В России начали конфисковывать иномарки из параллельного импорта. Что происходит и как не потерять свою «ласточку»? Разбираемся на примере печальной истории одного Mercedes и очень удивленного россиянина.
Пограничная история
Декабрь. Снег. Елки, мандарины, ожидание чуда. И вот он — подарок себе любимому под Новый год. Мужчина из России решил купить Mercedes-Benz GLC 220D 2019 года через Белоруссию. Всё красиво: VIN на месте, документы — как у дипломата на встрече G20, страховка, растаможка, регистрация в МВД Белоруссии. Прямо как будто всё законно. Ну, почти…
Но через два месяца этот сверкающий дизельный кроссовер оказался на штрафстоянке. И не потому, что его бросили под знаком «остановка запрещена», а потому, что автомобиль — внимание! — находится в международном розыске.
Как такое возможно? Очень просто. Добро пожаловать в новый уровень квеста под названием «Купи машину через параллельный импорт и попробуй потом ее не потерять».
Как всё началось
По сценарию эта история могла бы начинаться словами: «Однажды в Швеции…». Именно там Nordea Finance, шведская финансовая компания, сдала автомобиль в аренду гражданину Швеции, уроженцу Грузии. Тот радостно пользовался машиной, но с платежами не задалось. Через три месяца компания расторгла договор, но автомобиль, ключи и документы — как вы уже догадываетесь — «испарились».
Тогда Nordea, не теряя времени, подала заявление о хищении. Интерпол записал GLC 220D в свои базы, и по международной системе обмена информации автомобиль стал нежеланным гостем почти в любой стране, кроме Беларуси, где, судя по всему, проверки ограничиваются «смотрим — едет, значит нормальная».
Российская сцена: отчасти драма, отчасти комедия
Теперь представьте нашего героя. Он купил машину, счастлив, катает по России. Завёл профиль на сайте объявлений, ввёл VIN-код, как учили в роликах на YouTube. Через несколько дней к нему приходят люди в форме и говорят:
— А ваш автомобиль — в розыске, дорогой товарищ.
— Что?!
— Да, он теперь вещдок. Езда отменяется. Добро пожаловать в реальность.
И теперь этот Mercedes, вместо того чтобы кататься по трассе М4 «Дон», стоит на штрафстоянке, покрываясь не пылью, а юридическими тонкостями.
Суд, который всё испортил
Мужчина, естественно, пошёл в суд. Аргумент железный: «На момент покупки машина не была в розыске. Я не экстрасенс, чтобы предсказать будущее». Однако суд посмотрел на бумаги, вздохнул и сказал:
— Ты, конечно, молодец, но нет.
И объяснил: если машина в базе Интерпола, ты не можешь быть добросовестным приобретателем.
Сюрприз. Суд признал, что договор купли-продажи действителен. Но что толку, если автомобиль уже фактически «преступник международного масштаба»?
Юридическая мешанина: кредит или лизинг?
А теперь внимание, квиз: в каком случае автомобиль считается собственностью компании?
а) если он в лизинге
б) если куплен в кредит
в) если вы продали душу за него
Правильный ответ — зависит от юрисдикции. Шведы говорили про лизинг, но потом выяснилось, что автомобиль был куплен в кредит. А значит, по российским законам, всё не так однозначно.
Если это кредит, а не лизинг, то машина фактически принадлежит покупателю, а не банку. А значит, если её потом кто-то продал — это не повод забирать авто у нового владельца. Но суду, видимо, лень было разбираться в этих мелочах.
Аргументы шведской стороны
Компания Nordea Finance заявила, что сделка купли-продажи была мнимой, потому что продавец не сообщил о том, что автомобиль в залоге. А еще, что проверка по российским базам — это как искать Wi-Fi на необитаемом острове: вроде кнопка есть, а сигнала нет. Всё это нужно было делать по европейским ресурсам, где и указано, что машина обременена.
Другими словами: вы должны были догадаться, что на другой стороне Европы кто-то не заплатил за авто и оно теперь числится в угоне. Иначе это будет обман. А если обман — то сделка ничтожна. Прекрасно.
Верховный суд: «А вообще-то нет»
Но и это ещё не всё. Верховный суд России уже имел дела подобного рода. И, как бы странно это ни звучало, ВС придерживается мнения, что покупатель обязан проверять автомобиль только по российским базам. А всё, что творится в Интерполе — «проблема продавца». Вот только суд первой инстанции этого как будто не заметил.
Аналогичный случай в Крыму закончился тем, что суд обязал зарегистрировать Volkswagen Passat, несмотря на наличие машины в базе Интерпола по запросу Украины. То есть, прецеденты есть, но они почему-то игнорируются.
По логике российского законодательства, если на момент покупки запретов нет, залога нет, и вы не ходили с бейсбольной битой за владельцем — вы добросовестный покупатель. Но это теория. На практике всё зависит от того, насколько ваша история драматична, насколько крутой юрист у вас, и в каком настроении судья в тот день.
Массовая эпидемия?
«Это не единичный случай», — говорит юрист Кирилл Овтов. И добавляет:
«Пока бюро Интерпола исполняет всё, что к нему приходит — вплоть до открыток с рождественскими угрозами — такие случаи будут».
Владельцы автомобилей из Европы через Белоруссию рискуют не только остаться без машины, но ещё и попасть в суд, где им объяснят, что они не жертва, а скорее неблагоразумный наивняк, который сам виноват.
Как не попасть
Вот что стоит запомнить каждому, кто хочет купить иномарку «по дешевке» через Беларусь или Казахстан:
- Не верьте только российским базам. Пробивайте автомобиль через европейские ресурсы: Carfax, AutoDNA, Experian. Они часто знают больше, чем МРЭО.
- Не спешите ставить на учет. Сначала убедитесь, что машина не в залоге и не в розыске. VIN — в руки и бегом в интернет.
- Избегайте автомобилей, прошедших через несколько стран за пару месяцев. Если машина из Швеции приехала через Литву, потом Белоруссию, а потом к вам — это уже тревожный сигнал.
- Проверяйте реестры залогов: в России — через сайт ФНП (notariat.ru), в Европе — через местные аналогичные ресурсы.
Итого, что мы имеем
В стране, где параллельный импорт стал нормой, параллельные риски — тоже норма. Сегодня вы катаетесь на BMW, а завтра этот BMW — улика в международном деле о хищении.
Так что если кто-то предлагает вам «чистенькую» иномарку с пробегом из Европы — не верьте глазам и красивым словам. Потому что под этой обложкой может скрываться шведская трагедия, белорусская уловка и российский приговор.
P.S На данный момент авто все еще на штрафстоянке и этому не видно ни конца ни края. Подпишитесь, чтобы быть в курсе самых свежих новостей мира автомобилей.