доме, в котором сёстры уединялись для секретных бесед, заговоров и смеха — штаб-квартира их эксклюзивного, самоироничного клуба.
Почему сёстры Митфорд стали знамениты?
Диана Митфорд: светская красавица и откровенная фашистка (1910–2003)
Диана Митфорд прославилась своей красотой и печально известными политическими взглядами. В юности она вышла замуж за Брайана Гиннесса, пополнив ряды «Ярких молодых людей» — модной богемной тусовки 1920-х, и принимала литературных знаменитостей в их изысканном доме. Однако Диана потрясла общество, когда оставила Гиннесса ради сэра Освальда Мосли, лидера Британского союза фашистов.
Их свадьба в Берлине, на которой присутствовал сам Адольф Гитлер, стала кульминацией вовлечённости Дианы в европейский фашизм. Свободно владея немецким и будучи тесно связанной с гитлеровским окружением, Диана стала связующим звеном между британской аристократией и нацистской элитой. Её политическая активность привела к аресту и заключению без суда во время Второй мировой войны — власти сочли её серьёзной угрозой национальной безопасности.
После войны Диана жила в вынужденной изоляции — сначала в Ирландии, затем во Франции, поддерживая дружеские отношения с другими отверженными эмигрантами. До конца своих дней она не раскаялась, выпустила спорные мемуары и осталась поляризующей фигурой, жизнь которой навсегда была омрачена преданностью опасной идеологии.
Юнити Митфорд: нацистка, чья одержимость разрушила её жизнь (1914–1948)
Жизнь Юнити Валькирии Митфорд, возможно, была самой трагической среди сестёр. Её имя, с вагнерианским размахом, отразило настроение её семьи, а зачата она была в канадском городке под названием Свастика. В 1930-х Юнити стала одержима Адольфом Гитлером и нацизмом. Она упорно добивалась его внимания и в конце концов стала постоянной участницей его окружения, посещая митинги и обеды рядом с ним. Её преданность нацистскому делу была настолько глубока, что она носила значки с изображением свастики и публично восхваляла режим Гитлера.
Её фанатизм достиг апогея в сентябре 1939 года, когда, будучи потрясённой началом войны между Великобританией и Германией, Юнити попыталась покончить с собой в Английском саду в Мюнхене. Хотя ей удалось выжить, полученная травма привела к стойким физическим и психическим нарушениям.
Юнити была репатриирована в Великобританию через Швейцарию, где провела оставшиеся годы в состоянии, близком к детскому, под опекой матери. Её безвременная смерть в возрасте 33 лет закрепила за ней репутацию как предостережения о силе идеологического обольщения, так и зловещего символа флирта британской аристократии с фашизмом.
Нэнси Митфорд: писательница-бестселлер и семейный сатирик (1904–1973)
Нэнси Митфорд была яркой фигурой британской литературной и светской сцены. Известная своим остроумием и язвительной сатирой, Нэнси стала летописцем и главным сатириком не только своей эксцентричной семьи, но и всего аристократического круга, к которому они принадлежали.
Молодость Нэнси прошла среди «Ярких молодых людей» 1920-х годов — поколения, прославившегося гедонизмом и эксцентричностью. Несмотря на отсутствие формального образования, её наблюдательность и дружба с писателями, такими как Ивлин Во, помогли ей добиться успеха в литературе. Её романы, особенно «В поисках любви» и «Любовь в холодном климате», высмеивали слабости аристократии с тёплым, но метким юмором.
Личная жизнь Нэнси была неспокойной: её брак с Питером Роддом завершился разводом, а её страстная и безответная любовь к французскому полковнику Гастону Палевски оставила след в её поздних годах. Последние десятилетия она провела в Париже, оставив после себя наследие изысканной, подрывной прозы и блестящей светской критики.
Джессика Митфорд: коммунистка и разоблачительница, восставшая против семьи (1917–1996)
Джессика Митфорд резко выделялась на фоне своих сестёр благодаря своим коммунистическим убеждениям — в семье её называли «красной овцой». С юных лет она мечтала вырваться из своего привилегированного окружения и в итоге сбежала с двоюродным братом Эсмондом Ромилли, чтобы сражаться за республиканцев в Гражданской войне в Испании. Их брак стал как политическим актом, так и личным протестом против их аристократического прошлого.
В 1941 году Джессика овдовела — Эсмонд погиб в бою во время Второй мировой войны. В 1943 году она вышла замуж за еврейского американского адвоката и соратника по активизму Боба Тройхафта. Вместе они стали заметными фигурами на американской левой сцене.
Жизнь Джессики была пронизана борьбой за социальную справедливость: она вступила в Коммунистическую партию США, боролась за гражданские права и разоблачала злоупотребления корпораций как журналист-расследователь. Её книга «Американский способ смерти» стала бестселлером, а мемуары «Хоны и мятежники» предложили остроумный и ироничный взгляд на её аристократическое происхождение.
Последние годы жизни она провела в США, где стала культовой фигурой в прогрессивных кругах, не теряя своего едкого юмора и революционного духа.
Дебора Митфорд: герцогиня, возродившая Чатсуорт и обожавшая Элвиса (1920–2014)
Младшая из сестёр, Дебора Митфорд, прославилась своей практичностью и тихой внутренней силой.
Пока её сёстры вызывали скандалы и стремились к славе, наследие Деборы основывалось на её роли распорядительницы Чатсуорт-хауса в Дербишире — одного из самых величественных имений Великобритании. Её брак с лордом Эндрю Кавендишем неожиданно сделал её герцогиней Девонширской после гибели его старшего брата во время Второй мировой войны. Перед ней встала непростая задача — сохранить Чатсуорт в эпоху упадка аристократического образа жизни.
Дебора вдохнула новую жизнь в имение, открыв его для публики и восстановив его былое великолепие. Её деловой подход и остроумие снискали ей уважение. Её зять был женат на Кэтлин «Кик» Кеннеди, и Дебора поддерживала тёплые отношения с семьёй Кеннеди, посетив как инаугурацию Джона Кеннеди, так и его похороны.
Под аристократической внешностью скрывался весёлый дух эксцентричности. Дебора была страстной поклонницей Элвиса Пресли — её любовь к «королю рок-н-ролла» была настолько глубокой, что она совершила паломничество в его дом в Мемфисе, Грейсленд, собирала памятные вещи, связанные с Элвисом, и даже устроила своего рода святыню в его честь в Чатсуорте.
Более консервативная по натуре, чем её сёстры, Дебора прославилась своим радушием, эксцентричным чувством юмора и любовью к домашней птице — чертами, которые она разделяла с сестрой Памелой. Она пережила всех своих сестёр, умерев в 2014 году в возрасте 94 лет, и осталась в памяти как спокойное, но влиятельное сердце семьи Митфорд.
Памела Митфорд: скромная жительница деревни (1907–1994)
Памела Митфорд была самой приватной и загадочной из всех сестёр. Она избегала общественного внимания, столь любимого её сёстрами, предпочитая сельский уклад жизни, радость от общения с животными и уединённые занятия, особенно с любимыми курами.
Краткий брак с эксцентричным физиком Дереком Джексоном в 1936 году ненадолго привлёк к ней внимание, но они развелись в 1951 году. Позже Памела делила дом с итальянской наездницей Джудиттой Томмази, и их близкие отношения породили спекуляции, хотя сама Памела оставалась сдержанной в вопросах личной жизни.
Известная своими кулинарными талантами и умением вести хозяйство, она управляла поместьями и пользовалась любовью друзей, включая поэта Джона Бетджемана, который прозвал её «сельская Митфорд».
Её равнодушие к славе часто становилось поводом для забавных светских ситуаций, подчёркивая её простоту и естественность. Она была якорем семьи, наблюдая за выходками сестёр с невозмутимым взглядом и пережив большинство их скандалов. Памела умерла в 1994 году.
А что насчёт брата Митфордов, Тома?
30 марта 1945 года единственный сын в семье, Том Митфорд, погиб в бою в Бирме. Его смерть оставила глубокую рану, а его политические взгляды позже стали предметом споров среди сестёр.
Диана утверждала, что он был убеждённым фашистом — он сопровождал её и Юнити на нацистских митингах в Нюрнберге в 1930-х годах.
Однако Нэнси и особенно Джессика, которая питала к нему особую привязанность, ставили под сомнение искренность его идеологических убеждений.