Подпишитесь на наш телеграм-канал:
Все мы с пелёнок знаем о «Моне Лизе» — самом известном произведении эпохи возрождения, ставшем не только символом изобразительного искусства, но и частью поп-культуры. И, конечно же, каждый знает, что она хранится в Лувре. Однако пару раз свой «дом» она покидала — в 1963 и в 1974 годах. В 74-м Джоконда путешествовала в Японию и, естественно, с дозаправкой. В Москве.
В это время уже как тринадцать лет Ирина Антонова руководила Пушкинским музеем. Каждый, кто хоть немного знаком с её биографией знает, что для неё практически не было ничего невозможного. Неудивительно, что, узнав о поездке «Моны Лизы», Ирина Александровна захотела, чтобы этот шедевр побывал и на нашей земле.
Для исполнения этой задумки нужно было договариваться на самом высоком уровне, и Антонова отправилась к тогдашнему министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Недолго объясняя значимость картины для мировой культуры, Фурцева согласилась помочь.
«Она выслушала и говорит: "Я попытаюсь". Но если уж быть совсем честной перед историей, то она выразилась так: "Французский посол в меня влюблен. Поговорю с ним, может, во имя любви договорится со своими". Слово Фурцева сдержала», — воспоминала Антонова.
Через месяц договорённость была достигнута, но французы выставили сложнейшие условия — пять слоёв специального стекла, из которых должна состоять ветрина экспозиции, определённая температура, влажность, освещение и охрана. На всё, естественно, согласились. Нужного стекла в Российской СФСР не было, его пришлось везти из УССР.
В день приезда, когда картину устанавливали, произошло страшное – это редкое стекло при установке стало лопаться, к счастью, были запасные, и с четвёртой попытки всё встало на свои места.
Приезд «Моны Лизы» стал невероятным событием для советского народа. Ради десятисекундного взгляда на неё выстраивалась огромная очередь, тянувшаяся от станции метро «Кропоткинская», а это около трёхсот метров — немыслимый ажиотаж по тем временам.
Что удивительно, никаких проблем от посетителей не было — никто не сошёл с ума и не захотел нанести картине какой-то вред. Единственное, была женщина, бросившая букет цветов к произведению искусства, и сработала сигнализация. Женщина, работники музея и охрана отделались лишь испугом.
Через полтора месяца с начала показа пришло время прощаться с «Джокондой».
«Есть фотография, как мы стоим на колоннаде, ящик с картиной, ветер... У меня развеваются волосы, и у директора Лувра тоже. Мы говорим друг другу какие-то прощальные слова. И "Джоконда" от нас уехала. Но я ее проводила прямо к самолету. Как встречала ее у трапа, так и проводила», — Ирина Антонова.
Через пару месяцев умерла Екатерина Фурцева — одна из главных «виновниц» этого невероятного культурного события. Возможно, если бы не любовь французского посла к ней, то ничего бы этого не было.
С тех пор «Мона Лиза» из Лувра не выезжала и, скорее всего, оттуда больше никогда и никуда не отправится из соображений сохранности. Россия — последнее место, где она побывала.
Автор: Бычков Александр