Найти в Дзене
Читай, Форест, читай

Когда совесть не спит, или отзыв на фильм Кристофера Нолана "Бессонница" 2002

Кристофер Нолан — мастер архитектуры сознания, и его «Бессонница» (2002) — это не просто триллер, а тревожный сон наяву. В отличие от головоломок вроде «Начала» или «Помни», здесь нет игры со временем, но есть нечто более пугающее — потеря внутреннего компаса. Детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) прибывает на Аляску расследовать убийство, но сталкивается с куда более тонким врагом — собственной совестью. Белые ночи не дают ему уснуть, а бессонница превращает реальность в зыбкую дымку. В этом состоянии он должен не только ловить убийцу, но и скрывать собственную ошибку — случайное убийство напарника. И вот уже Дормер ведёт двойную, а то и тройную игру: с коллегами, с подозреваемым (великолепный Робин Уильямс в неожиданно мрачной роли), и с самим собой. Он одновременно охотник и добыча, герой и антигерой. Нолан снова поднимает любимую тему: **что делает человека человеком, если моральные ориентиры размыты?** Как и в «Тёмном рыцаре» или «Престиже», здесь нет однозначных злодеев — есть выбор,

Кристофер Нолан — мастер архитектуры сознания, и его «Бессонница» (2002) — это не просто триллер, а тревожный сон наяву. В отличие от головоломок вроде «Начала» или «Помни», здесь нет игры со временем, но есть нечто более пугающее — потеря внутреннего компаса.

Детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) прибывает на Аляску расследовать убийство, но сталкивается с куда более тонким врагом — собственной совестью. Белые ночи не дают ему уснуть, а бессонница превращает реальность в зыбкую дымку. В этом состоянии он должен не только ловить убийцу, но и скрывать собственную ошибку — случайное убийство напарника.

И вот уже Дормер ведёт двойную, а то и тройную игру: с коллегами, с подозреваемым (великолепный Робин Уильямс в неожиданно мрачной роли), и с самим собой. Он одновременно охотник и добыча, герой и антигерой.

Нолан снова поднимает любимую тему: **что делает человека человеком, если моральные ориентиры размыты?** Как и в «Тёмном рыцаре» или «Престиже», здесь нет однозначных злодеев — есть выбор, и его последствия.

Финальный аккорд фильма звучит особенно остро: мы одинаково называем убийцами тех, кто убил хладнокровно, и тех, кто сделал это по ошибке. Но правда ли, что между ними нет разницы?

А вы как думаете — важны ли мотивы, если результат один?