Найти в Дзене

"Занимался крупной мануфактурной торговлей, политически вредный"

В конце XIX-начале XX века в деревне Старое Шаймурзино купцами были братья Гимадетдин и Мингазетдин Шамсутдиновы. Их промысел продолжили сыновья. Они держали магазины, торговали на базарах и ярмарках. Конечно, были у них и помощники (приказчики). Занимались также Шамсутдиновы оптовой закупкой и продажей скота (гурта), который перебрасывали из Орска и Оренбурга. Изменения, произошедшие в стране после революции, не обошли стороной и сельское население. Религиозные деятели, купцы, крестьяне среднего достатка в целом были лишены избирательной свободы. Это коснулось и семьи купцов Шамсутдиновых из Старого Шаймурзино. Уже в 1918 году амбары купцов Шамсутдиновых, построенные из бревен и обшитые железной крышей, были национализированы и переданы в распоряжение советского правительства. В дальнейшем братья были лишены избирательных прав, а в 1930 году их лишили уже и оставшегося имущества и выслали в Читинскую область. В результате, бывший дом Гимдетдина-бая долго использовалось как здание

В данной статье мы продолжаем рассказывать об истории рода татарских купцов Шамсутдиновых, проживавших в селе Старое Шаймурзино. Как в советское время дореволюционных и нэповских бизнесменов лишали избирательных прав и делали из них изгоев нового крестьянско-пролетарского общества.

В конце XIX-начале XX века в деревне Старое Шаймурзино купцами были братья Гимадетдин и Мингазетдин Шамсутдиновы. Их промысел продолжили сыновья.

Нуретдин Шамсутдинов (слева), Нурмухамет Бархиев. 1913 год. Симбирск.
Нуретдин Шамсутдинов (слева), Нурмухамет Бархиев. 1913 год. Симбирск.

Они держали магазины, торговали на базарах и ярмарках. Конечно, были у них и помощники (приказчики). Занимались также Шамсутдиновы оптовой закупкой и продажей скота (гурта), который перебрасывали из Орска и Оренбурга.

Изменения, произошедшие в стране после революции, не обошли стороной и сельское население. Религиозные деятели, купцы, крестьяне среднего достатка в целом были лишены избирательной свободы. Это коснулось и семьи купцов Шамсутдиновых из Старого Шаймурзино.
-2

Уже в 1918 году амбары купцов Шамсутдиновых, построенные из бревен и обшитые железной крышей, были национализированы и переданы в распоряжение советского правительства.

В дальнейшем братья были лишены избирательных прав, а в 1930 году их лишили уже и оставшегося имущества и выслали в Читинскую область. В результате, бывший дом Гимдетдина-бая долго использовалось как здание НКВД, а потом его переоборудовали под дом престарелых. А в доме его родного брата Мингазетдина-бая Шамсутдинова открыли сберкассу (в народном лексиконе - "банк").

Дом Гимдутдина Шамсутдинова. Фото: из фонда музея с. Старое Шаймурзино.
Дом Гимдутдина Шамсутдинова. Фото: из фонда музея с. Старое Шаймурзино.

Бывшие купцы пытались сначала бороться с новыми обстоятельствами. Например, 12 июля 1930 года “тройка” Буинского кантона рассмотрела жалобу Шамсутдинова Мингазетдина, Нуретдина и других осужденных "кулаков", не согласных с таким определением и решением о ссылке. Ниже приводим отрывок из этого протокола:

“... Шамсутдинов Мингаз 70 лет, в семье 9 человек, трудоспособных двое. Крупный кулак, до революции и после занимался мануфактурной торговлей по патенту 3-го разряда и продолжал торговое дело до 1926 года. Хлебных амбаров было много, хлеб покупали и в окрестных селах.
Имел несколько приказчиков и батраков. Приказчиком был Ханбеков Хисам, батраками – А. Ахметов и Ш. Юсупов. В сезон бывает до 5-10 рабочих. После революции хлебные склады перешли в ведение правительства. Имел большой трехэтажный дом с надворными постройками (нижний этаж из красного кирпича), 1 лошадь, 1 корова и несложную сельскохозяйственную технику. Всего было конфисковано имущества на сумму 7496 рублей (заниженная цена). Все члены семьи были лишены избирательных прав. Политически вредный, комитет бедноты призывает к его раскулачиванию”.
-4

После обсуждения волостной исполнительный комитет (ВИК) оставил в силе решение “тройки” о раскулачивании Шамсутдинова.

Халида Багаутдинова.