Некоторые читатели "Киноамнезии" пожаловались на внуков, которые отказываются смотреть советские фильмы и мультфильмы - ремейки им подавай. Я внимательно изучил комментарии, Решил дать слово тем, кто столкнулся с таким культурным явлением и не видит зла в переосмыслениях.
Слово читателям
Я, как многие мои ровесники, воспитывал детей на «Простоквашино», «Бременских музыкантах», «Ну, погоди!». Их первые шаги в школе, в юности были связаны с советскими мультфильмами. Но знаете, что я понял за последние несколько лет? Моим внукам такой контент неинтересен.
Когда мы с внуками пытались смотреть советских «Бременских музыкантов» я ждал: ну вот сейчас — песня, сейчас — король, сейчас они сбегут! А они… скучали. Без энтузиазма, без улыбки. В какой-то момент младший спросил:
"Деда, а почему у принцессы имени нет? И что вообще делает этот Трубадур, кроме как поёт - чем он по жизни занимается?".
Честно? Я и сам не смог толком объяснить. Для меня это было весело, задорно. Для них — скучный, не совсем понятный мультик с абстрактными персонажами. А потом мы включили новых "Бременских музыкантов". И вот там началось: Трубадур мечется, король строит заговоры, принцесса что-то решает, герой что-то меняет, город оживает… Пусть и местами пошло, пусть не всё я одобрил, но дети — залипли. И, знаете, я не стал отбирать у них это удовольствие только потому, что мне не нравится.
Конечно, я вижу, как общество разделилось. Кто-то кричит: «Ремейки — это издевательство!» И я их понимаю. Есть ведь ремейки, которые лучше бы не появлялись вовсе. А есть и такие, которые действительно пытаются объяснить знакомую историю на новом языке, языке, понятном новому поколению.
Думал, я один такой, но в «Дзен» наткнулся на комментарий Дмитрия Быкова, который пишет, что его внук тоже не оценил оригинальных «Бременских», но был в восторге от новых. Ребёнку важно, чтобы герой не просто «сбежал с девушкой», а чтобы он что-то сделал, что-то изменил. Им мало танцев — им нужны идеи.
Взгляд эксперта
Безусловно, дело не только в детях. Социолог Темыр Хагуров уверен: проблема не в контенте, а во взрослых, которые не умеют заинтересовать детей советскими мультфильмами. Не хватает терпения, аргументов, образов. Ребёнок не родился с любовью к «Голубому щенку» или «Ежику в тумане» — её надо воспитать. Надо уметь подать, объяснить, провести за руку.
«Дети смотрят то, что разрешают и предлагают им смотреть взрослые. Поэтому, когда родители, бабушки, дедушки сокрушаются, что их дети не смотрят советские фильмы, мультфильмы, значит, у них не хватило времени, сил и мозгов для того, чтобы сформировать тот контент, который был оценил ребёнок. Давайте не будем снимать личную ответственность и перепихивать её на культуру, — сказал ForPost Хагуров. - Здесь проблема лежит в том, что мы им предлагаем. Пусть они смотрят Громозеку (герой м/ф «Тайна третьей планеты». — Прим.), а не «Симпсонов» (американский ситком с возрастным ограничением «+16». — Прим.».
И он прав, в какой-то степени.
Опять ремейки
Пока вы спорите, киношники продолжают снимать старые сказки на новый лад: на Петербургском экономическом форуме НТВ и «Союзмультфильм» объявили, что собираются снимать фильм по «Ну, погоди!», а в новом «Простоквашино» планируют ввести героя, подозрительно похожего на президента.
Одно дело — адаптация. Совсем другое — пропагандистская калька. Советские мультики хоть и были частью идеологии, но делались душой, с теплотой, с добрым юмором. А вот превращение «Простоквашино» в политический комикс — это уже, как говорится, другой жанр.
Итог
Ремейки не обязаны быть злом. Но только если они не пытаются отменить оригинал. Не переделывают — а продолжают.
А дальше всё зависит от нас с вами: Мы можем злиться, что наши дети/внуки не смотрят советскую классику. А можем — сесть с ними рядом, рассказать, чем нас это трогало, и показать, что у старых мультфильмов есть душа, просто её нужно уметь увидеть.
И да, порой путь к этой душе лежит через ремейк.