Речь пойдет о непростой книге в жанре тру-крайм. Специальный корреспондент "Комсомольской правды" Александр Рогоза провел большую исследовательскую работу, на основе которой написал книгу об одном из самых жестоких серийных убийц ХХ века — "Фишер. По следу зверя".
Александру пришлось изучить 95 томов уголовного дела, в том числе с откровенными рассказами самого маньяка, взять интервью у участников следственной группы и людей, знавших Фишера с детства. Это первая книга про Сергея Головкина (Фишера): про его личность, детство, отношения с родителями, сексуальные наклонности и путь от человека к зверю. За свои деяния он получил высшую меру наказания. Все ходатайства о помиловании были отклонены. Фишер был расстрелян 2 августа 1996 года по указу президента Бориса Ельцина. Он стал последним казненным в истории нашей страны.
Помимо истории Фишера и анализа психологии маньяков, автор показывает разницу в уровне криминалистической экспертизы между девяностыми и нашим временем.
По следу зверя в 90-х
Сейчас можно отыскать нарушителя по камерам, ДНК или социальным сетям. В 90-е возможности криминалистики были ограничены. Поразило то, как следователи раньше делали выборку без баз данных, алгоритмов, а всего лишь на основе минимальной информации о преступнике и аналитических рассуждениях, а порой просто на интуиции выходили на след подозреваемого.
Появление этого "зверя", произошло в переломный исторический момент — развал СССР. МВД практически перестали платить, бензина для дежурных машин не было. Многие уходили в криминал, а кто оставался, честно продолжали работу, но как выживали — непонятно. Уровень преступности вырос в сотни раз. Если в 1986 году в Подмосковье оставалось 6 нераскрытых убийств, и это было неприемлемым показателем, то через пару лет после развала они возросли до 300 дел. На данный момент в России незадержанных серийников примерно около 650 человек.
Пока все пытались выживать в новой реальности, новой стране, Головкин жил, взращивал свои извращенные желания и убивал. Он не вызывал никаких подозрений. Был добропорядочным гражданином и хорошим работником с приличной по тем временам зарплатой.
Шокирующий факт! Сначала по ошибке поймали Чикатило, но отпустили, потому что у него было алиби. Когда произошло убийство, его не было в городе, но взяли его с ножом, веревкой и банкой вазелина в сумке. Если бы тогда дожали, то не было бы еще 32 жертв. Иногда такие истории убивают любую веру во все хорошее в этой жизни.
Хотя с арестом Фишера все случилось наоборот. Взяли его благодаря провокации, устроенной оперативной группой. Получить признание или подловить на противоречии никак не получалось, и было принято решение отпустить, но один из следователей оставил его на ночь. Головкин сначала пытался покончить с собой, а затем во всем признался.
Психологический портрет чудовища
Через знакомство с биографией Головкина автор пытается разобраться в природе серийного убийцы, который лишал жизни самых беззащитных и доверчивых — детей. Ведь никто не рождается чудовищем сразу. В какой момент у маньяка появляется тяга к мучению и смерти других людей? Может ли человек самостоятельно бороться с этим наваждением? На эти вопросы Александр постарался ответить, обратившись за помощью к врачу-психиатру.
В детстве Головкин был тихим, послушным и замкнутым мальчиком. В семье не было принято проявлять ласку к детям. В пять лет был замечен за онанизмом, до 10 лет страдал энурезом, на фоне которого начались первые моменты внутренней агрессии на сверстников.
Отклонения в сексуальном влечении проявились рано, и Головкин сам это отметил и даже хотел обратиться ко врачу, но испугался. Мать тоже отмечала замкнутость сына и отсутствие интереса к женскому полу, но быстро отказалась от идеи обратиться к специалисту, побоялась обидеть сына.
Кстати, врач-психотерапевт отметил, что различные сексуальные склонности — опасная штука. Если раскачивать эту лодку, то можно не заметить, как от безобидных фантазий и ролевых игр может дойти до наваждений, а там незаметно и до реального насилия. Когда человек попадает под власть влечения, контроль резко снижается. Опасно то, что в современной жизни каждый может делать все, что хочет со своей жизнью, мыслями и сексуальностью, но это неправильная позиция. Должны быть пределы. Головкин — яркий пример человека, который отказался от границ дозволенного.
Момент перехода к зверю
Кажется, что оснований было немало для отклонений, но, разумеется, я не буду вдаваться в подробный пересказ. Деталей слишком много, и отклонения были, просто никто на это не обратил внимание, но это еще не является основанием для зла, которое он творил. Головкин с завидным упорством раздувал внутренний пожар, представляя всякое разное. Уже в детстве он от мыслей решил перейти к действиям, и в ход пошли животные.
Он не стремился к близости с кем-то, не пытался кому-то сочувствовать. Сначала мучил из любопытства, затем это ему стало приносить наслаждение, особенно реакции жертв. Страшно, очень страшно это все было читать. В голове не укладывается, как до такого можно дойти.
Рогоза описывает подробно все сферы жизни маньяка, его действия, решения, наклонности лишь для того, чтобы привести к тому моменту, когда Головкин впервые переходит грань. Это не внезапный срыв. Это взвешенное и осознанное решение. Головкин на протяжении долгого времени жил двойной жизнью. Сначала через фантазии, потом пошли животные, затем — люди.
Психология серийных убийц — это тонкая "материя". Маньяками не рождаются, но и не из каждого его можно сформировать. Безусловно, база для ухода в себя и аккумулирования зла на весь мир у него была: эмоционально-закрытые родители, занятая мать, подавляющий отец, извращенные сексуальные фантазии, распад страны, отсутствие психологической помощи.
Ему не хватило смелости попросить о помощи. Позже он перестал считать, что с ним что-то не так. Он знал, что это не норма, такое делать нельзя, но сознательно это игнорировал и все равно творил ад на земле, каждый раз усугубляя, потому что душа требовала, или что там у него было вместо нее, больше насилия. Вот так с полным пониманием он и стал зверем.
Дополнительные материалы
Книга дополнена фотографиями с мест событий и материалами из уголовного дела. Часть материалов точно не для слабонервных. Когда Александр изучал уголовные дела, то отметил, что у внешне неряшливого человека был такой четкий и красивый почерк. В книге есть фото его письма к матери. В рамках этого исследования были проведены несколько посмертных экспертиз почерка Сергея Головкина. Результаты тоже вошли в книгу.
Эта книга выходит за рамки истории одного серийного маньяка. Это еще попытка осмысления природы человеческой дуальности. Необязательно должен быть сбой в сознании или психике, чтобы начать совершать страшные поступки. То есть преступник не всегда страдает хроническим психическим заболеванием, и Фишер — яркое тому подтверждение. Зверя можно пробудить, особенно если для этого есть подготовленная почва. Мысли о насилии или любом извращении — это уже опасный звоночек. К сожалению, в основе многих трагедий — банальное замалчивание или равнодушие рядом находящихся людей.