Идею статьи мне подсказал успех некоторых моих публикаций, где в большей или меньшей степени присутствовало "ню". В этом ряду есть как совсем недавняя статья, так и самая "топовая" моя публикация (по количеству прочтений), написанная довольно-таки давно:
И раз уж настало лето и пора купания как раз должна уже начаться (хотя явно далеко не везде на территории нашей страны), то я решил сегодня порадовать вас тематической подборкой на тему купальщиц. Почему бы и нет?
Если уж мы вспомнили Виталия Гавриловича Тихова (1876-1939), то давайте начнем именно с его обворожительных (или нет? - пишите в комментариях) купальщиц. Один их любимейших сюжетов художника, от которого он не смог отказаться даже когда в стране сменился строй и подобная живопись могла показаться власть предержащим, я бы сказал, "буржуазной". Впрочем, подробнее эти перипетии описаны в соответствующей статье, поэтому давайте просто взглянем на полотна:
После Тихова мы с вами перенесемся назад во времени и посмотрим на работу родоначальника русской жанровой живописи - Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). Хоть он одним из первых обратился к неожиданным (для того времени) жанровым сюжетам, но выполнены они в академическом стиле, главенствующим в те времена. Напомню, что речь идет о первой половине XIX века.
В год создания картины ее автор предложил Императорской Академии художеств приобрести «картину трудов его, изображающую двух нагих женщин, выходящих из воды», и правление Академии постановило купить ее за 700 рублей. Однако же, по каким-то причинам сделка не состоялась, и полотно оказалось в Русском музее лишь много лет спустя, на самом рубеже веков.
Академическую живопись (но уже с более романтическим уклоном) продолжит гораздо менее известный ее представитель - Тимофей Андреевич Нефф (1804-1877). Сочетание имени и фамилии звучит несколько странно для русского слуха, не правда ли? И это неудивительно, ведь его оригинальное имя при рождении - Карл Тимолеон. Еще и "фон Нефф", и здесь все становится, наконец, понятно - он был родом из балтийских (остзейских) немцев. О представителях этого народа (или субэтноса - признаюсь, не силен в подобной терминологии) я не раз писал уже на канале:
Разбавим теперь академизм и прочий официоз забавной жанровой сценкой, которую, уверен, видели многие из вас. Речь идет о самой известной картине Льва Григорьевича Соловьева (1837-1919), которой уже в XX веке ошибочно присудили авторство Илье Репину. Как утверждают источники, произошло это в 30-х годах, когда картина Соловьева размещалась на выставках рядом с полотнами Репина и была ошибочно принята публикой за одну из работ великого автора "Бурлаков на Волге". Тогда же к ней "приклеилось" и другое, народное название - "Приплыли". Надо сказать, это название очень подходит данному комичному художественному произведению:
Далее у нас с вами будет довольно-таки необычный участник подобной подборки, но весьма частый "гость" на моем канале. Речь идет о Станиславе Юлиановиче Жуковском (1873-1944), и постоянные читатели уже догадались, что необычность его появления заключается в том, что на его картинах вообще редко можно увидеть людей (он создавал в основном пейзажи), а чтобы еще и обнаженных - это, что называется, "из ряда вон".
Конечно, сегодняшняя сюжетная подборка не может обойтись без работ Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927), ведь он не единожды обращался к данной теме и посвятил ей немало своих художественных произведений. Вашему вниманию я представлю две подобные картины, с неизменно (для Кустодиева) яркими и сочными красками лета:
Завершать русскую живопись в данной коллекции будет советский художник Тихон Васильевич Успенский (1900-1936). Данная картина единственная из подборки являет нам самый конец лета, а, скорее, даже уже начало осени, как показалось мне, а как кажется вам пишите в комментариях:
Грустная ирония заключается в том, что Успенский, как вы уже вероятно заметили, прожил совсем не долгую жизнь, и прервалась она именно из-за нашего сегодняшнего сюжета - купания (а если точнее, то зимнего купания в Волге, приведшего к болезни). Причем смерть застала его в момент наивысшей славы, когда о нем много писала местная пресса, и он был одним из самых известных живописцев Самары.
Теперь перейдем вместе с вами к европейской живописи, и сначала рассмотрим несколько работ малоизвестного ныне французского художника Жюля Скальберта (1851-1928). Живописец частенько изображал сцены морских купаний, которые, как следует, из описания к одному из полотен "постепенно становились новым способом досуга во французском обществе, мода пришедшая из Англии в XIX веке".
А завершать сегодняшнюю подборку будет датский художник, родословная которого явно происходит не из страны викингов, ведь звали его Пауль Густав Фишер (1860-1934). Как и французский живописец, Фишер часто обращался к сценам морских купаний, только с поправкой на географию - чаще всего на его картинах мы видим датское побережье и морские курорты северной страны.
И да, как и в случае со Скальбертом, работы Фишера не особо жаловали критики, но при этом они весьма хорошо продавались, поэтому подавляющее большинство картин находится в частных живописных коллекциях.
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной и в этот раз, ведь сегодняшний сюжет доселе не рассматривался на канале, а значит пока что не совсем ясно насколько он придется по душе читателю. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.
P.S. Напоследок напомню вам, что не так давно Дзен запустил сервис "донатов" (то есть пожертвований), поэтому если у вас есть желание поддержать автора - то это можно сделать здесь. Заранее благодарю всех откликнувшихся.