Фреска «Америка сегодня» масштабна и состоит из десяти съёмных панелей, девять из которых имеет внушительный размер - 233,7 х 297,2 см, и одна - чуть скромнее - 43,5 × 246,4 см. Американский художник Томас Харт Бентон создал её по заказу директора Новой школы социальных исследований - Элвина Джонсона. Этот центр прогрессивной мысли и образования в Гринвич-Виллидж был построен архитектором Джозефом Урбаном, кто, как и Бентон, оставил яркий след в мировой культуре, а часть его архитектурного наследия реализована в стиле ар деко.
На воплощение этого проекта ушло около девяти месяцев (1930-1931 гг), и фреска была написана в сложное время - в самые первые месяцы Великой депрессии и усиливавшегося экономического кризиса. Художник не получал денежный гонорар за свою работу, ему «платили» куриными яйцами, что позволило из желтков изготавливать яичную темперу, которая была необходима для фресковой росписи.
Восемь панелей America Today изображают жизнь в разных регионах Соединенных Штатов: на Юге, Среднем Западе, Западе и в Нью-Йорке. Это стало возможным благодаря длительным путешествиям Бентона по этим районам страны, во время которых он делал огромное количество эскизов и зарисовок.
Самая большая панель и самая репрезентативная и впечатляющая - «Инструменты власти» - воплощение индустриальной мощи XX века - с летящим по небу дирижаблем и самолетом, стрелой несущемуся паровозу, а на последней и самой маленькой панели, получившей название «Протягивающие руки», изображены руки, одни - тянущиеся к хлебу, другие - держащие деньги, что в живописной форме воплощает отчаяние и неравенство, вызванные Великой депрессией, начавшейся в 1929 году. Несмотря на исторический контекст и отсылки к кризисному периоду американской истории, фреска Бентона воплощает идею прогресса.
Бентон создал «Америку сегодня» в динамичном, фигуративном стиле, и с одной стороны, в этом проявляется его знание и любовь к европейской живописи XVI века и, в частности, к маньеризму, с другой, преувеличенные, почти пантомимные жесты и выражения лиц напоминают кинематографическую эстетику начала XX века. Столь же сценическим по характеру выгляждят и архитектурные образы, которые перекликаются с работами итальянского художника Джорджо де Кирико, к творчеству которого Бентон был неравнодушен. Среди любопытных деталей - багеты из алюминиевого профиля, которые не только обрамляют всю работу, но и создают пространственные разрывы в каждой большой композиции фрестки.
Фреска украшала зал заседаний Новой школы полвека, но сохранить в идеальном состоянии такую монументальную работу вне пространства музея оказалось проблематично. И в 1982 году школа объявила о продаже произведения искусства с условием, что она не будет перепродаваться за пределами США и сохранит свою целостность. America Today была приобретена компанией Equitable Life в 1984 году и через 2 года просле реставрации украсила штаб-квартиру компании на Седьмой авеню, Фреска неоднократно меняла местоположение, пока в 2012 году не была подарена нью-йорскому музею «Метрополитен».
На фреске - множество скрытых ссылок и аллюзий. Самой неожиданной - ростовой портрет молодого Джексона Поллока, изображённого в качестве сталелитейщика. Поллок был учеником Бентона и не только позировал в качестве модели, но и помогал смешивать краски.. Кто знает, может быть тогда при работе над таким монументальным полотном и пришло в голову молодому дарованию столь эксцентричный способ рисования картин?!
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!