Найти в Дзене

Не верь глазам своим: подборка необычных предметов из моей коллекции

И с предметами бывает не все так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые вещи буквально играют с нашим восприятием: смотришь — и уверен, что это одно… а оказывается, совсем другое. Сегодня предлагаю небольшую подборку именно таких вещей из моей коллекции. Готовы удивляться? С первого взгляда — просто брелок в виде миниатюрной книги. Но как брелок ни крути, книга не открывается, что еще больше сбивает с толку. На самом деле это — полноценный (пусть и очень миниатюрный) письменный прибор. «Закладка» — это мини-перо, а боковой обрез книжки — сухие чернила. Да-да, я не удержалась и попробовала — все работает! Нужно было только хорошо смочить чернила. А эта статуэтка на самом деле ручка печати. В прежние времена персональные печати с инициалами или семейным гербом были обязательны. Их монтировали в кольца, брелоки и в небольшие статуэтки, которые украшали письменные столы. А эта крошечная овальная коробочка, очень похожа на старинную таблетницу (не знаю почему, но именно это п

И с предметами бывает не все так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые вещи буквально играют с нашим восприятием: смотришь — и уверен, что это одно… а оказывается, совсем другое.

Сегодня предлагаю небольшую подборку именно таких вещей из моей коллекции. Готовы удивляться?

С первого взгляда — просто брелок в виде миниатюрной книги. Но как брелок ни крути, книга не открывается, что еще больше сбивает с толку.

Брелок. Западная Европа. Конец XIX — начало XX вв. Металл, эмаль.
Брелок. Западная Европа. Конец XIX — начало XX вв. Металл, эмаль.

На самом деле это — полноценный (пусть и очень миниатюрный) письменный прибор.

«Закладка» — это мини-перо, а боковой обрез книжки — сухие чернила.

-2

Да-да, я не удержалась и попробовала — все работает! Нужно было только хорошо смочить чернила.

А эта статуэтка на самом деле ручка печати.

Печать. Западная Европа. Конец XIX — начало XX вв. Бронза.
Печать. Западная Европа. Конец XIX — начало XX вв. Бронза.

В прежние времена персональные печати с инициалами или семейным гербом были обязательны.

-4

Их монтировали в кольца, брелоки и в небольшие статуэтки, которые украшали письменные столы.

А эта крошечная овальная коробочка, очень похожа на старинную таблетницу (не знаю почему, но именно это первое предположение у всех, кто ее видит).

Кошелек. Франция (?). 1860-1880. Металл, эмаль, ткань, бумага.
Кошелек. Франция (?). 1860-1880. Металл, эмаль, ткань, бумага.

Но стоит приоткрыть — и сразу становится ясно: это вовсе не для таблеток, а… миниатюрный кошелек.

-6

Внутри — отделение для монет, все по-настоящему. Представляю, как изящно он выглядел в дамской сумочке или ридикюле.

Пожалуй, это самый маленький кошелек из всех, что я когда-либо встречала.

А этот предмет почти всегда вызывает одно и то же предположение: кошелек.

Футляр для сигары. Франция (?). 1910-1940. Металл, кожа.
Футляр для сигары. Франция (?). 1910-1940. Металл, кожа.

Но на самом деле это — футляр для сигары.

-8

Внутри — одно единственное продолговатое отделение, идеально подходящее по размеру для сигары, в том числе и недокуренной.

Эта коробочка на самом деле — миниатюрный косметический несессер.

Несессер. Франция. 1920-1950 Металл, эмаль.
Несессер. Франция. 1920-1950 Металл, эмаль.

Я в шутку называю его mini-minaudière (мини-минодьер).

В нем есть зеркальце, футляр для губной помады и пудра с пуховкой.

-10

Раз речь зашла о косметике, не могу не отметить, что раньше её упаковывали совсем иначе — не только красиво, но и очень оригинально. Вместо привычных баночек и тюбиков мастера создавали настоящие маленькие произведения искусства, превращая обычные косметические принадлежности в изящные и порой удивительные аксессуары.

Вот, например, эта фигурка дамы, сделанная из так называемых half dolls (кукла-половинка) — на первый взгляд просто статуэтка, а на деле — пудреница.

Пудреница. Западная Европа. 1920 — 1940. Фарфор, картон, ткань, кружево.
Пудреница. Западная Европа. 1920 — 1940. Фарфор, картон, ткань, кружево.

-12

Или вот это ручное зеркальце, в котором есть все необходимое для дамы: в ручке спрятан футляр для губной помады, а с обратной стороны зеркала — пудреница.

Несессер. 1910- 1930. Серебро.
Несессер. 1910- 1930. Серебро.

-14

-15

А это милое ажурное сердечко многие принимают за старинную пудреницу — и в целом неудивительно. Узорчатое, изящное… Все вроде бы говорит о том, что внутри должны быть зеркало и пудра.

Футляр для свадебной монеты. Великобритания. 1950 — 1970. Целлулоид, ткань.
Футляр для свадебной монеты. Великобритания. 1950 — 1970. Целлулоид, ткань.

Но на самом деле — это футляр для памятной свадебной монеты.

-17

Слышали про такие монеты? А они были в истории и до сих пор, в некоторых странах, например в Великобритании, не потеряли популярности. В прошлом жених обязательно дарил своей невесте серебряную, а лучше золотую монету в знак того, что он серьезен в своих намерениях и готов обеспечивать, защищать и заботиться о своей супруге и семье. Свадебные монеты с инициалами молодоженов можно было заказать в ювелирных магазинах, а заодно у них же можно было приобрести и футляры. Моя когда-то продавалась в ювелирном магазине E.S.Rigby в городе Chester.

А эта небольшая, с виду неприметная коробочка вовсе не шкатулка для украшений и не пудреница, как часто думают.

Футляр с миниатюрным портретом. Западная Европа. 1840. Дерево, кожа, металл, стекло, ткань.
Футляр с миниатюрным портретом. Западная Европа. 1840. Дерево, кожа, металл, стекло, ткань.

На самом деле — это футляр с миниатюрным портретом.

Миниатюрная коробочка, обтянутая кожей, с женским портретом и ранней фотографией (скорее всего, амбротипия). Интересно, что портрет находится не просто под стеклом, а под увеличительным стеклом. Скорее всего, это один и тот же человек. Во времена ее молодости были распространены миниатюрные портреты, а вот в зрелом возрасте дамы — началась эра фотографии (самые ранние — это дагеротипы и амбротипии). Портрет, скорее всего, был написан в начале 1840-х, а вот фотография сделана в конце 1850-х — начале 1860-х гг. «Фотография» прикреплена криво. Так мне эта вещь досталась, так пусть и будет. Размер коробочки-футляра 5 на 5,5 см, и закрывается она сбоку на миниатюрный металлический крючок.
Миниатюрная коробочка, обтянутая кожей, с женским портретом и ранней фотографией (скорее всего, амбротипия). Интересно, что портрет находится не просто под стеклом, а под увеличительным стеклом. Скорее всего, это один и тот же человек. Во времена ее молодости были распространены миниатюрные портреты, а вот в зрелом возрасте дамы — началась эра фотографии (самые ранние — это дагеротипы и амбротипии). Портрет, скорее всего, был написан в начале 1840-х, а вот фотография сделана в конце 1850-х — начале 1860-х гг. «Фотография» прикреплена криво. Так мне эта вещь досталась, так пусть и будет. Размер коробочки-футляра 5 на 5,5 см, и закрывается она сбоку на миниатюрный металлический крючок.

Такие портреты писали вручную, и они были личными, почти интимными подарками — на память родителям, супругам, детям, братьям, сёстрам… и, конечно, возлюбленным. Портреты помещали в небольшие коробочки, которые служили своеобразной защитой и рамкой. Достаточно было достать, раскрыть, поставить перед собой на письменном столе — и, глядя на знакомое лицо, писать письма, полные чувств. Согласитесь, очень милый и сентиментальный артефакт из прошлого.

Когда я такие предметы вижу, то просто диву даюсь, как они смогли дожить до наших дней и пережить все исторические события.

Надеюсь, что подборка вам понравилась ;) Если да, то, пожалуйста, подписывайтесь — впереди ещё больше удивительных находок с историей.

Всех благодарю за комментарии, 👍, подписку и рекомендацию моего канала.