Найти в Дзене

«Письма к Эльзе». Светлая и жестокая сказка

Раньше я не смотрела фильм Игоря Масленникова «Письма к Эльзе» (2002 г.), в те годы он как-то прошел мимо. Не помню, чтобы его показывали по ТВ или в кино. А совсем недавно, узнав о нем от коллеги, решила восполнить пробел. Действие начинается практически с идиллии. Мы видим очень странную молодую женщину (Юлия Маврина), юную жену стареющего олигарха (Аристарх Ливанов), которая целыми днями наряжается в старинные платья, мастерит бабочек из шелка, снимает малопонятное кино – по просьбе Ольги влюбленный супруг покупает ей видеокамеру. Кроме того, Ольга пишет полные восторгов и философских размышлений письма к мужу, которого называет «Дунканом», и к некой «Эльзе» (кто она, станет понятно лишь к финалу). Жизнь этой женщины в корне меняется после спектакля заезжего артиста-кукольника, на который она случайно попадает. Ей становится интересен этот человек, и она ищет общения с ним. При этом Ольга ведет себя как ребенок, которого привлекает все необычное, вызывая тем самым ревность супруга

Раньше я не смотрела фильм Игоря Масленникова «Письма к Эльзе» (2002 г.), в те годы он как-то прошел мимо. Не помню, чтобы его показывали по ТВ или в кино. А совсем недавно, узнав о нем от коллеги, решила восполнить пробел.

Действие начинается практически с идиллии. Мы видим очень странную молодую женщину (Юлия Маврина), юную жену стареющего олигарха (Аристарх Ливанов), которая целыми днями наряжается в старинные платья, мастерит бабочек из шелка, снимает малопонятное кино – по просьбе Ольги влюбленный супруг покупает ей видеокамеру.

Кроме того, Ольга пишет полные восторгов и философских размышлений письма к мужу, которого называет «Дунканом», и к некой «Эльзе» (кто она, станет понятно лишь к финалу).

-2

Жизнь этой женщины в корне меняется после спектакля заезжего артиста-кукольника, на который она случайно попадает. Ей становится интересен этот человек, и она ищет общения с ним. При этом Ольга ведет себя как ребенок, которого привлекает все необычное, вызывая тем самым ревность супруга. После резкого разговора с «Дунканом» кукольник спешно уезжает. Потрясенная этим, Ольга начинает задумываться о том, так ли на самом деле добр ее супруг и счастлива ли она с ним. Вскоре после этих событий «Дункан» погибает. Вот такая загадочная последовательность событий…

-3

Молодая женщина остается совсем одна в огромном роскошном доме. Она не умеет включать свет, убираться, ходить в магазин, панически боится появившихся в доме крыс. И тут же ей «на помощь» приходит кухарка Маша, которая быстренько прибирает к рукам деньги юной вдовы, а потом и особняк – в него вселяется вся огромная кухаркина семья, которая в результате попросту выживает из него Ольгу.

-4

Кошмар все больше вступает в права. Над странненькой, но красивой и не в меру доверчивой героиней издеваются все кому не лень. То она попадает на судно к пяти матросам, которые используют, а потом едва не убивают ее, то становится невестой простого трудяги шофера, но очень скоро выясняется, что «нормальной» женой эта девушка быть попросту не сможет…

-5

Каждый раз, с появлением новых персонажей, зритель, вместе с героиней, ощущает надежду – ну, на этот-то раз ей уж точно помогут! Не могут же все быть такими циничными? Ведь Ольга не просто необычный, она больной человек. Эта догадка подтверждается ближе к концу фильма, когда Оля снова оказывается в психлечебнице, откуда ее и забрал в свое время, чтобы сделать, по сути, живой игрушкой и декоративной птичкой в клетке, ее седой «Дункан».

Там же мы видим и адресатку ее писем, подругу «Эльзу» - колоритную пациентку психушки, замечательно сыгранную Аллой Демидовой.

-6

Но и в доме скорби Ольге помочь не могут. Ее душа находит утешение лишь в… приезде того самого кукольника, который получает от женщины послание в виде куклы-бабочки и посещает больницу с поставленным им музыкальным спектаклем на песню Владимира Высоцкого:

Живу я в лучшем из миров -

Не нужно хижины мне!

Земля — постель, а небо — кров,

Мне стены — лес, могила — ров, -

Мурашки по спине.

Но мне хорошо!

Мне славно жить в стране -

Во рву, на самом дне -

В приятной тишине.

Лучи палят — не надо дров, -

Любой ко мне заходи!

Вот только жаль, не чинят кров,

А в этом лучшем из миров

Бывают и дожди.

Но мне хорошо!

«Мне хорошо…» - повторяет за куклой-бабочкой зритель спектакля Ольга. И хочется надеяться, что так оно и есть. Ее любимый артист вернулся, чтобы по-настоящему ей помочь.

Фильм вызывает противоречивые чувства. К главной героине испытываешь и раздражение, и сострадание, а поведение большинства окружающих ее героев рождает в душе зрителя испанский стыд. За то, что так вообще можно обходиться с нездоровым человеком.

По-своему поэтичное кино. И не без смысла.