Найти в Дзене

Николай Кузнецов – конструктор авиационных двигателей, опередивший время

23 июня исполняется 114 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Кузнецова, великого конструктора авиационных, ракетных, наземных газотурбинных двигателей. Доктор технических наук, генеральный конструктор Куйбышевского моторного завода (сегодня входит в ОДК-Кузнецов), Николай Кузнецов внес огромный вклад в авиацию, двигателестроение и космическую промышленность нашей страны. «Нужно всегда браться за работу, которая позволяет сделать шаг вперед. Нечего бояться трудностей, в их преодолении наша жизнь», – эти слова Николая Дмитриевича Кузнецова могли бы стать девизом всей его биографии. Николай Дмитриевич Кузнецов родился в 1911 году в семье потомственного сельского кузнеца. После школы он поступил в Московский авиационный техникум, затем стал студентом Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. Учась в академии, Кузнецов параллельно занимался на летных курсах, получил удостоверение пилота. В апреле 1941 года Кузнецов защитил диссертацию на степень кандидата технических нау
Оглавление
Николай Кузнецов в 1980 г. Фото © ОДК
Николай Кузнецов в 1980 г. Фото © ОДК

23 июня исполняется 114 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Кузнецова, великого конструктора авиационных, ракетных, наземных газотурбинных двигателей.

Доктор технических наук, генеральный конструктор Куйбышевского моторного завода (сегодня входит в ОДК-Кузнецов), Николай Кузнецов внес огромный вклад в авиацию, двигателестроение и космическую промышленность нашей страны. «Нужно всегда браться за работу, которая позволяет сделать шаг вперед. Нечего бояться трудностей, в их преодолении наша жизнь», – эти слова Николая Дмитриевича Кузнецова могли бы стать девизом всей его биографии.

Главный конструктор

Николай Дмитриевич Кузнецов родился в 1911 году в семье потомственного сельского кузнеца. После школы он поступил в Московский авиационный техникум, затем стал студентом Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. Учась в академии, Кузнецов параллельно занимался на летных курсах, получил удостоверение пилота. В апреле 1941 года Кузнецов защитил диссертацию на степень кандидата технических наук и стал преподавателем в академии.

В октябре 1942 года Кузнецова, служившего на фронтах Великой Отечественной войны старшим инженером в дивизии истребителей, направили на уфимский авиационный завод №26 (сегодня ОДК-УМПО). В Уфе ОКБ под руководством конструктора авиадвигателей Владимира Климова выполняло задачу по срочному запуску серийного производства двигателей ВК-107А. Однако конструкторы испытывали проблемы с расчетом прочности мотора. Николай Кузнецов быстро разобрался, в чем заключалась проблема, и точным расчетом помог ее решить. Это заставило самого Климова присмотреться к молодому конструктору. Убедившись в его высоком профессиональном уровне, в 1943 году Климов назначил Кузнецова своим первым заместителем. В 1946 году, когда Климов возглавил новое ОКБ в Ленинграде, Николай Кузнецов стал главным конструктором ОКБ завода №26 в Уфе и приступил к работе над реактивным авиадвигателем РД-10. Уже в 1947 истребители Як-15 с этим двигателем приняли участие в воздушном параде в Тушино.

Взгляд в будущее

Николай Кузнецов в рабочем кабинете в поселке Управленческий, Самарская область. Фото © ОДК
Николай Кузнецов в рабочем кабинете в поселке Управленческий, Самарская область. Фото © ОДК

В 1949 году Николай Кузнецов назначен главным конструктором опытного завода №2 в поселке Управленческий в Самарской области. За 45 лет предприятие под руководством Кузнецова создало 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для пассажирских, военно-транспортных и военных самолетов, жидкостных ракетных двигателей одноразового и многоразового применения, двигателей в составе газоперекачивающих агрегатов. На двигателях «НК» было установлено более 150 мировых рекордов. Кроме того, ряд разработок Кузнецова имеют статус первых в мире, а некоторые из его идей намного опередили свое время.

Благодаря тщательным расчетам и упорному труду команды Кузнецова родился НК-12 – самый мощный турбовинтовой двигатель в мире, который устанавливался на стратегические самолеты Ту-95. Под руководством Кузнецова был создан НК-144 – двигатель, который вывел пассажирский самолет Ту-144 на сверхзвуковую скорость.

Именно Кузнецов первым в мире предложил применять авиационные газотурбинные двигатели на земле – в составе агрегатов компрессорных станций для транспортировки газа. В 1969 году началось создание первого такого двигателя на основе авиационной силовой установки НК-12. Наземный двигатель получил название НК-12СТ и начал работу в октябре 1974 года. Идея Кузнецова предвосхитила будущее – газотурбинные двигатели нашли широчайшее применение в российской энергетической отрасли. Сегодня самарское предприятие ОДК-Кузнецов продолжает поставлять для отечественного топливно-энергетического комплекса индустриальные двигатели марки НК, отличающиеся высоким КПД, надежностью и экологичностью.

Еще в 1950-е годы Кузнецов начал разработку теории и принципов создания двухконтурных авиадвигателей и создал первый в мировой практике двухконтурный с форсажем авиадвигатель НК-6. Его развитием стал двигатель НК-8 и его модификации, широко применявшиеся в гражданской авиации. В 1980-е был разработан двигатель НК-93 со сверхвысокой степенью двухконтурности – 16,7.

Параллельно с работами над авиационными и наземными газотурбинными двигателями инженеры и конструкторы под руководством Кузнецова в 1959 году впервые в стране начали работу над жидкостными ракетными двигателями. Наработки коллектива Кузнецова в этой области впоследствии применялись многими конструкторами космической техники.

Кузнецов был первопроходцем в области разработки авиационных двигателей на альтернативных видах топлива. В 1975 году коллектив Кузнецова приступил к работам по использованию в авиации жидкого водорода и сжиженного природного газа. 15 апреля 1988 года состоялся первый в истории мировой авиации полет самолета Ту-155 с двигателем НК-88 на жидком водороде, а 18 января 1989 года – первый полет на сжиженном природном газе. Эти экспериментальные полеты дали бесценный опыт для развития альтернативных авиационных топливных систем с нулевым углеродным следом, разработка которых сегодня стала снова актуальной на фоне общемирового внимания к вопросам экологии.

Двигатели марки «Николай Кузнецов»

Николай Кузнецов в 1980-е годы. Фото © ОДК.
Николай Кузнецов в 1980-е годы. Фото © ОДК.

Принципиальное значение Кузнецов придавал совместной работе. Он говорил: «Именно коллектив – сотни конструкторов и тысячи рабочих нашего завода – именно они, а не я, решают успех дела. Современный двигатель очень сложен, а завтра будет еще сложнее. И никакой генеральный конструктор никогда лично ничего не сделает, если не будет опираться на коллектив».

Интересный факт: название марки «своих» двигателей «НК» генеральный конструктор расшифровывал не как свои инициалы, а как «Наш Коллектив».

Способности генерального конструктора были поистине уникальными. Он обладал невероятно быстрым мышлением и владел глубокими знаниями во всех отраслях науки и техники, составляющих теорию и практику проектирования авиационных и ракетных двигателей.

Член Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического труда, Николай Кузнецов руководил самарским ОКБ и заводом до 1994 года, когда он вышел на пенсию по состоянию здоровья. В 1995 выдающийся конструктор скончался в Москве на 85-м году жизни.

Николай Дмитриевич Кузнецов в 1991 году Фото © ОДК
Николай Дмитриевич Кузнецов в 1991 году Фото © ОДК

За годы работы Николаю Кузнецову удалось создать на самарском предприятии свою школу инженеров и конструкторов. Принципы, на которых основана работа этой школы – опора на науку, традиции и коллективный подход к труду. Благодаря своему выдающемуся таланту Николай Кузнецов распахнул дверь в будущее авиации и оставил после себя огромный научно-технический задел, ставший основой для дальнейшего развития российского газотурбинного двигателестроения.

СПРАВКА: Николай Дмитриевич Кузнецов (23.06.1911 – 31.07.1995) — генеральный конструктор авиационных, ракетных и наземных двигателей, генерал-лейтенант инженерно-технологической службы, академик Академии наук СССР, академик РАН, доктор технических наук. Дважды Герой Социалистического Труда, кавалер пяти орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции и Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, кавалер 15 медалей, лауреат Ленинской премии, премии Совета Министров СССР, почетный гражданин г. Куйбышева.

Под руководством Н.Д. Кузнецова создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для пассажирских, военно-транспортных и военных самолетов, жидкостных ракетных двигателей одноразового и многоразового применения, двигателей в составе газоперекачивающих агрегатов. Благодаря двигателям марки «НК» установлено свыше 150 мировых рекордов. Разработки Н.Д. Кузнецова, опередившие время, сейчас являются базой для перспективных проектов в отечественном в двигателестроении.