23 июня исполняется 114 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Кузнецова, великого конструктора авиационных, ракетных, наземных газотурбинных двигателей.
Доктор технических наук, генеральный конструктор Куйбышевского моторного завода (сегодня входит в ОДК-Кузнецов), Николай Кузнецов внес огромный вклад в авиацию, двигателестроение и космическую промышленность нашей страны. «Нужно всегда браться за работу, которая позволяет сделать шаг вперед. Нечего бояться трудностей, в их преодолении наша жизнь», – эти слова Николая Дмитриевича Кузнецова могли бы стать девизом всей его биографии.
Главный конструктор
Николай Дмитриевич Кузнецов родился в 1911 году в семье потомственного сельского кузнеца. После школы он поступил в Московский авиационный техникум, затем стал студентом Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. Учась в академии, Кузнецов параллельно занимался на летных курсах, получил удостоверение пилота. В апреле 1941 года Кузнецов защитил диссертацию на степень кандидата технических наук и стал преподавателем в академии.
В октябре 1942 года Кузнецова, служившего на фронтах Великой Отечественной войны старшим инженером в дивизии истребителей, направили на уфимский авиационный завод №26 (сегодня ОДК-УМПО). В Уфе ОКБ под руководством конструктора авиадвигателей Владимира Климова выполняло задачу по срочному запуску серийного производства двигателей ВК-107А. Однако конструкторы испытывали проблемы с расчетом прочности мотора. Николай Кузнецов быстро разобрался, в чем заключалась проблема, и точным расчетом помог ее решить. Это заставило самого Климова присмотреться к молодому конструктору. Убедившись в его высоком профессиональном уровне, в 1943 году Климов назначил Кузнецова своим первым заместителем. В 1946 году, когда Климов возглавил новое ОКБ в Ленинграде, Николай Кузнецов стал главным конструктором ОКБ завода №26 в Уфе и приступил к работе над реактивным авиадвигателем РД-10. Уже в 1947 истребители Як-15 с этим двигателем приняли участие в воздушном параде в Тушино.
Взгляд в будущее
В 1949 году Николай Кузнецов назначен главным конструктором опытного завода №2 в поселке Управленческий в Самарской области. За 45 лет предприятие под руководством Кузнецова создало 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для пассажирских, военно-транспортных и военных самолетов, жидкостных ракетных двигателей одноразового и многоразового применения, двигателей в составе газоперекачивающих агрегатов. На двигателях «НК» было установлено более 150 мировых рекордов. Кроме того, ряд разработок Кузнецова имеют статус первых в мире, а некоторые из его идей намного опередили свое время.
Благодаря тщательным расчетам и упорному труду команды Кузнецова родился НК-12 – самый мощный турбовинтовой двигатель в мире, который устанавливался на стратегические самолеты Ту-95. Под руководством Кузнецова был создан НК-144 – двигатель, который вывел пассажирский самолет Ту-144 на сверхзвуковую скорость.
Именно Кузнецов первым в мире предложил применять авиационные газотурбинные двигатели на земле – в составе агрегатов компрессорных станций для транспортировки газа. В 1969 году началось создание первого такого двигателя на основе авиационной силовой установки НК-12. Наземный двигатель получил название НК-12СТ и начал работу в октябре 1974 года. Идея Кузнецова предвосхитила будущее – газотурбинные двигатели нашли широчайшее применение в российской энергетической отрасли. Сегодня самарское предприятие ОДК-Кузнецов продолжает поставлять для отечественного топливно-энергетического комплекса индустриальные двигатели марки НК, отличающиеся высоким КПД, надежностью и экологичностью.
Еще в 1950-е годы Кузнецов начал разработку теории и принципов создания двухконтурных авиадвигателей и создал первый в мировой практике двухконтурный с форсажем авиадвигатель НК-6. Его развитием стал двигатель НК-8 и его модификации, широко применявшиеся в гражданской авиации. В 1980-е был разработан двигатель НК-93 со сверхвысокой степенью двухконтурности – 16,7.
Параллельно с работами над авиационными и наземными газотурбинными двигателями инженеры и конструкторы под руководством Кузнецова в 1959 году впервые в стране начали работу над жидкостными ракетными двигателями. Наработки коллектива Кузнецова в этой области впоследствии применялись многими конструкторами космической техники.
Кузнецов был первопроходцем в области разработки авиационных двигателей на альтернативных видах топлива. В 1975 году коллектив Кузнецова приступил к работам по использованию в авиации жидкого водорода и сжиженного природного газа. 15 апреля 1988 года состоялся первый в истории мировой авиации полет самолета Ту-155 с двигателем НК-88 на жидком водороде, а 18 января 1989 года – первый полет на сжиженном природном газе. Эти экспериментальные полеты дали бесценный опыт для развития альтернативных авиационных топливных систем с нулевым углеродным следом, разработка которых сегодня стала снова актуальной на фоне общемирового внимания к вопросам экологии.
Двигатели марки «Николай Кузнецов»
Принципиальное значение Кузнецов придавал совместной работе. Он говорил: «Именно коллектив – сотни конструкторов и тысячи рабочих нашего завода – именно они, а не я, решают успех дела. Современный двигатель очень сложен, а завтра будет еще сложнее. И никакой генеральный конструктор никогда лично ничего не сделает, если не будет опираться на коллектив».
Интересный факт: название марки «своих» двигателей «НК» генеральный конструктор расшифровывал не как свои инициалы, а как «Наш Коллектив».
Способности генерального конструктора были поистине уникальными. Он обладал невероятно быстрым мышлением и владел глубокими знаниями во всех отраслях науки и техники, составляющих теорию и практику проектирования авиационных и ракетных двигателей.
Член Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического труда, Николай Кузнецов руководил самарским ОКБ и заводом до 1994 года, когда он вышел на пенсию по состоянию здоровья. В 1995 выдающийся конструктор скончался в Москве на 85-м году жизни.
За годы работы Николаю Кузнецову удалось создать на самарском предприятии свою школу инженеров и конструкторов. Принципы, на которых основана работа этой школы – опора на науку, традиции и коллективный подход к труду. Благодаря своему выдающемуся таланту Николай Кузнецов распахнул дверь в будущее авиации и оставил после себя огромный научно-технический задел, ставший основой для дальнейшего развития российского газотурбинного двигателестроения.
СПРАВКА: Николай Дмитриевич Кузнецов (23.06.1911 – 31.07.1995) — генеральный конструктор авиационных, ракетных и наземных двигателей, генерал-лейтенант инженерно-технологической службы, академик Академии наук СССР, академик РАН, доктор технических наук. Дважды Герой Социалистического Труда, кавалер пяти орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции и Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, кавалер 15 медалей, лауреат Ленинской премии, премии Совета Министров СССР, почетный гражданин г. Куйбышева.
Под руководством Н.Д. Кузнецова создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для пассажирских, военно-транспортных и военных самолетов, жидкостных ракетных двигателей одноразового и многоразового применения, двигателей в составе газоперекачивающих агрегатов. Благодаря двигателям марки «НК» установлено свыше 150 мировых рекордов. Разработки Н.Д. Кузнецова, опередившие время, сейчас являются базой для перспективных проектов в отечественном в двигателестроении.