Само это слово - "комиссар" - с 1990-х годов, особенно после распада СССР, стало синонимом чего-то резко отрицательного.
В то время активно маятник общественного мнения, который к тому же все больше приводился в движение массой соответствующих статей в СМИ и фильмов на экранах ТВ, качнулся в сторону чрезвычайно резкого неприятия самого понятия "комиссар". Его ассоциировали исключительно с советским периодом Истории страны.
Хотя, как считается, впервые комиссары появились еще в XVI веке в армиях итальянских республик. Они тогда были сильно разношерстными по составу, там было и немало наемников, вот комиссары и были назначены для контроля лояльность войск и командиров.
Если разбираться с этимологией слова "комиссар", оно, как прочитал во всезнающем интернете, было заимствовано в начале XVII века по одной из версий из польского языка - "komisarz", по другой - от французского "commissaire". Но оба этих варианта вышли от латинского "commissarius", что значит "уполномоченный".
Во время всевозможных потрясений, революций и гражданских войн комиссары и вводились для поддержания порядка, контроля за вооруженными отрядами. Так во время Великой Французской революции, новое якобинское правительство направило своих представителей комиссарами в революционные войска - следить за порядком.
В отечественной истории первые комиссары появились после Февраля 1917 года. В то время новая власть видела многочисленные проявления нелояльности по отношению к себе многих офицеров старой армии. А уже после Октября 1917 года институт комиссаров был оформлен и закреплен при создании Красной Армии.
Как видно, большевики ничего нового не придумали, а только взяли на вооружение исторический опыт прошлого. Хотя именно у нас противостояние новой власти и ее противников было очень кровавым.
"Белые", что стали противниками "красных", опирались на иностранную помощь и на ту часть народа бывшей империи, что новую власть не приняла. И это было весьма серьезной угрозой для этой самой новой власти. Поэтому в создаваемую Красную Армию, что строилась на обломках прошлого, были направлены уполномоченные представители новой власти. При этом совсем необязательно, что это были только и исключительно большевики.
Правда, совсем скоро пришло понимание, что даже самый-самый "комиссар в кожаной тужурке" и близко не сможет заменить собой хорошо подготовленного командира. Боевую задачу ведь надо выполнять, готовить наступление или оборону, готовить войска.
Горячее, сильное слово, конечно, тоже может поднять массу на дело, но военный профессионализм никто не отменял.
Тогда власть обратила свой взор на бывших офицеров царской армии. Часть из них приняла предложение новой власти, поступила к ней на службу. Понятие "офицер" в Красной Армии отсутствовал, таких стали называть "военспец".
Но раз они были из "бывших", то полным доверием, естественно, не пользовались у новой власти. Выходило, что за такими "военспецами" надо было присматривать. А кто мог это делать, как не уполномоченные от власти - комиссары?
На V Всероссийском съезде Советов, проходившем в Москве с 4 по 10 июля 1918 года, с докладом об организации Красной Армии выступал Л.Д.Троцкий, в то время нарком по военным и морским делам, председатель Высшего военного совета республики.
Троцкий говорил о привлечении военных специалистов из числа офицеров бывшей армии. А для контроля над новой армией и воспитания новых командиров, которые уже будут проникнуты идеями революции, требуется создание института военных комиссаров, обладающих широкой полнотой власти.
Троцкий говорил, что назначенный в войска комиссар является представителем советской власти и, в случае чего - если тот же "военспец" поведет себя как-то не так (на взгляд комиссара), комиссар вправе беспощадно карать такого "военспеца", не считаясь ни с какими его прежними заслугами перед властью рабочих. Главная обязанность комиссаров -
"Комиссар не командует, а наблюдает твердо и зорко, проявляя уважение к правам и достоинству военспецов, при этом отвечая своей головой за предательство и перебежчиков"
Надо полагать, что перегибов в этом случае по принципу "Лучше перебдеть, чем недобдеть", было предостаточно. Ибо, в противном случае, будешь отвечать головой.
Власть отдавала отчет, что комиссары и их вот такая деятельность - дело временное. Мол, когда для командования в армии будут подготовлены новые командиры, воспитанные уже в духе коммунистической идеологии, то надобность в институте комиссаров в том виде, который был в то время - контроль и надзор, отпадет сама собой.
И уже в 1924-1925 годах в Красной Армии был взят курс на единоначалие. Правда, в тех реальных условиях было оговорено - если при этом командир является членом партии. Было такое, как его называли - полное и неполное единоначалие.
Полное единоначалие - как сказано выше, если командир является членом партии, выполняет свои обязанности, отвечает за все и еще, как член партии. Вести работу в деле воспитания личного состава ему помогал заместитель по политчасти.
Неполное единоначалие - командир не был членом партии. Вот тогда за ним и присматривал комиссар - ну, мало ли!
Однако в то время далеко не все были за упразднение комиссаров, их уход, как бы в глубокую тень, даже не на второй, а на третий план. Мол, много всякого существует, контролировать командиров надо. Всевозможные дискуссии на эту тему нет нет, а возникали.
Так, свое несогласие с введением единоначалия в Красной Армии высказала парторганизация Военно-политической Академии имени Н.Г.Толмачева.
Читатели сразу могут задать вопрос - что это за Академия такая? А такое имя до 1938 года носила Военно-политическая Академия имени В.И.Ленина. И была она до того времени не в Москве, а в Петрограде, потом в Ленинграде.
Николай Гурьевич Толмачев был одним из первых комиссаров, воевал с белыми, был ранен в бою и чтобы не попасть в плен к окружившим его белогвардейцам, застрелился.
14 мая 1925 года Военно-политический институт Красной Армии имени Н.Г.Толмачева был преобразован в Военно-политическую Академию имени Н.Г.Толмачева. Академия была подчинена Политуправлению Красной Армии.
Вот, в парторганизации Академии, надо полагать, бывшие комиссары и выступили против введения единоначалия в Красной Армии. К ним присоединилась в этой позиции и часть политсостава Белорусского Военного округа, которым в это время командовал в будущем один из первых маршалов А.И.Егоров.
С этим связана и история т.н. "Внутриармейской оппозиции 1928 года". Но это, как считаю, отдельная тема.
Известный период в Отечественной Истории, который связан с 1937-1838 годами, ситуация с "Заговором Тухачевского" в Красной Армии, привел к тому, что 10 мая 1937 года Указом Президиума Верховного Совета СССР единоначалие было упразднено.
Армия, можно сказать, определенное доверие потеряла, теперь нужен был присмотр в лице не только соответствующих органов, но и комиссаров.
Но "Незнаменитая зимняя война" с Финляндией 1939-1940 годов обнажила острые проблемы. В частности - неготовность комиссаров к участию в оперативном управлении войсками. Спорами с командирами, криком, шумом, репрессиями (типа - к стенке!) - делу не поможешь.
Нервозность, что привносил своими действиями начальник Главного политуправления РККА армейский комиссар 1-го ранга Л.З.Мехлис только все ухудшала, негативно влияла на боеготовность частей и соединений.
Поэтому неудивительно, что уже в августе 1940 года Указом Президиума Верховного Совета в РККА вновь было введено единоначалие, у командиров теперь были заместители по политчасти.
Так и встретили Великую Отечественную. Но тяжелые поражения начального периода войны, самый настоящий бардак в армии, паника и отступление, снова заставили вернуться к военным комиссарам.
16 июля 1941 года (меньше чем через месяц после начала войны) этот институт снова был введен -
Лев Мехлис парадом здесь командовал недолго - за грубейшие ошибки на Крымском Фронте Директивой Ставки от 4 июня 1942 года был понижен в звании до корпусного комиссара (сразу на две ступени) и снят с поста начальника Главного политуправления РККА. Его назначили членом Военного Совета 6-й армии.
Вместо Мехлиса начальником Главного политуправления РККА был назначен секретарь ЦК ВКП(б) А.С.Щербаков
Щербаков за дело взялся рьяно. Принятые меры, скажем так - по приведению комиссаров в нормальное состояние, снова способствовали введению 9 октября 1942 года полного единоначалия в Красной Армии. За боевую готовность, дисциплину, за моральное состояние подчиненных отвечали командир и его заместитель по политчасти.
У Щербакова был совершенно другой стиль руководства. При нем началось изменение содержания, форм и методов партийно-политической работы в Красной Армии. Щербаков сразу понял причины низкой эффективности этой работы.
Военные комиссары всех уровней часами просиживали над картами боевых действий, как и командиры, совершенно забросив свою работу. А им надо было идти к бойцам, работать с ними, объяснять, показывать, вести устную пропаганду живым и доходчивым словом.
При Главном политуправлении был создан Совет военно-политической пропаганды. В нем стали работать видные партработники. Совет оперативно рассматривал давно назревшие вопросы перестройки политработы, пропаганды и агитации, формы и методы работы политуправлений фронтов и политорганов действующих армий, о работе с населением оккупированных территорий и т.д.
Далее, 24 мая 1943 года Постановлением ГКО были упразднены должности заместителей командиров рот (батарей) по политчасти. Это позволило почти 130 000 офицеров направить для прохождения дальнейшей службы на командных должностях. А вместо них на должности заместителей по политчасти пришли назначаемые парторги.
Опыт работы военных комиссаров в Красной Армии показал, что введение этого института было оправдано в условиях строительства новой армии и отсутствия подготовленных, а главное - надежных командиров. И необходимо было установление жесткого контроля над привлекаемыми военными специалистами из старой армии.
Институт военных комиссаров - продукт своего времени в Истории нашего Отечества. Свою роль он сыграл, особенно в непростые годы. Недаром же противник стремился уничтожать комиссаров в случае их попадания в плен.
Фрагмент из фильма "Брестская крепость"
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, рекомендуйте, ставьте лайк