Найти в Дзене
История живописи

"Игривый плеск в реке меня остановил" - купальщицы в живописи

Идею статьи мне подсказал успех некоторых моих публикаций, где в большей или меньшей степени присутствовало "ню". В этом ряду есть как совсем недавняя статья, так и самая "топовая" моя публикация (по количеству прочтений), написанная довольно-таки давно: И раз уж настало лето и пора купания как раз должна уже начаться (хотя явно далеко не везде на территории нашей страны), то я решил сегодня порадовать вас тематической подборкой на тему купальщиц. Почему бы и нет? Если уж мы вспомнили Виталия Гавриловича Тихова (1876-1939), то давайте начнем именно с его обворожительных (или нет? - пишите в комментариях) купальщиц. Один их любимейших сюжетов художника, от которого он не смог отказаться даже когда в стране сменился строй и подобная живопись могла показаться власть предержащим, я бы сказал, "буржуазной". Впрочем, подробнее эти перипетии описаны в соответствующей статье, поэтому давайте просто взглянем на полотна: После Тихова мы с вами перенесемся назад во времени и посмотрим на работу

Идею статьи мне подсказал успех некоторых моих публикаций, где в большей или меньшей степени присутствовало "ню". В этом ряду есть как совсем недавняя статья, так и самая "топовая" моя публикация (по количеству прочтений), написанная довольно-таки давно:

И раз уж настало лето и пора купания как раз должна уже начаться (хотя явно далеко не везде на территории нашей страны), то я решил сегодня порадовать вас тематической подборкой на тему купальщиц. Почему бы и нет?

Если уж мы вспомнили Виталия Гавриловича Тихова (1876-1939), то давайте начнем именно с его обворожительных (или нет? - пишите в комментариях) купальщиц. Один их любимейших сюжетов художника, от которого он не смог отказаться даже когда в стране сменился строй и подобная живопись могла показаться власть предержащим, я бы сказал, "буржуазной". Впрочем, подробнее эти перипетии описаны в соответствующей статье, поэтому давайте просто взглянем на полотна:

"Купальщицы", В.Г. Тихов, 1913. Частное собрание.
"Купальщицы", В.Г. Тихов, 1913. Частное собрание.
"Купальщицы", В.Г. Тихов, 1923. Частное собрание.
"Купальщицы", В.Г. Тихов, 1923. Частное собрание.
"Купальщицы", В.Г. Тихов, 1930. Частное собрание.
"Купальщицы", В.Г. Тихов, 1930. Частное собрание.

После Тихова мы с вами перенесемся назад во времени и посмотрим на работу родоначальника русской жанровой живописи - Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). Хоть он одним из первых обратился к неожиданным (для того времени) жанровым сюжетам, но выполнены они в академическом стиле, главенствующим в те времена. Напомню, что речь идет о первой половине XIX века.

"Купальщицы", А.Г. Венецианов, 1829. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Купальщицы", А.Г. Венецианов, 1829. Русский музей, Санкт-Петербург.

В год создания картины ее автор предложил Императорской Академии художеств приобрести «картину трудов его, изображающую двух нагих женщин, выходящих из воды», и правление Академии постановило купить ее за 700 рублей. Однако же, по каким-то причинам сделка не состоялась, и полотно оказалось в Русском музее лишь много лет спустя, на самом рубеже веков.

Академическую живопись (но уже с более романтическим уклоном) продолжит гораздо менее известный ее представитель - Тимофей Андреевич Нефф (1804-1877). Сочетание имени и фамилии звучит несколько странно для русского слуха, не правда ли? И это неудивительно, ведь его оригинальное имя при рождении - Карл Тимолеон. Еще и "фон Нефф", и здесь все становится, наконец, понятно - он был родом из балтийских (остзейских) немцев. О представителях этого народа (или субэтноса - признаюсь, не силен в подобной терминологии) я не раз писал уже на канале:

"Купальщица", Т.А. Нефф. Севастопольский художественный музей.
"Купальщица", Т.А. Нефф. Севастопольский художественный музей.
"Купальщица", Т.А. Нефф, 1844. Новгородский объединенный музей-заповедник.
"Купальщица", Т.А. Нефф, 1844. Новгородский объединенный музей-заповедник.

Разбавим теперь академизм и прочий официоз забавной жанровой сценкой, которую, уверен, видели многие из вас. Речь идет о самой известной картине Льва Григорьевича Соловьева (1837-1919), которой уже в XX веке ошибочно присудили авторство Илье Репину. Как утверждают источники, произошло это в 30-х годах, когда картина Соловьева размещалась на выставках рядом с полотнами Репина и была ошибочно принята публикой за одну из работ великого автора "Бурлаков на Волге". Тогда же к ней "приклеилось" и другое, народное название - "Приплыли". Надо сказать, это название очень подходит данному комичному художественному произведению:

"Монахи (Не туда заехали)", Л.Г. Соловьев, 1870-е. Сумской областной художественный музей.
"Монахи (Не туда заехали)", Л.Г. Соловьев, 1870-е. Сумской областной художественный музей.

Далее у нас с вами будет довольно-таки необычный участник подобной подборки, но весьма частый "гость" на моем канале. Речь идет о Станиславе Юлиановиче Жуковском (1873-1944), и постоянные читатели уже догадались, что необычность его появления заключается в том, что на его картинах вообще редко можно увидеть людей (он создавал в основном пейзажи), а чтобы еще и обнаженных - это, что называется, "из ряда вон".

"Пейзаж с обнаженной", С.Ю. Жуковский. Частное собрание.
"Пейзаж с обнаженной", С.Ю. Жуковский. Частное собрание.

Конечно, сегодняшняя сюжетная подборка не может обойтись без работ Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927), ведь он не единожды обращался к данной теме и посвятил ей немало своих художественных произведений. Вашему вниманию я представлю две подобные картины, с неизменно (для Кустодиева) яркими и сочными красками лета:

"Купание", Б.М. Кустодиев, 1912. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Купание", Б.М. Кустодиев, 1912. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Купальщицы",  Б.М. Кустодиев, 1917. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.
"Купальщицы", Б.М. Кустодиев, 1917. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.

Завершать русскую живопись в данной коллекции будет советский художник Тихон Васильевич Успенский (1900-1936). Данная картина единственная из подборки являет нам самый конец лета, а, скорее, даже уже начало осени, как показалось мне, а как кажется вам пишите в комментариях:

"Купальщицы", Т.В. Успенский, 1935. Самарский областной художественный музей.
"Купальщицы", Т.В. Успенский, 1935. Самарский областной художественный музей.

Грустная ирония заключается в том, что Успенский, как вы уже вероятно заметили, прожил совсем не долгую жизнь, и прервалась она именно из-за нашего сегодняшнего сюжета - купания (а если точнее, то зимнего купания в Волге, приведшего к болезни). Причем смерть застала его в момент наивысшей славы, когда о нем много писала местная пресса, и он был одним из самых известных живописцев Самары.

Теперь перейдем вместе с вами к европейской живописи, и сначала рассмотрим несколько работ малоизвестного ныне французского художника Жюля Скальберта (1851-1928). Живописец частенько изображал сцены морских купаний, которые, как следует, из описания к одному из полотен "постепенно становились новым способом досуга во французском обществе, мода пришедшая из Англии в XIX веке".

"Купальщица", Жюль Скальберт, ок. 1885-1890. Частное собрание.
"Купальщица", Жюль Скальберт, ок. 1885-1890. Частное собрание.
"Обнаженные", Жюль Скальберт. Частное собрание. Да, вот такое странное название, учитывая, что в данной сцене вроде как ображенные отсутствуют.
"Обнаженные", Жюль Скальберт. Частное собрание. Да, вот такое странное название, учитывая, что в данной сцене вроде как ображенные отсутствуют.
"Купальщицы", Жюль Скальберт. Частное собрание.
"Купальщицы", Жюль Скальберт. Частное собрание.

А завершать сегодняшнюю подборку будет датский художник, родословная которого явно происходит не из страны викингов, ведь звали его Пауль Густав Фишер (1860-1934). Как и французский живописец, Фишер часто обращался к сценам морских купаний, только с поправкой на географию - чаще всего на его картинах мы видим датское побережье и морские курорты северной страны.

"Купающиеся на пляже в Хорнбеке", Пауль Фишер, 1900. Частное собрание.
"Купающиеся на пляже в Хорнбеке", Пауль Фишер, 1900. Частное собрание.
"Купальщицы", Пауль Фишер. Частное собрание.
"Купальщицы", Пауль Фишер. Частное собрание.
"Три купальщицы", Пауль Фишер. Частное собрание.
"Три купальщицы", Пауль Фишер. Частное собрание.

И да, как и в случае со Скальбертом, работы Фишера не особо жаловали критики, но при этом они весьма хорошо продавались, поэтому подавляющее большинство картин находится в частных живописных коллекциях.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной и в этот раз, ведь сегодняшний сюжет доселе не рассматривался на канале, а значит пока что не совсем ясно насколько он придется по душе читателю. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.

P.S. Напоследок напомню вам, что не так давно Дзен запустил сервис "донатов" (то есть пожертвований), поэтому если у вас есть желание поддержать автора - то это можно сделать здесь. Заранее благодарю всех откликнувшихся.