Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой из «Русского музея» - безусловно, одно из самых значительных произведений на выставке «Карл Брюллов. Рим-Москва-Петербург». Зрителя восхищает виртуозное мастерство художника в передаче материалов: полупрозрачного кружева, густого блестящего меха, тонких переливов атласной ткани.
Брюллов строит парадный портрет по стандартной схеме. Здесь есть «прорыв» в пейзаж, архитектурные элементы, изображение портретируемой в полный рост, роскошные аксессуары, свидетельствующие о статусе модели, множество скрупулёзно выписанных деталей.
Однако портрет Салтыковой - самый «экзотичный» из его работ: мы видим леопардовую шкуру под ногами героини, в руках она держит опахало из павлиньих перьев, а яркие цветы из оранжереи пытаются отвлечь наше внимание от ее лица. Надо признать, им это не удается. Поразительно, но Брюллов не потерял личность героини за всей этой роскошью и обилием деталей. Главным украшением портрета служат глаза Елизаветы Павловны – грустные, меланхоличные, открывающие ее духовную глубину.
Но зачем художник изобразил Елизавету Павловну в столь экзотичном окружении и как это характеризует личность героини?
Возможно, Брюллов хотел продемонстрировать нам ее богатство и статус? Безусловно, ведь Елизавета Павловна Салтыкова, в девичестве Строганова, была одной из богатейших дам своего времени.
Возможно, художник стремился подчеркнуть ее эксцентричность? Вот здесь, скорее всего, нет. Елизавета Павловна ни разу не была замешана в каком-либо скандале, за ней не числятся экстравагантные выходки, как, например, за Юлией Павловной Самойловой. Удивительно, но о ней самой известно не так много - гораздо больше о ее родителях, сёстрах и других выдающихся родственниках.
У зрителя создается ощущение, что Елизавета Павловна устала. Она откинулась в кресле, ее левая рука безвольно опущена вниз. Словно она утомлена чем-то: жизнью, своей ролью в обществе? Что за тайну таит эта красавица с бездонными синими глазами? Давайте разбираться.
Елизавета Павловна Салтыкова (1802-1863) – третья из четырех дочерей графа Павла Александровича Строганова и Софьи Владимировны Голицыной, внучка знаменитой «усатой княгини» Натальи Петровны Голицыной, которая стала прототипом главной героини в повести Пушкина «Пиковая дама».
Ее отец, Павел Александрович Строганов - генерал-адъютант, ближайший сподвижник Александра I, участник русско-шведской (1808-1809), русско-турецкой (1806–1812), Отечественной (1812) войн.
В 1813 году Павел Александрович взял своего единственного сына Александра в заграничный поход русской армии. В 1814 году, в феврале, уже на территории Франции, при Краоне, произошло сражение между армией Наполеона и дивизией, возглавляемой Павлом Александровичем Строгановым. Русских было в три раза меньше, но победу удалось одержать. Однако цена была слишком велика – Строганов потерял единственного сына. Юному 17-летнему Александру снесло голову вражеским ядром. Безутешный отец несколько дней искал его тело, а затем испросил разрешения оставить армию, отказался от награды и отправился в Петербург, чтобы рядом с отцом и дедом похоронить и своего сына.
Павел Александрович Строганов мгновенно поседел, постарел и полностью потерял интерес к жизни. Он умер буквально через 3 года, будучи ещё совсем молодым мужчиной в 43 года. Так Елизавета Павловна потеряла брата, а потом и отца.
В 23 года Елизавета Павловна вышла замуж на светлейшего князя Ивана Дмитриевича Салтыкова. Трое братьев Салтыковых также рано остались без отца - Иван Дмитриевич заменил его для своих младших братьев. По свидетельству современников, он был выдающимся человеком и страстным коллекционером оружия. Счастливый брак продлился лишь 7 лет, муж Елизаветы Павловны умер от чахотки, оставив двухлетнего сына Николая.
Потрясение, вызванное смертью мужа, довело Елизавету Павловну до тяжелой болезни, и она уехала в Италию, искать утешения в красоте природы и искусства. Там она и познакомилась с Карлом Брюлловым, он стал близким другом семьи. В 1833-1835 году художник написал мягкий и лиричный акварельный портрет Елизаветы Павловны на балконе.
Сестра Елизаветы Павловны Ольга Павловна тоже была известной красавицей в свете. Она тайно сбежала из дома и обвенчалась с графом Ферзен, против брака с которым выступала ее мать. Считается, что эта история вдохновила А.С.Пушкина на создание повести «Метель». Ольга Павловна Ферзен с мужем много путешествовали, приезжали к Елизавете Павловне в Италию и также были дружны с Брюлловым. Художник написал прекрасную акварель «Ольга Павловна Ферзен на ослике», которая хранится в «Русском музее».
Этот рисунок позднее послужил образцом для создания ретроспективного портрета графини из собрания Третьяковской галереи, который стал живой памятью для ее близких. Весной 1837 года, в возрасте 29 лет, Ольга Павловна скончалась от чахотки, оставив на попечение вдовца трех осиротевших детей.
Портрет Ольги Павловны Ферзен также представлен на выставке Брюллова в Москве, он висит на втором этаже.
Не нужно лишних слов, чтобы подытожить, что к 1837 году, когда началась работа над портретом, Елизавета Павловна потеряла многих близких людей. К счастью, рядом с ней оставались сын Николай, мать Софья Владимировна и сестры Наталья и Аделаида.
К тому же, Елизавета Павловна поддерживала теплые отношения с семьей и братьями своего рано ушедшего мужа. Опубликовано письмо из Индии, адресованное Елизавете Павловне Алексеем Дмитриевичем Салтыковым, ее деверем (братом мужа). Алексей Дмитриевич был известным русским путешественником по Персии и Индии, писателем и художником. Буквально с детства он мечтал совершить путешествие по Востоку. В 1838 году он отправился в Персию, а затем совершил два путешествия по Индии. Все свои впечатления он запечатлел в письмах и очерках, которые были опубликованы и представляют научный интерес и в наше время. В своей домашней обстановке Алексей Дмитриевич всегда отличался некоторой эксцентричностью: он ходил в персидском или индийском костюме (откуда и прозвище его «Индеец»). Квартира его представляла собой целый музей редкостей и была обставлена по-восточному.
В своем письме к Елизавете Павловне от 1841 года он писал: «От тебя и из России писем все нет. Послезавтра я отправляюсь налегке в Лукнов [Лакхнау] с Франциском, а Федор пойдет с вооруженным индийским слугой прямо в Агру, куда я прибуду в одно время с ними. Затем меня ожидают Дели и Лудиана [Лудхиана], граница английских владений, где я узнаю, поеду ли далее или нет; вероятнее нет, потому что там идет страшная резня и целые полки англичан гибнут, как мухи. Не бойся, я, со своей стороны, постараюсь избегнуть всякой опасности, уеду в Симлу на Гималаи и пробуду там все лето до сентября. Оттуда отправлюсь по Инду на пароходе к Кураччи [Карачи] (устью Инда), а потом в Бомбей и, вероятно, в Бушир, Шираз и Испаган [Исфахан], а там посмотрим. Кажется, впрочем, что из Испаган я постараюсь как можно поскорее отправиться в Европу, к тебе, мой друг. Во всех этих переездах пройдет до полутора лет».
Мы видим, с каким теплом Алексей Дмитриевич пишет Елизавете Павловне, в подробностях рассказывая о своем нелегком путешествии. Действительно, в то время путешествие в Индию, предпринятое Алексеем Дмитриевичем Салтыковым, было явлением выдающимся. В середине 19 века, чтобы только добраться до Индии, требовалось несколько месяцев. Вполне возможно, что та экзотическая, восточная тональность портрета Елизаветы Павловны навеяна путешествиями Алексея Дмитриевича Салтыкова, о которых он ей писал и рассказывал лично. Он часто привозил из поездок коллекционные предметы, очень тщательно выбирал и покупал для своего брата (Петра Дмитриевича) оружие и различные редкости.
Портрет Елизаветы Павловны Салтыковой «Великий Карл» написал в Петербурге. Он начал работу над картиной в 1837 году, закончил в 1841. Пытался привлекать к работе учеников, но вскоре отказался от этой идеи, так как ставил недостижимо высокую планку.
В семье Салтыковых портрет очень ценили, вскоре для него изготовили великолепную золоченую раму. Рама до сих пор на месте и является отдельным произведением искусства.
Старший научный сотрудник «Русского музея» Оксана Лысенко считает, что рама могла быть исполнена по эскизу самого Брюллова. Декоративное убранство рамы символизирует слияние двух знатных родов — Салтыковых и Строгановых.
Мы видим в верхней части рамы орлов, а внизу – своеобразных «собачек». Это соболи, примерно так они изображались на гербе Строгановых (это подтверждает описание герба из Гербовника дворянских родов). Они напоминают о том, что их предки «способствовали к приобретению Сибири, и оказали важные службы и помощь к сохранению городов княжества Пермского».
Портрет Елизаветы Павловны Салтыковой не так давно прошел реставрацию. Картина была написана на тонком холсте. Многослойный грунт, имеющий значительную толщину, со временем стал повреждаться кракелюром. Тонкий холст был не в состоянии удерживать такие мощные трещины живописи. В результате появились сильные втянутости авторского холста, деформирующегося по кракелюру. На лицевой стороне кракелюр не только ломал плоскость картины и мешал восприятию изображения, но и создавал значительную угрозу разрушения красочного слоя.
Реставрационные мастерские "Русского музея" смогли спасти картину от разрушения, уложить имеющиеся приподнятости живописи и изломы.
В результате, портрет преобразился в раскрывшемся цветовом богатстве и стал настоящей жемчужиной среди произведений Карла Брюллова.
#брюллов #выставка_брюллова