📌 1. Почему работа с детьми — это всегда про систему
Когда в кабинет заходит ребёнок, за ним невидимо входят ещё и его родители. Потому что сколько бы мы ни работали на сессии, ребёнок всё равно возвращается домой — в ту самую семейную систему, которая, в большинстве случаев, и сформировала его трудности.
На супервизии я часто напоминаю:
Работа с ребёнком = работа с системой.
Иначе изменений не будет. Или они будут временными.
Особенно когда речь идёт о границах. Мы можем сто раз говорить ребёнку, что у него есть право на личное пространство. А дома в это же время:
никто не стучится в комнату,
его вещи не считаются «по-настоящему» его,
и границы тела никто не уважает.
А потом удивляемся, почему он не может сказать «нет», не выдерживает дистанцию и не слышит чужих «стоп».
Он просто повторяет то, что видел дома.