Режиссер - Данил Чащин.
Драматург - Юлия Поспелова.
Сказка с плохим концом.
Наконец-то я попала на этот популярный в Москве спектакль с прекрасными актерскими работами и необычным режиссерским решением. Данил Чащин, ученик Виктора Рыжакова, не раз номинировался на Золотую маску. Громко прозвучали его работы «Пацанские рассказы», «Убийца», «Молодость». Чащин участвовал в режиссёрских лабораториях под руководством Юрия Бутусова, Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова.
Сценарий спектакля написан по мотивам пьесы Льва Толстого «Живой труп» и на материале дневников писателя и его жены Софьи Андреевны. Он прослеживает историю взаимоотношений Федора Протасова с женой Лизой и Толстого с Софьей Андреевной.
Семейной теме и отношению полов посвящены многие произведения писателя. Он видел в реальной семейной жизни прохождение настоящего испытания, схожего с нападением разбойников. Как сохранить себя в браке? Как понять другого? Почему нередко брак становится трупом?
Время действия - современность. На сцене возведена стена цвета светлого картона, состоящая из отдельных секций. (художник-сценограф - Николай Симонов). Некоторые из них раскрываются, и так персонажи проникают на сцену. Актеры в современной одежде (художник по костюмам - Анна Хрусталева).
Пьяный Протасов, заявляя, что он «Лев Толстой, человек простой», куражится над собой и вспоминает прошлое. Первое воспоминание идиллическое. Федор сидит с Лизой за длинным столом, супруги обнимаются и целуются. Это и есть счастливый конец сказки, но жизнь и природа человека противоречат сказочной логике. Супруги неизбежно приходят к столкновению. Поэтому в спектакль введен новый персонаж - Живой труп в исполнении невероятно пластичного Георгия Иобадзе. Это ключевой образ. Он метафорически изображает умирающие супружеские отношения двух пар.
Сам актер выглядит как мим, с выбеленным лицом, накрашенными красной помадой губами. Мим меняет костюмы. Его пластика состоит из ломаных движений, падений, переворотов, его буквально корежит, пока отношения супругов еще теплятся.
Действие после распада семьи разделяется на две сюжетные линии, и они развиваются параллельно на одной сцене. Мим растаскивает длинный стол на два, и получается две столовых. Границу между этими мирами прочерчивает огромная рама, напоминающая сбоку вертикальный фронтон дома. Она ездит туда-сюда, распиливая сцену словно пилой. В нее вмонтирован экран, как на кухонной панели.
В одной части за столом Федор Протасов, в халате и в ярко-зеленой блузе с крестом, пьет, кутит, лежит без чувств и любит красавицу Машу (Елизавета Юрьева), исполнительницу эротических танцев в клубе (художник по пластике - Александр Андрияшкин). Во второй - Лиза, ее мать Анна Павловна, Виктор Каренин и его мать Анна Дмитриевна, друг семьи судья Абрезков и Саша, сестра Лизы, постепенно собираются за своим столом, словно большая добропорядочная семья.
Все роли сыграны блестяще. Федора Протасова играет Дмитрий Лысенков. Его роль богата резкой сменой состояний: от сладострастия до отчаяния. Виктора Каренина - Олег Савцов. Он весь в сером и создает образ внутренне серого человека, натура которого подавлена сильной матерью. Образ Анны Дмитриевны Карениной создает Людмила Трошина. Ее голубое платье и ласковые интонации только камуфляж, прикрывающий упрямство и гордыню. Рыжеволосая Лиза в исполнении Елены Николаевой - страстная и тоже гордая, но и ее мать Анна Павловна - женщина несгибаемая в своем платье с металлическом отливом.
Лиза бросается в объятья Виктора, потому что муж ей изменяет и ей кажется, что Виктор ее любит по-настоящему. В знак любви на сцену вывозят стол, усыпанный виноградными кистями, которые прислал Виктор. Но виноград символизирует в христианстве жертву и смерть, которая начинает подготавливаться. Логика спектакля продолжает тему похорон брака и страдания бывших супругов. Лиза продолжает любить мужа, бросая взоры на ту часть сцены, где Федор гробит себя.
Что же произошло с Протасовым? Федор сам рассказывает, что посчитал, что Лиза любит не его, а Виктора, друга ее детства. Служба тоже на приносила ему радости, и герой начал спиваться, ходить по клубам и употреблять наркотики. Федор осыпает себя и все вокруг блестками, доставая их из карманов, бутылок и бокалов, словно фокусник, превративший свою жизнь в сплошной фейерверк. Он держит при себе письмо Лизы, но так и не находит время поговорить с ней.
По ходу действия мим почти все время на сцене. Он выносит канистру и тоже сыплет на Лизу и Федора блестки, пытаясь разжечь в них угаснувшее чувство, но все впустую. Лиза и Виктор уже на беговых дорожках устремлены к своему новому счастью, а Федор на столе занимается любовью с Машей.
Эпизоды с Лизой, Федей и Виктором прерываются выходом Льва Толстого и Софьи Андреевны, которых играют те же актеры: Дмитрий Лысенков и Елена Николаева. Писателю и его жене голос судьи за сценой задает вопросы, которые высвечивается на панелях, и действие напоминает слушание в суде. Актеры стоят перед полутемным зрительным залом, освещены только их фигуры (художник по свету - Иван Виноградов). На лице Дмитрия Лысенкова сменяются удивление, раздражение, неприязнь, непонимание, благодарность, смущение и любовь, и персонаж Лев Толстой оказывается самым Живым Т. Елена Николаева голосом и лицом передает муку и боль, обиду, страдание и тоже вспоминает о любви как о потерянном счастье.
История отношений писателя и жены перекликается с делом Протасовых в том, что в обеих историях чувства так запутаны и необъяснимы, что не могут быть подвергнуты никакому суду. Герои видят и чувствуют мир настолько по-разному, что понимаешь, как легко рушится гармония, особенно когда мы сами не властны над собой. Кажется, именно это имел в виду режиссер Чащин. После того, как Протасов дает согласие на развод, выкидывает письмо Лизы и подписывает бумагу судьи, как в перевернутой сказке, мим устраивает праздник. Он раздает всем персонажам черные шары с блестками внутри для праздничного салюта. Федор исчезает, а Лиза говорит, что освободилась, но это внешнее.
То, что у героев внутри, отражает экран телевизора, на котором ножом режут кусок мяса. Протасов исчезает из жизни Лизы и Маши, но оставляет письмо с признанием в самоубийстве. Мим посыпает его пеплом. Прямо над лежащим Федором происходит бракосочетание новой пары - Лизы и Виктора. Во время танца новобрачные его не замечают и иногда пинают ногами. А чета Толстых доходит до апогея конфликта, когда писатель кричит жене: «Где ты, там воздух заражен!», а через минуту, жалобно: «Останься!»
Трагические развязки неминуемо приближаются. Федор пытается уйти из жизни, но не может. Это проигрывается в форме фарса. Герой приставляет микрофон то к виску, то к груди, то запихивает его в рот. Наконец он исчезает, оставив письмо с признанием о самоубийстве. Лиза и Виктор живут почти счастливо. Неожиданно, во время отдыха всего семейства на природе, уже беременная Лиза получает извещение что Федор жив. За этим следует пародийный гротесковый суд над Протасовыми, на котором присутствует и мим. Он сидит за судьей в парике и с аппетитом съедает яблоко за яблоком. Протасов наконец узнает, что в живых ему оставаться нельзя, потому что Лиза должна будет отправиться на каторгу или снова соединиться с ним браком. Это Федя считает невозможным, и он застреливается, прижав микрофон к виску.
Черный фарс подходит к концу. Мим подкрадывается к трупу и, смеясь, снимает с его руки кольцо. В заключение спектакля все герои выходят на сцену и дружно начинают забрасывать мима, забравшегося в «гроб» (перевернутый стол) мелким щебнем. Теперь все: браки похоронены, и фигуры копателей выглядят зловеще и пророчески.
На мой взгляд, режиссер вдохновлялся еще одним произведением писателя - повестью «Дьявол», поэтому и появился в спектакле инфернальный персонаж, радующийся происходящему. В ней говорится о страстной любви барина к крестьянке, которую пережил сам Толстой до женитьбы на Софье Берг. Герой уехал из имения, а через некоторое время вернулся туда с молодой женой. И вдруг опять Она.
То, как Толстой описывает полное невладение собой и одержимость этой женщиной, стоит почитать, чтобы задуматься, какие демонические силы управляют человеком. Лиза с Виктором в спектакле расходятся, но, продолжая любить друг друга, закапывают свою любовь. Лев Толстой даже перед смертью отказался проститься с женой. Известно, что Толстой в пьесе «Живой труп» спародировал роман Чернышевского «Что делать?», так как не принимал теорию разумного эгоизма. У Чернышевского Лопухов совершил фиктивное самоубийство и добровольно самоустранился из отношений Веры Павловны и Кирсанова. Как люди рациональные, они смогли договориться. Словом, Чернышевский создал утопию. Толстой - драму о благородном, но слабом человеке. А Чащин - драму о людях, необъяснимо разрушающих свои отношения.