Найти в Дзене

Всевидящее око/Лучезарная дельта в архитектуре

Око (глаз), как духовно-религиозный символ, будучи органом зрения, тесно связан со светом, способностью духовного видения, познания и открытия истины. Ассоциация глаза (ока) в треугольнике с промыслом Божим встречалась в христианстве задолго до появления спекулятивного (умозрительного; символического) масонства. В европейской иконографии позднего Возрождения это было явным символом христианской Троицы. Итальянский живописец Понтормо изобразил Око Провидения на полотне «Ужин в Эммаусе» (1525 год). В семнадцатом веке Всевидящее око иногда изображают окружённым облаками или солнечными лучами. Око Божие в треугольнике до сих пор используется в церковной архитектуре и христианском искусстве как символ Троицы, вездесущности Бога. С конца XVIII века символ, называемый «Всевидящее око» появляется в оформлении русских храмов. Имеет и другое название — Око провидения — выражение, пришедшее в русский язык из христианства, и означающее «промысел Всевышнего, всеведение Божие». Позднее аналогичные и

Око (глаз), как духовно-религиозный символ, будучи органом зрения, тесно связан со светом, способностью духовного видения, познания и открытия истины.

Ассоциация глаза (ока) в треугольнике с промыслом Божим встречалась в христианстве задолго до появления спекулятивного (умозрительного; символического) масонства. В европейской иконографии позднего Возрождения это было явным символом христианской Троицы. Итальянский живописец Понтормо изобразил Око Провидения на полотне «Ужин в Эммаусе» (1525 год). В семнадцатом веке Всевидящее око иногда изображают окружённым облаками или солнечными лучами. Око Божие в треугольнике до сих пор используется в церковной архитектуре и христианском искусстве как символ Троицы, вездесущности Бога.

С конца XVIII века символ, называемый «Всевидящее око» появляется в оформлении русских храмов. Имеет и другое название — Око провидения — выражение, пришедшее в русский язык из христианства, и означающее «промысел Всевышнего, всеведение Божие». Позднее аналогичные изображения начинают выполнять на иконописной доске, как иконы. Они получили широкое распространение в середине XIX века.

-2

С конца XVIII — первой половине XIX веков изображение Всевидящего ока, вписанного в треугольник, появляется в росписях православных храмов. Позднее в русской иконографии, преимущественно среди старообрядцев, встречается икона «Всевидящее око Божие», являющаяся символико-аллегорической композицией на слова Священного писания о неусыпно всевидящем и всеведущем Христе. Идея иконы восходит к словам Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18).

Начиная с XVIII века в России распространяется западноевропейский вариант трактовки Всевидящего ока, связанный с влиянием, в частности масонства.

Египетские мотивы классицизма проникали в русское искусство (екатерининский классицизм), стремящееся не отставать от моды. Главными их распространителями в период царствования Екатерины Великой — великий князь Павел Петрович, склонявшийся к масонству, и видный масон Александр Сергеевич Строганов. Египетско-масонские элементы находятся в воздвигнутых по их приказам сооружениях. «Распространившееся масонство, в мистике и сложной символике которого важное место получили египетские божества Осирис и Исида и другие мотивы, повлияло на садово-парковую и погребальную архитектуру. Изученные объекты свидетельствуют о преобладании на ранней стадии проявления стиля „элинизирующей“ тенденции. Причина этого кроется, скорее всего, в том, что русские архитекторы знакомились с образцами этого стиля в Европе, прежде всего, в Италии».

-3
-4

Всевидящее око, также Лучезарная дельта — масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной (Бога), наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник. Этот символ можно встретить в декоре каждой масонской ложи. Всевидящее око/Лучезарная дельта напоминает масонам о том, что они постоянно испытывают невидимое присутствие Бога. Масоны заимствовали этот символ из христианства.