Главное о будущем денежно-кредитной политики с полей ПМЭФ-2025 в обзоре Анатолия Вожова, заместителя Председателя Правления РосДорБанка и Председателя Правления Финансового клуба
Чиновники и бизнесмены на ПМЭФ пугали друг друга и Центробанк возможной рецессией, если последний не ускорит снижение ключевой ставки. Регулятор ничего подобного не обещал. Тем более, что задачу по борьбе с инфляцией для него никто не отменял. Однако в разгар форума о недопустимости рецессии заговорил президент.
Замедление устойчивое
Как заявил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников журналистам в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), замедление инфляции в РФ выглядит устойчивым. Оно идёт быстрее ожиданий, и траектория движения говорит о том, что итог будет ниже прогноза в 7,6% на 2025 год.
При этом замедляется и экономика. После роста ВВП на 4,3% в 2024 году в текущем министерство ожидает 2,5%. И это самый оптимистичный прогноз из всех имеющихся. В банке России ожидают рост ВВП в 2025 году на 1-2%, а в прогнозах МВФ, ОЭСР и Всемирного банка фигурируют цифры не более 1,5%.
По мнению Максима Решетникова, не исключена и возможность рецессии, формальным признаком которой считается нулевая или отрицательная динамика ВВП в течение двух кварталов подряд. В ходе макроэкономической дискуссии 19 июня, отвечая на вопрос модератора, главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, «у нас сейчас охлаждение или рецессия?», министр ответил: «По цифрам у нас охлаждение, но у нас все наши цифры — это зеркало заднего вида по текущим ощущениям бизнеса и по индикаторам. Мы, в общем, уже, мне кажется, на грани перехода в рецессию».
По словам чиновника, рецессии в экономике РФ можно избежать при правильных решениях, в первую очередь в сфере денежно-кредитной политики (ДКП).
Министр финансов РФ Антон Силуанов на тот же вопрос ответил: «У нас сейчас, я бы сказал, похолодание, но за похолоданием всегда приходит лето». Председатель Банка России Эльвира Набиуллина добавила: «Другими словами, это выход из перегрева».
Дабы не скатиться в рецессию, по мнению Решетникова, регулятору неплохо было бы на время забыть о цели по инфляции в 4% годовых. «Мы, кажется, все здесь понимаем, что снижение инфляции — это важно, — обратился он к Эльвире Набиуллиной. — Но, мне кажется, мы упрощаем дискуссию — у нас либо инфляция 4%, либо всё как в Турции (где инфляция выше 40%). Мне кажется, между этими полюсами есть еще какая-то зона принятия решения, по которой мы можем обсуждать. Я просто за то, чтобы помимо веры в 4%, добавить хотя бы немножко любви к экономике, чуть-чуть».
По мнению Решетникова, предприятия РФ в условиях жёсткой ДКП часто предпочитают хранить свободные деньги на депозитах, нежели инвестировать их в рисковые проекты. Прогноз по росту инвестиций в 2025 году на 1,7% амбициозен, несмотря на увеличение этого показателя в I квартале на 8,7% год к году. В III или IV квартале динамика инвестиций может уйти в минус в годовом сравнении, заявил он.
Эльвира Набиуллина реагировала на все эти призывы и примеры традиционно. «Мы будем снижать ставку по мере снижения инфляции. Она сейчас замедляется, замедляется даже быстрее наших ожиданий, и будут снижаться инфляционные ожидания, это должно происходить», — сказала она.
Глава ЦБ заявила, что в основе прогноза ЦБ о достижении цели по инфляции в обозримой перспективе лежит твёрдый расчёт. «Кто-то это может называть упёртостью Центрального банка, меня. Настойчивость — более аккуратное слово», — сказала она, отвечая на вопрос Андрея Макарова, является ли прогноз ЦБ по инфляции догадкой, надеждой или расчётом.
Антон Силуанов подчеркнул, что важно верить в достижение инфляцией цели в 4%. «Главное — вера. Если верить в 4%, точно сбудется», — сказал он. Набиуллина согласилась, что инфляционные ожидания играют значимую роль.
По прогнозу ЦБ, инфляция вернется к цели в 4% в 2026 году и будет находиться на этом уровне в дальнейшем.
Вызов перед экономикой
Настойчивые просьбы к Центробанку смягчить денежно-кредитную политику (ДКП) продолжились и на следующее утро, на деловом завтраке Сбербанка. В начале мероприятия было проведено голосование среди участников завтрака и виртуальной аудитории зрителей, в ходе которого главным вызовом перед российской экономикой в ближайший год с большим отрывом была признана стоимость кредитования.
Вице-премьер РФ Александр Новак в своём выступлении обозначил главную область разногласий правительства и Центробанка РФ. «Президент поставил задачу, чтобы наша экономика росла устойчиво, стабильно и менее волатильно, — напомнил он. — К сожалению, сейчас волатильность проявляется. Три года назад мы были в минусе, последние два года росли более чем на 4%. Дискуссия идёт о том, а какой же у нас потенциал? Наши экономические ведомства считают, что он равен примерно 3% ежегодного стабильного роста. Центральный банк считает, что у нас потенциал экономики несколько ниже. Поэтому и проводит такую денежно-кредитную политику, чтобы вернуть нас к этому своему потенциалу. Я думаю, что потенциал у нас более чем 3%».
Александр Новак подчеркнул: «Индикаторы показывают, что необходимо снижать ставки, переходить от управляемого охлаждения экономики, наоборот, к “нагреву” экономики. У нас инфляция за последние 7 недель, если перевести её в годовое исчисление, уже 2,6%. Это ниже таргета Центрального банка. На мой взгляд, нужно быстрее принимать решения, которые позволят экономику не заморозить, а дать ей возможность идти вперёд».
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин оценил текущий кредитный портфель малого и среднего бизнеса в 17 трлн рублей. «Его обслуживание колоссальной нагрузкой ложится на малый бизнес», — пожаловался он.
На завтраке не присутствовала Эльвира Набиуллина, но её достойно заменил с теми же самыми аргументами директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Ганган. «В последнее время мы видим тренд замедления инфляции, — согласился он. — Но устойчивость этого тренда нам ещё предстоит определить и подтвердить».
Представитель регулятора напомнил, что цены последний год росли ускоренными темпами. «Это значит, что на самом деле те физические ресурсы, которые есть в экономике, которые позволяют нам расширять производство, значимо ограничены, — подчеркнул он. — И в такой ситуации если просто снизить быстро ключевую ставку, это вряд ли что-то в моменте сильно изменит, кроме уровня цен. Важная истина: деньги — это не физический ресурс, это инструмент перераспределения, а точнее, перемещения физических ресурсов в экономике, поэтому здесь простых решений нет».
Ганган заверил участников завтрака, что перед ЦБ не стоит задачи подавить инфляцию, не считаясь с интересами общества. «Мы по-прежнему уверены, что можем и обеспечить ценовую стабильность, то есть снизить инфляцию, и обеспечить плавный переход экономики на ту самую траекторию сбалансированного роста», — заявил он.
Банк России видит сложности, которые возникают у бизнеса из-за высокой ключевой ставки, однако отмечает, что такие проблемы больше свойственны закредитованным компаниям. «Я вас уверяю, Центральный банк, действительно, смотрит на все индикаторы, в том числе и индикаторы финансового состояния компаний, — успокоил Андрей Ганган. — И да, мы признаем, что высокая ключевая ставка, высокие кредитные ставки в моменте создают определенные сложности для компаний. Это и высокие процентные расходы, и сдвиг инвестиционных проектов, особенно тех, которые планировались на заёмные ресурсы. При этом далеко не все компании в экономике имеют большую кредитную нагрузку, зато все компании в экономике несут повышенные издержки от высокой инфляции в виде роста себестоимости, в виде удорожания смет инвестпроектов».
По его словам, есть проблема «толерантности» некоторых предпринимателей к повышенной инфляции. «Они считают, что все издержки можно будет переложить в цены, — возмутился Андрей Ганган. — На самом деле, на мой взгляд, не очень долгосрочная удачная стратегия, если, конечно, вы не монополист, не производите товар, от которого потребитель откажется в последнюю очередь».
«Тяжело не только тем, у кого высокая кредитная нагрузка, — возразил президент-председатель правления Сбербанка Герман Греф, модерировавший дискуссию. — Начинается проблема неплатежей. У одних предприятий не хватает денежного потока, и они рождают сложности у тех предприятий, у которых, может быть, вообще нет кредита».
Позже, общаясь с журналистами, Герман Греф признал, что качество и корпоративного, и розничного кредитного портфеля Сбербанка ухудшается. «У нас оправданы наши опасения, — рассказал он. — Качество портфеля физических лиц и юридических лиц постепенно начинает ухудшаться. Наши прогнозы были немножко более пессимистичными, но траекторию мы предсказали правильно».
По его словам, июньское снижение ключевой ставки ЦБ РФ на 1 процентный пункт (п.п.) не принесло особого облегчения заёмщикам. Банкир предположил, что предприятия могут почувствовать улучшение ситуации с обслуживанием долгов, когда ставка снизится от максимума на 4-5 п.п., не раньше.
На вопрос об угрозе рецессии в РФ Герман Греф ответил, что пока формальных признаков её наступления не наблюдается. Однако угроза такая существует, потому, по его мнению, «очень важно не пропустить момент, когда нужно переходить к политике смягчения. И сейчас такой переломный момент».
Траектория задана
Те же параметры желаемого снижения ключевой ставки назвал и основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков. В интервью телеканалу «Россия 24» в ходе ПМЭФ он заявил, что снижение ключевой ставки на 4-5 п.п. позволило бы экономике двигаться дальше. «Ключевая ставка начала снижаться и продолжит снижаться — мое твердое убеждение. Весь вопрос, в какие сроки и до каких пределов, потому что снижение в 1 п.п — это, конечно, маловато».
По словам Евтушенкова, в условиях нынешней ситуации компании РФ не находятся в режиме инвестиционного развития. «Есть разные режимы бизнеса. Режим инвестиционного развития, когда наращиваешь кредитную массу, но двигаешь бизнес вперед. Есть режим ожидания, когда в принципе в ламинарном режиме. Есть режим кризисной ситуации, когда режешь косты, сокращаешься, чтобы выжить. Сегодня не режим инвестиционного развития — это точно», — заключил он.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, в свою очередь, связал с высокой ключевой ставкой низкую дивидендную активность компаний. Текущий год стал неудачным с точки зрения дивидендных выплат российских компаний из-за высоких затрат на обслуживания долга, заявил он «Интерфаксу». Он предположил, что о возвращении к выплатам в следующем году можно будет говорить, если ключевая ставка к концу 2025 года опустится до 15% годовых.
Банк России на заседании 6 июня вопреки ожиданиям большинства участников рынка снизил ключевую ставку на 1 п.п. до 20% годовых. В резюме того заседания, опубликованном 20 июня, регулятор указал, что уверенность большинства участников совета директоров Банка России в устойчивости дезинфляционных процессов и их достаточной скорости для возвращения инфляции к 4% в 2026 году выросла. Но ситуация на рынке труда (а именно — рекордно низкая безработица) не даёт полной уверенности в том, что перегрев экономики продолжит снижаться. А, стало быть, последовательное сокращение на каждом заседании до конца года не предопределено и будет обсуждаться в зависимости от поступающих экономических данных.
Несмотря на такую нарочитую осторожность в высказываниях, большинство экономистов ждёт от Банка России продолжения снижения ключевой на июльском заседании. Тем более, что президент РФ Владимир Путин в своём выступлении на ПМЭФ вполне однозначно поставил задачу не допустить рецессии в экономике. «Инфляционная динамика развивается лучше, чем ожидали многие эксперты, чем даже предсказывал Банк России, — отметил он. — Это уже позволило приступить к аккуратному смягчению ДКП. Но изменения потребительских цен — далеко не вся картина. Сбалансированный рост — это и умеренная инфляция, и низкая безработица, и продолжение позитивной экономической динамики. Важно держать в фокусе все индикаторы самочувствия наших отраслей, компаний».
Он напомнил, что за январь-апрель ВВП РФ вырос на 1,5% в годовом исчислении, в том числе в апреле — на 1,9%. «Вместе с тем некоторые специалисты, эксперты указывают ни риски стагнации и даже рецессии. Этого, безусловно, ни в коем случае нельзя допустить», — подчеркнул Путин.
По его словам, «нужно вести грамотную, продуманную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, настраивать их механизмы прежде всего на поддержку и стимулирование роста, естественно при обеспечении макроэкономической, инфляционной и финансовой стабильности».
«В целом при такой риторике и 18% ставку ЦБ на июль нельзя теперь исключать, — прокомментировал эти слова Сергей Пирогов, генеральный директор ООО “Инвест Герои”. — Ранее уже не раз президент давал нам подсказку, и здесь тон довольно безапелляционный: никакой рецессии!»
экономисты Альфа-банка Наталья Орлова и Валерия Кобяк также полагают, что на заседании 25 июля возможно снижение ключевой ставки ЦБ РФ до 18% годовых. «Благоприятная динамика инфляции, наблюдаемая со второй половины мая, сохраняется, — констатируют они. — Также позитивной новостью является и снижение инфляционных ожиданий населения в июне до 13,0% после 13,4% в мае. Они сохраняются на повышенном уровне несмотря на благоприятную динамику инфляции и крепкий рубль. Тем не менее, снижение показателя в сочетании с низкой недельной инфляцией является позитивным сигналом для регулятора и может заставить ЦБ РФ быстрее снижать ставку».
«Наш базовый прогноз предполагает ключевую ставку на уровне 18% годовых на конец 2025 года, “позитивный” сценарий — 15% годовых, — говорится в комментарии аналитика банка ПСБ Дениса Попова. — Причём устойчиво крепкий курс рубля способствует такому развитию ситуации. Сдерживают решительность ЦБ высокие инфляционные ожидания. Пока ориентируемся на снижение ключевой ставки в июле на 100 б.п., но уже держим в уме сценарии с минус 150 и минус 200 б.п.»
Вместе с тем старший аналитик УК «Первая» Наталья Ващелюк ожидает уменьшения ключевой ставки на заседании 25 июля лишь до 19% годовых.