#Бдительный_антикапиталист #Б_А #Диалектический_материализм #Исторический_материализм #Развитие #Деятельность #Идеальное_материальное #Общественное_сознание #Общественное_бытие #Умственный_труд #Физический_труд
«Развитие» в его диалектическом понимании.
ЧАСТЬ 3.
В предыдущих статьях, говоря о развитии, я, разумеется, имел в виду развитие материи. Развитие рассматривалось с точки зрения некоторых производных категорий, а именно диалектических противоречий: «реформа» и «деятельность». Диалектический взгляд на развитие материи является неотъемлемым компонентом диалектического материализма. В целом, диалектический материализм изучает не только общие законы развития материи и принципы её познания, предметом изучения является и движение материи.
Исследуя развитие материи с диалектических позиций, важно также подчеркнуть его связь с движением. Важность раскрытия связи несколько расширяет понятие развития. Прежде говорилось, что развитие — это не всегда прогресс и что оно предполагает направленность, в которой важную роль играет третий закон диалектики — закон отрицания отрицания. Но как мыслить связь развития с движением? Раз развитие наблюдается как переход от одного качества к другому или отрицание одного качества другим, наблюдается изменение формы субъекта. Исходя из этого, можно сказать, что развитие — это высшая форма движения. Высшая форма потому, что включает в себя качественные изменения, переход через противоречия, а не просто механическое перемещение или количественное нарастание. Развитие подразумевает переход от одного состояния к другому, сопровождающийся качественными изменениями. Оно может быть направлено:
А) от низшего к высшему;
Б) от простого к сложному;
В) от менее совершенного к более совершенному.
Однако, как уже говорилось ранее и повторялось выше, развитие не всегда прогресс, т.е. оно может быть и регрессивным, и циклическим. В этом смысле развитие – категория относительная, а движение абсолютно.
Развитие материи можно также рассматривать как взаимодействие идеального и материального. В рамках исторического материализма это соотносится с противоположностями общественного сознания и общественного бытия. Это можно схематически изобразить так:
Идеальное → общественное сознание
Материальное → общественное бытие
Идеальное возникает как отражение материального мира, в соответствии с основным положением исторического материализма: общественное бытие определяет общественное сознание. Иначе говоря, материальные условия жизни, в том числе и производственные отношения, определяют сознание общества, взгляды, убеждения и в целом представление о мире. Обратное влияние (сознание воздействует на бытие), но оно опосредовано практикой, что сопровождается изменением материального — особенно в сфере человеческой деятельности и истории:
Пример 1. Индустриализация как диалектический процесс. Развитие производительных сил в ходе индустриализации. На начальном этапе в обществе преобладал физический труд, связанный с ручным ремесленным производством. Однако по мере накопления знаний (идеального отражения действительности) и их применения в практике (технические изобретения, научные открытия), производственные отношения менялись. Возникли фабрики, машины, позже автоматизация и цифровые технологии. Это иллюстрирует переход от одного качества к другому – от ручного труда к машинному, от ремесленной экономики к индустриальной. Идеальное, выражаемое в виде научных идей, проектов, моделей, влияет на материальное через практику, трансформируя его, а материальные изменения, в свою очередь, порождают новые формы сознания и новые идеи.
Пример 2. Научная революция в эпоху Коперника и Галилея. Геоцентрическая система Птолемея отражала определённый уровень идеального осмысления действительности, соответствующий своему времени. Однако по мере накопления наблюдений и развития инструментов (например, телескопа) появились противоречия между старой моделью и новыми данными. В результате произошло качественное изменение — переход к гелиоцентрической модели. Идеальное (научные теории) и материальное (астрономические наблюдения) вступают в диалектическое противоречие, разрешение которого ведёт к новому уровню понимания. Это развитие науки — пример перехода от одного качества к другому, где идеальное и материальное взаимно преобразуют друг друга через практику.
Диалектические противоположности «идеальное» и «материальное» можно конкретизировать, перейдя от абстракции к более конкретному выражению. В рамках конкретизации идеального и материального на уровне человеческой деятельности, идеальное может быть выражено в форме умственного труда, а материальное — в форме физического труда. Как известно, умственный и физический труд являются диалектическими противоположностями деятельности (см. статью за 22.12.24. https://vk.com/wall256082480_2403). Как отмечалось ранее, деятельность является производным диалектическим противоречием развития (читать статью за 01.06.25. https://vk.com/wall256082480_2553). Конкретизацию идеального и материального можно схематически изобразить так:
Идеальное → умственный труд
Материальное → физический труд
Как писал Эвальд Ильенков: «Умственный, духовный труд создает идеальный продукт, изменяет общественное сознание, производит «всеобщий разум»» [1].
Таким образом, развитие как высшая форма движения выражается в качественных изменениях, происходящих через взаимодействие идеального и материального, умственного и физического, сознания и бытия. Диалектический подход позволяет не просто фиксировать изменения, но понять их направленность, логику и противоречия. Это понимание углубляет наше восприятие исторических и социальных процессов, а также проливает свет на внутреннюю логику научных, культурных и практических преобразований.
ИСТОЧНИКИ
[1] Ильенков Э.В. Диалектика идеального. Логос, №1 2009.