Ещё один промах в маркетинге, подсвечивающий более глубокие проблемы компании.
На днях на YouTube-канале Apple вышел необычный рекламный ролик, приуроченный к подготовке к скорому началу нового учебного года. Это 8-минутный скетч для как бы неподготовленной аудитории студентов, где приглашённый лектор объясняет, как именно надо просить у родителей макбук.
Особенность видео — ироничный ультра мега гипер кринж: ролик специально сконструирован для максимального высмеивания идеи, что студентам вообще надо уговаривать родителей на макбук. Тут и идиотские шутки, и максимально неловкий герой-лектор, и сама презентация, которую официально разместили на сайте Apple для скачивания и модификации: там 81 слайд.
Но проблема иронии в том, что она не всегда считывается, а вешать плашку «Это ирония» нельзя — тогда она не работает.
Уже через сутки после публикации Apple скрыла ролик с канала. Главное, за что его критиковали — ролик (если воспринимать его в лоб) создавал впечатление, что продукты Apple требуют манипулятивных продажных тактик, чтобы продаваться, а родители, мол, падки на скидки, этим на них давить и надо. Это сильно обесценивает премиальный бренд Apple.
Как и в случае с рекламой «Crush», где Apple ломала музыкальные инструменты, чтобы впихнуть их в супер тонкий iPad, ролик выстрелил мимо нужной целевой аудитории: студенты-то может и поорали с ультра кринжа, но более взрослые аудитории прикола не выкупили. Ролик-то ведь опубликован для всех, а не старгетирован на нужную аудиторию.
И главное — опять Apple «зарубает» рекламу уже после выхода, столкнувшись с критикой. Видимо, кто-то важный в компании не видел ролика до выхода, не согласовал его, а после выхода убил его аж в течение суток. Кто это может быть? VP по маркетингу Грег Джосвяк? Тим Кук?
Можно подумать: ну один ролик, чё там, ерунда. Но у Apple есть серьёзная проблема: макбуки уже долгие годы падают в популярности среди студентов, особенно в США. Когда-то популярнее всего у американских студентов были макбуки, но к 2021 году 51% рынка занял Google со своими хромбуками за 200-300 долларов, на втором месте оказались Windows-ноутбуки (студенты любят видеоигры, и спрос тут растёт), а Apple оказалась лишь на третьем месте. Компания действительно пытается выруливать, делая скидки к новому учебному году, но конкуренты делают ещё более убойные предложения — им до фонаря на премиальность своих брендов.
И хотя рынок ноутбуков для студентов не то чтобы прям огромный, внимание и респект от молодого поколения важен, так как оно очень быстро подрастает и формирует уже более значительные тренды. И то, что Apple тут проигрывает битву за умы, тревожный звоночек, который мы слышим в том числе из-за таких промахов в маркетинге.