Добро пожаловать на канал "Сравним" — здесь мы вспоминаем актёров, ставших символами целой эпохи. Их образы до сих пор живут в сердцах миллионов, а судьбы нередко драматичнее, чем роли на экране.
Сегодня речь пойдёт об актёре с удивительной биографией и искренним талантом — Всеволоде Санаеве.
Он родился 12 февраля 1912 года в Туле, в большой и бедной рабочей семье. Из двенадцати детей выжили немногие. Отец трудился на гармонной фабрике, мать вела хозяйство. Маленький Всеволод не был прилежным учеником — школу он не любил и бросил, едва научившись читать. В итоге отец отправил его работать на ту же фабрику, где мальчик сначала подметал полы, а потом стал собирать и настраивать гармони. Уже в 16 лет он обучал новых учеников.
Но быть всю жизнь рабочим — не его путь. Однажды Санаев попал на спектакль МХАТа «Дядя Ваня», и это стало для него настоящим откровением. С этого момента театр прочно вошёл в его жизнь. Он начал выступать в самодеятельности, а затем работал в театрах при заводах. Постепенно он понял: сцена — его призвание.
Санаев уехал в Москву, окончил рабфак, а затем поступил в ГИТИС. Его педагогами стали мастера сцены — Николай Плотников и Михаил Тарханов. После окончания института его приняли в МХАТ, но значимых ролей он не получал. В 1943 году перешёл в Театр имени Моссовета, а затем почти четыре десятилетия прослужил в Театре-студии киноактёра. В послевоенные годы он также преподавал во ВГИКе и воспитал не одно поколение артистов.
На экране он впервые появился в фильме «Волга-Волга» 1938 года — в двух эпизодах. Успех пришёл позже — с главной ролью в фильме «Любимая девушка» 1940 года. После этого началась долгая и плодотворная кинокарьера. Он играл в «Сердца четырёх», «Оптимистическая трагедия», «Первый эшелон», «Печки-лавочки», «Возвращение "Святого Луки"», «Белые росы» и десятках других фильмов. Всего в его фильмографии — более 90 ролей. Он одинаково органично смотрелся и в драме, и в комедии, и в военном кино.
Санаев был одним из тех актёров, которые не кричали о себе, но каждый его герой оставался в памяти — потому что был настоящим, «живым». Он не играл — он существовал в кадре.
Судьба подарила ему большую любовь — жену Лидию Гончаренко, актрису, с которой он познакомился во время гастролей в Киеве. Её семья была против брака, но Лидия пошла наперекор родным и уехала с Всеволодом в Москву. Война ударила по их семье тяжело — первенец умер в эвакуации. Позже родилась дочь Елена, которая пошла по стопам родителей. Она стала актрисой и женой режиссёра Ролана Быкова.
Но семейная жизнь Санаева была омрачена бедой: Лидия страдала психическим заболеванием, которое усугубилось после войны и особенно — после допросов в МГБ по доносу за рассказанный анекдот. Несмотря на это, Всеволод был рядом до конца. Он ухаживал за ней, отказавшись от предложений уйти и «устроить свою жизнь». Верность для него была не красивым словом, а нормой.
После смерти жены в 1995 году Санаев словно угас. Болезнь — рак лёгких — развивалась стремительно. Он ушёл из жизни 27 января 1996 года, накануне своего 84-летия. Похоронен рядом с Лидией на Новодевичьем кладбище.
Актёр не просто ушёл — он оставил след в судьбах других. Его внук — Павел Санаев — посвятил деду повесть «Похороните меня за плинтусом», в которой образ Всеволода Санаева навсегда остался — сильным, добрым, усталым, но настоящим.
Советские мужчины мечтали быть такими, как он. А женщины влюблялись в его героев. Настоящая звезда без капли пафоса.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории о людях, которые вдохновляют — и сегодня.
Лайк тем, кто остался человеком, несмотря ни на что! 🎬🌟Пусть фортуна всегда будет на вашей стороне, а знания — надёжным оружием в любой интеллектуальной битве!
🧠💥 Удачи, эрудиты!
📺Первый кадр
Сегодня начнём тест с советского актёра, который родился 29 декабря 1942 года в Москве в театральной семье. Его отец, был известным актёром, народным артистом РСФСР, а мать работала в театре для детей. С ранних лет мальчик находился в окружении артистов: в доме бывали Раневская, Плятт, Вахтангов. Такая атмосфера предопределила его судьбу.
В 1960 году он подал документы в несколько театральных вузов. Его приняли в ГИТИС и Щукинское училище, но мечтой оставалась Школа-студия МХАТ. В решающий момент он познакомился с Владимиром Высоцким, который помог ему подготовиться к вступительным экзаменам. Благодаря этому он был принят в МХАТ.
Окончив студию в 1964 году, он начал выступать в Театре на Таганке и в МХАТе. Он играл с театральными мэтрами: Андровской, Яншиным, Прудкиным. Также активно читал стихи — Ахматову, Пастернака, Цветаеву. Его голос можно услышать на радиопостановках и пластинках, в том числе на диске со сказкой «Алиса в Стране Чудес» с музыкой Высоцкого.
В кино актёр запомнился ролью в сериале «Место встречи изменить нельзя». Он также снимался в фильмах «Контрабанда», «Жили три холостяка», «Том Сойер и Гекльберри Финн», «Свой крест», «Гол в Спасские ворота». В 1977 году произошла трагедия: возвращаясь со съёмок в Баку, он попал в страшную аварию. Машина перевернулась шесть раз, и актёр получил тяжёлые травмы, 21 день находился в коме. Высоцкий помогал другу всеми возможными способами, и тот выжил.
После аварии здоровье его пошатнулось. Он всё чаще занимался дубляжом и озвучиванием. Его голосом говорили герои «Гарри Поттера», «Списка Шиндлера», «Чёрного плаща», «Чипа и Дейла», «Черепашек-ниндзя». Он читал стихи и исполнял роли в радиоспектаклях, включая роль Понтия Пилата в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда».
Личная жизнь актёра была насыщенной. В 18 лет он женился на Наталье Григорьевой, студентке Бауманского института, и у них родилась дочь Юлия. Позднее он был женат ещё несколько раз, включая актрису Ирину Мирошниченко. Несмотря на расставания, он всегда поддерживал тёплые отношения с дочерью и бывшими супругами.
27 июля 2002 года актёр скончался в возрасте 59 лет от инфаркта пищевода. В тот же день у его внучки родился сын, правнук актёра, которого назвали Владимиром в честь Высоцкого. Похоронен мужчина на Введенском кладбище рядом с родителями.
Он остался в памяти как человек светлый, добрый, скромный. Его образы в кино и голос за кадром продолжают жить и быть любимыми зрителями и слушателями.
Догадались о каком советском актёре идёт речь в тексте?
Знаешь ответ? Жми👍
📺Второй кадр
Следующий советский актёр родился 30 ноября 1934 года в Туле. Интерес к театру у него проявился ещё в школьные годы — он с увлечением участвовал в спектаклях драмкружка при местном Дворце пионеров. В девятом классе сыграл Чичикова в школьной постановке по «Мёртвым душам».
Окончив школу в 1954 году, он отправился в Москву поступать в театральный вуз. Попробовал свои силы во ВГИКе, но его не приняли. Также не удалось поступить в Школу-студию МХАТ с первого раза — он не прошёл по конкурсу. юноша вернулся в Тулу, устроился во вспомогательный состав местного ТЮЗа и на следующий год повторил попытку — успешно.
С 1955 года юноша стал студентом МХАТовской школы, а в 1959-м — актёром труппы самого МХАТа. Этому театру он отдал всю жизнь: играл на его сцене до самого конца, даже когда тяжелая болезнь лишила его возможности передвигаться без протезов. За полвека на сцене он воплотил свыше 60 ролей — от легкой комедии до глубокой драмы. В его репертуаре были такие спектакли, как «Чайка», «Дядя Ваня», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Женитьба» и другие.
Кинематограф принес актёру всенародную любовь. Первая его заметная роль — милиционер Зайцев в фильме «Испытательный срок» 1960 года. Затем последовали «Тридцать три», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Не может быть!», «Волшебник Изумрудного города». Особенно запомнился зрителям его образ в «Гостье из будущего». Хотя сам актёр к этой роли относился без особого энтузиазма, она стала одной из его самых узнаваемых.
С конца 60-х актёр активно работал в озвучке мультфильмов: «Ёжик в тумане», «Возвращение блудного попугая», «Приключения пингвинёнка Лоло» — герои говорили его голосом. Режиссёр Юрий Норштейн вспоминал, как актёр с невероятной отдачей готовился к озвучке роли Медвежонка, добиваясь полной достоверности даже в дыхании.
В личной жизни мужчина тоже был примером преданности. Он три года ухаживал за актрисой Ниной Гуляевой, несмотря на то, что она была замужем. В итоге они поженились и прожили вместе более сорока лет. Их сын также стал актёром и продолжил династию в том же театре.
Несмотря на стремительное развитие карьеры, актёр всегда оставался простым и добрым человеком. Он обожал футбол и был ярым болельщиком «Спартака». Даже после ампутации ног продолжал посещать матчи и следить за любимым клубом.
К сожалению, актёр скончался 31 мая 2009 года. Он остался в памяти зрителей как актёр редкого обаяния, искренности и тепла — «свой в доску», как говорили о нём поклонники.
Догадались о каком актёре из Советского Союза идёт речь?
📺Третий кадр
Ещё один советский актёр родился 17 мая 1943 года в городе Рассказово Тамбовской области, куда его семья эвакуировалась во время Великой Отечественной войны. Его отец, Сергей Сергеевич, был инженером-ракетостроителем, а мать, Ольга Дмитриевна, — преподавателем математики. После войны семья вернулась в Москву, где прошло детство и юность будущего артиста.
С ранних лет актёр увлекался театром: участвовал в школьных постановках, создавал кукольный театр. В четвёртом классе он попал на сцену Театра имени Моссовета благодаря помощникам режиссёра, и уже тогда понял, как важно быть разным в каждой роли. Этот случай определил его путь в актёрской профессии.
После школы юноша хотел стать оператором и поступить во ВГИК, но по настоянию родителей выбрал студию при Театре им. Моссовета. Он обучался в мастерской Юрия Завадского, вместе с такими артистами, как Маргарита Терехова и Юрий Кузьменков. В 1965 году он окончил студию и был принят в труппу Театра им. Моссовета, где служил всю жизнь.
Свою первую кинороль актёр сыграл в 1964 году в фильме Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу». В том же году он снялся в «Ключах от неба», что принесло ему известность. В течение карьеры он снялся более чем в 170 фильмах, часто исполняя роли добрых, комичных и запоминающихся персонажей. Особенно полюбились зрителям его работы в детских фильмах и сказках: «По секрету всему свету», «Приключения Петрова и Васечкина», «Тайна Снежной королевы».
Он также блистал в социальных драмах — например, в «Зимней вишне» Игоря Масленникова и «Маленькой Вере» Василия Пичула. Помимо актёрской деятельности, актёр занимался дубляжом, озвучивал героев мультфильмов и компьютерных игр, таких как Пятачок (Disney), Дейл («Чип и Дейл»), персонажи из «Assassin's Creed» и «World of Warcraft».
Мужчина вёл передачи «Умелые руки», «Сказки для самых маленьких», озвучивал героев телепередачи «Тушите свет!», которая удостоилась премии ТЭФИ. Он преподавал актёрское мастерство во ВГИКе, был народным артистом России (с 1997 года) и кавалером ордена Дружбы.
В личной жизни мужчина был предан одной женщине — своей супруге Елене, младшей сестре школьной одноклассницы, с которой он познакомился ещё подростком. У них родилась дочь Екатерина, ставшая художницей и дизайнером. Внук актёра, Филипп, продолжил семейную традицию творческой деятельности.
Мужчина обладал множеством талантов: рисовал, шил одежду, делал мебель и декорации. Он сам создавал костюмы для своих ролей и даже ставил спектакли. В 2008 году он выступил как режиссёр, поставив спектакль «Шум за сценой».
Актёр скончался 21 апреля 2014 года в Москве от онкологического заболевания. Его похоронили на Троекуровском кладбище. Несмотря на уход, тёплая, душевная атмосфера, которую он создавал вокруг себя, навсегда осталась в памяти зрителей и коллег.
Догадались о каком советском актёре идёт речь в тексте?
📺Четвёртый кадр
Ну что же, идём дальше и поговорим о советском актёре, который родился в Москве 19 июля 1934 года — в семье скрипача и редактора концертного отдела Московской филармонии.
Несмотря на творческие корни, он рано отвернулся от музыки: обучаясь игре на скрипке, юноша постоянно сбегал в туалет, избегая гамм, вообразив, что этим «освобождает население дома от ужаса» (из воспоминаний). Тем не менее, родители возлагали на него надежды как на будущего музыканта, и он некоторое время серьёзно занимался, но, не проявив усердия, бросил и покинул музыкальную школу.
В годы Великой Отечественной семья была эвакуирована в Чердынь (Пермский край), где мальчик пошёл в первый класс и познакомился с удивительно доброю учительницей. В 1943 году они вернулись в Москву, обосновались в коммуналке на Скатертном переулке, а он поступил в школу № 110, где отучился 9 лет. В школьном драмкружке он участвовал в постановках, работал пионервожатым и развлекал одноклассников розыгрышами.
Школа давалась тяжело, и если бы не школьные концерты, организуемые мамой — тогда уже знакомой с влиятельными деятелями культуры — сына могли бы исключить. Российские звёзды, такие как Леонид Утёсов, Дмитрий Журавлев, Василий Качалов, Ростислав Плятт, часто бывали в гостях у этой семьи и во многом определяли атмосферу его детства.
После школы юноша одновременно подал документы в Театральное училище имени Щукина и юридический факультет МГУ, чтобы угодить родителям, но его тянуло именно к сцене. В 1952 году он поступил в Щукинское училище, где учился у Веры Львовой, участвовал в капустниках и буквально «грузил товарные поезда», зарабатывая на жизнь. Окончил училище одним из лучших выпускников.
После выпуска в 1956 году юноша не попал в Театр Вахтангова, но вскоре оказался в труппе Театра-студии киноактёра, где дебютировал на киноэкране в ролях второго плана. Уже в 1957-м он перешёл в «Ленком» (бывш. Театр им. Ленинского комсомола), где до 1968 года перевоплощался в более чем 30 ролей: офицера в «Первая конная», Тригорина в «Чайке», Фёдора Нечаева в «Снимается кино», Людовика XIV в «Мольере» и др.
В 1968–1970 годах актёр трудился в Московском драматическом театре на Малой Бронной. А в 1970 году перешёл в Театр сатиры, где избрал путь не только актёра, но и режиссёра постановок — поставил «Недоросль» по Фонвизину, «Швейка» по Гашеку, «Слишком женатого таксиста» по Рэю Куни — и автор сценариев для спектаклей. В 2000 году его утвердили бессменным художественным руководителем этого театра — он занимал этот пост долгие годы.
Мужчина дебютировал в кино в 1956 году в картине «Она вас любит» (реж. Деревянский, Суслович), сыграв эстрадного певца Вадима Ухова, а заработанные на роль деньги вложил в первую собственную машину — «Победу». Такие эпизоды давали старт его и театральной, и экранной карьере.
Он особенно прославился благодаря роли в легендарной новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975 года, режиссёр Эльдар Рязанов). Помимо «Иронии судьбы», он снимался и у Рязанова в «Вокзале для двоих», «Стариках‑разбойниках», «Забытой мелодии для флейты», а также работал с Марком Захаровым («12 стульев»), Наумом Бирманом («Трое в лодке, не считая собаки») и Виктором Бутурлиным («Аплодисменты, аплодисменты…»). Всего его кинематография насчитывает более 60 фильмов и спектаклей.
На телевидении в 1970-е годы мужчина вёл передачи «Семь нас и джаз», «Терем‑теремок», «Театральные встречи», а вместе с Михаилом Державиным появлялся в «Утренней почте», участвовал в «Голубых огоньках», юбилеях и концертах.
Он преподавал в Щукинском училище с 24 лет; в 1995 году стал профессором кафедры актёрского мастерства. Среди его учеников — Светлана Рябова, Леонид Ярмольник, Елена Подкаминская и другие.
Этот мужчина увлекался спортом — был болельщиком «Торпедо» с конца 1940‑х, интересовался баскетболом, биатлоном и снукером. В честь него назван астероид, открытый Людмилой Карачкиной в Крыму зимой 1983‑го: артист гордился «своей площадью в космосе, летающей недалеко от звёзд по имени Хармс и Раневская».
Народный артист РСФСР, профессор, режиссёр, сценарист, телеведущий — он прожил длинную, насыщенную жизнь, оставаясь одним из самых узнаваемых и любимых мастеров советской и российской сцены и экрана.
Догадались о каком советском актёре идёт речь в тексте?
📺Пятый кадр
Заключительный вопрос на сегодня будет касаться советского актёра, который появился на свет 24 сентября 1941 года в селе Рейнсфельд Куйбышевской области.
Детство прошло в постоянных переездах — отец был военно-морским офицером. Сначала мечтал о карьере моряка, но в старших классах увлёкся театром и поступил во ВГИК, где учился на актёрском, а затем и на режиссёрском факультете в мастерской Михаила Ромма.
Кинодебют его состоялся в 1961 году в фильме «Девять дней одного года». Затем последовали сотни ролей — главным образом второго плана, но каждая запоминалась зрителю. Он стал символом яркой характерной роли, олицетворяя интеллигентность, точность и выразительность в каждом образе — будь то инженер Щукин в «12 стульях» или фарцовщик в «Самой обаятельной и привлекательной».
Сцену актёр любил не меньше кино. С 1964 по 1993 год служил в Театре-студии киноактёра, а с 1993 года — в Московском ТЮЗе, где блистал в спектаклях «Гроза», «Свидетель обвинения», «Шуты Шекспировы» и других. Его театральные работы не уступали кинематографическим по глубине и выразительности. Он также ставил спектакли, преподавал в ГИТИСе и ВГИКе, воспитывая новое поколение актёров.
Кроме актёрской деятельности, мужчина активно занимался дубляжом. Его голосом говорят персонажи в более чем двухстах фильмах и мультфильмах. Бархатный тембр и точная интонация делали озвученные им роли особенно живыми.
В личной жизни актёр был также примером стойкости и верности. Со своей супругой Натальей Егоровой, искусствоведом и дочерью режиссёра, он прожил более 60 лет. Их сын Алексей тоже стал актёром и режиссёром.
К сожалению, актёр ушёл из жизни 19 августа 2023 года в возрасте 81 года. Даже в последние месяцы он продолжал работать, снимаясь в кино и ведя курсы в вузах. Актёра называли «королём эпизодов», и это звание он носил с гордостью — делая каждый эпизод настоящим искусством.
Догадались о каком советском актёре идёт речь в тексте?