Успех картины оказался таков, что многие искренне удивляются, когда узнают, что тот или иной факт из неё – выдумка сценаристов, а не воспроизведение реальных событий.
В воскресенье, 22 июня, исполнилось ровно 30 лет со дня премьеры культовой кинокартины "Аполлон-13" – одного из самых реалистичных голливудских фильмов "про космос", основанного на неудачной миссии NASA. Её сюжет действительно близок к реальным событиям, а создатели не пожалели сил и углубились в техническую часть, что в итоге и обеспечило ленте успех даже спустя столько лет.
Впрочем, реальной основой для сценария стала всё-таки не сама по себе история "Аполлона-13", а книга "Потерянная Луна" за авторством астронавта Джима Ловелла (участника настоящей миссии "Аполлон-13") и журналиста Джеффри Клюгера. Она повествует о предыстории миссии и описывает сам злополучный полёт, со множеством технических подробностей и детальнейшей хронологией событий на борту корабля и в ЦУПе.
При этом сам по себе фильм вышел к юбилею миссии. Кто не в курсе, "Аполлон-13" был запущен 11 апреля 1970 года и вернулся на Землю спустя 5 дней 22 часа и 54 минуты. Фильм Рона Ховарда вышел в прокат 22 июня 1995 года, к 25-летию миссии.
Интересно, что хотя фильм и кичится своей приближенностью к реальным событиям, режиссёр намеренно отказался от использования реальной хроники, хотя ему предлагали использовать записи старта ракеты Saturn V, отделения ступеней, стыковки и расстыковки. Вместо этого Рон Ховард сделал ставку на новомодную в тот момент компьютерную графику, а также миниатюрные модели и пиротехнику. И, как это часто бывает в Голливуде, итоговый результат получился даже "реалистичнее" реальных съёмок. Показатель – астронавт Джим Ловелл, лично видевший экранизируемые события, некоторое время не мог поверить, что сцены фильма созданы с нуля, а не являются съёмкой с какой-нибудь скрытой камеры, которую он в своё время не заметил.
Кстати, ещё один факт о дотошности режиссёра – скафандры, в которых рассекали актёры, были репликами реальных скафандров астронавтов, изготовленные из тех же материалов и даже оснащённые системами подачи воздуха. Каждый такой костюм обошёлся в 30 тысяч долларов. При этом сцены в ЦУП не были сняты в настоящей локации – хотя NASA разрешило съемки внутри реального центра управления в Хьюстоне, съёмочная группа осталась недовольна размерами помещения. В результате было решено построить копию ЦУПа в павильоне студии Universal.
Такую же дотошность Рон Ховард проявлял буквально во всём. Так, при строительстве декораций он требовал максимального сходства с оригиналом, в том числе по функционалу – игравшие диспетчеров актёры могли реально переговариваться друг с другом по системе связи. А для сцен в космосе актёров посадили в настоящий самолёт, используемый NASA в подготовке астронавтов, на борту которого за счёт особой траектории полёта и пилотажных трюков создаётся эффект невесомости. По слухам, актёры мужественно пережили испытания, которым подвергались в течение 13 дней, пока длились съёмки. А вот некоторые операторы, вынужденные переживать те же трудности, оказались слабы желудком.
Вообще, о реалистичности фильмов очень ярко повествует такой эпизод – один из консультантов NASA однажды признался, как покидая съемочную площадку, принялся по привычке искать служебный лифт, забыв, что находится не в Хьюстоне, а в Голливуде.
Кстати, знаменитое: "Houston, we have a problem" (Хьюстон, у нас проблема!) в реальности сказал не Джим Ловелл, а Джек Суайгерт. Ловелл её лишь повторил, после того как ЦУП запросил подтверждения. А вот другая знаменитая фраза из фильма — "Failure is not an option" (Неудача — это не вариант) – вовсе оказалась находкой сценаристов, которую те придумали после беседы с одним из диспетчеров полета, Джерри Бостиком. По его словам, инженеры никогда не поддавались панике и всегда спокойно рассматривали все имеющиеся варианты. Просто неудача не была ни одним из них.
По слухам, после тестового показа один из зрителей обрушился с гневной критикой, мол, испортили хороший фильм типичным голливудским хэппи-эндом. По-видимому, уважаемый критик не был в курсе, что показанная история как раз отражает реальность. Ведь и в настоящей миссии "Аполлона-13" оказалось столько странных совпадений, что такой сценарий любой критик разгромил бы как нереалистичный.
К ним можно отнести и замену астронавта Кена Маттингли на Джека Суайгерта за три дня до запуска из-за кори, и отказ одного из двигателей Saturn V во время запуска, игнорирование американскими СМИ полета, взрыв командного модуля, вынужденные коррекции курса, жесткая экономия всех припасов, проблемы с углекислым газом и драматичная посадка, во время которой астронавты до последнего не были уверены, что тепловой щит выдержит и у корабля хватит энергии, чтобы выпустить парашюты.
И всё же, "Аполлон-13" — это в первую очередь художественный, а не документальный фильм. А потому некоторые детали убрали ради хронометража, другие изменили и упростили, третьи вовсе оставили за кадром. Ну и киноляпы тоже присутствовали, куда уж без них.
Фильм собрал в прокате свыше 350 миллионов долларов и удостоился хороших отзывов и критиков, и обычных зрителей. Американская киноакадемия номинировала ленту на 9 статуэток, в том числе за лучший фильм, адаптированный сценарий, музыку и роли второго плана. В итоге, правда, фильм наградили всего двумя "Оскарами", да и то за технические номинации.
Впрочем, "Аполлон-13" сделал кое-что несравнимо более важное. Он установил планку, взять которую ни у кого не удалось до сих пор. Как бы ни хвалили, например, "Интерстеллар" или "Гравитацию".