«Кулич и Пасха»: Петербургский храм, рожденный из щедрости и выживший вопреки!
В самом сердце промышленной зоны Петербурга, на проспекте Обуховской Обороны, стоит храм, чей облик не спутаешь ни с одним другим в России. Церковь Святой Троицы, известная всем как «Кулич и Пасха», – это не просто место молитвы, а гениальная архитектурная метафора, воплощенная в камне, и свидетельница удивительной стойкости веры.
Императорский подарок и гений самоучки: Как все начиналось
История храма началась с необычайной щедрости. В 1785 году императрица Екатерина II пожаловала генерал-прокурору князю Александру Вяземскому огромную сумму в 200 000 рублей. Князь, владевший фарфоровым заводом и селом Александровским, решил вложить эти средства в строительство храма для своих рабочих и крестьян. Надпись на южном фасаде до сих пор гласит: «Твои щедроты соорудили» – вечная благодарность монархине.
Для воплощения замысла Вяземский привлек Николая Львова – человека энциклопедических знаний, талантливого архитектора-самоучку, поэта и инженера, которого часто называют «русским Леонардо». Вдохновленный античными памятниками Италии, Львов создал абсолютно уникальный ансамбль (1785-1790 гг.):
- «Кулич»: Центральный храм в виде идеальной ротонды, окруженной 16 стройными ионическими колоннами. Эта форма символизировала небесный свод, вечность и Божественную гармонию.
- «Пасха»: Колокольня в форме строгой четырехгранной пирамиды, олицетворяющая добродетель, твердость веры и победу жизни над смертью.
Львов был не только художником, но и новатором. Он оснастил храм уникальной для того времени системой отопления и вентиляции – «воздушными печами», скрытыми в стенах. Этот принцип он позднее описал в своем труде.
Загадки в камне: Античность, масонство или просто Пасха?
Необычная форма храма породила множество толкований:
- Античные корни: Ротонда явно отсылает к храму Весты в Риме, а пирамидальная колокольня – к гробнице Цестия. Львов, побывавший в Италии, восхищался этими памятниками. Вероятно в память о том Гранд-туре он привёз и офорты Джамбаттиста Пиранези, где я кстати подробно рассматриваю и храм Весты и пирамиду (гробницу) Цестия в своих публикациях на этом канале!
- Масонский шифр? Некоторые исследователи видят в сочетании ротонды (символа закона и мудрости) и пирамиды (символа нравственности и восхождения) отголоски идей масонских лож, к которым могли принадлежать и Вяземский, и Львов.
- Народная простота: Самое простое объяснение оказалось самым живучим. Прихожанам храм сразу напомнил главные угощения Пасхи – круглый кулич и творожную пасху в виде пирамидки. Так и закрепилось народное название.
Испытания огнем и льдом: XX век и возрождение
История храма в бурном XX веке – это история мужества:
- 1930-е: Закрытие и поругание. Настоятель, протоиерей Леонид Дьяконов, был расстрелян в 1937 году за сопротивление изъятию ценностей. В марте 1938 года храм закрыли. Бесследно исчезла главная святыня – старинная икона Святой Троицы. В здании устроили клуб, библиотеку, уничтожив интерьеры.
- 1940-е: Чудо возвращения. Удивительно, но храм стал одним из первых, возвращенных верующим в Ленинграде после войны – уже в апреле 1946 года! Этому активно способствовали рабочие завода «Большевик» (бывшего Императорского фарфорового). Торжественное освящение митрополитом Григорием (Чуковым) состоялось 1 июня 1947 года.
- Подвиг мирян: Верующие буквально по крупицам собирали утварь. Иконостас XVIII века спасли из закрытой Благовещенской церкви на Васильевском острове. Чудотворную икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)» перенесли из сгоревшей часовни у Стеклянного завода. Эта икона – особая святыня: по преданию, в 1888 году в нее ударила молния, и к образу чудесным образом «прилипли» медные гроши из разбитой кружки для пожертвований, не повредив его.
«Кулич и Пасха» сегодня: Святыни, споры и вечность
Сегодня храм – действующий памятник федерального значения. Помимо иконы «Всех Скорбящих Радость», здесь хранятся память о крещении будущего адмирала А. В. Колчака (1874 г.) и старинный мраморный престол начала XX века.
Не обходится и без современных вызовов. Строительство новых зданий в 1990-х и попытка самовольной надстройки в 2012 году нарушили исторический облик ансамбля, вызвав споры между приходом и охраной памятников.
Листаем галерею:
Вместо заключения
Церковь «Кулич и Пасха» – архитектурный парадокс: классицизм, неудобный для традиционных служб, но ставший символом стойкости. Это храм-загадка: был ли он данью античности, масонским символом или просто гениальной пасхальной метафорой? Каждый видит свое. Но одно несомненно: уже более двух веков этот уникальный ансамбль удивляет, вдохновляет и напоминает, что истинная вера и красота способны выстоять вопреки любым бурям истории. Он – как сама Пасха: символ надежды и возрождения, высеченный в камне петербургских окраин.
Если понравилась статья, ставим лайки, подписываемся на канал и делимся с друзьями - так Вы помогаете быть более заметным для алгоритмов Дзена!
Съёмка была организована издательской лабораторией "ГРАФО" и лично главным редактором Еленой Огановой!