Мозаика из дерева бывает разных, иногда даже очень похожих между собой, видов. Сегодня поговорим о Танбридж (Tunbridge ware) - торцевой мозаике родом из Англии, очень похожей с чертозианской (Италия) и даже с ёсэги (Япония)
Происхождение
Это удивительно, но во всех доступных нам источниках указано имя автора этой техники - Джеймс Берроуз, и почти точная дата - 1820-1830-е годы.
Изначально, Tunbridge ware - общее название производимых кустарным способом сувенирных посуды и шкатулок для туристов города Ройал-Танбридж-Уэллс в графстве Кент, популярного в то время благодаря своим целебным источникам.
Постепенно, вместе со спросом, росло мастерство и сложность производимой продукции. Берроуз, придумавший облицовывать шкатулки, коробочки для мелочей, пресс-папье и даже мебель торцевой мозаикой, не только развил своё производство, но и обучил технике многих последователей. И название Танбридж стало ассоциироваться теперь именно с этим направлением отделки деревянных изделий.
Технология
Метод мозаики Танбридж заключается в том, что по нарисованному на миллиметровой бумаге рисунку или орнаменту, тончайшие квадратные бруски собираются в связки. Разная древесина даёт разные оттенки в рисунке, отдельные умельцы использовали даже древесину, пораженную грибком - она давала зеленый цвет. Но красители при этом не применялись.
В 1840-х годах у производителей Tunbridge ware был выбор из примерно 40 местных и привезенных пород; к концу XIX века их было уже более 100, а в 1920-х годах компания Tunbridge Wells Manufacturing Co. рекламировала около 180 различных пород дерева, используемых в мозаике.
Склеенные блоки нарезали на тонкие пластины шпона, которым и облицовывали изделия. Получалась такая мозаика из мозаики - различные по узору срезы можно было компоновать в десятках вариаций.
А можно было, тщательно подбирая каждый "пиксель", собирать тиражируемые картины.
Размер каждого "пикселя" (тессеры) в среднем был около 1 мм, но у разных мастеров варьировался, иногда просто поражая воображение, как на примере ниже:
Мозаику tunbridge применяли на самых разных предметах: на небольшой мебели, чайных шкатулках, канцелярских принадлежностях, шахматных столиках и коробках, подсвечниках, корзинах для хлеба, фруктов и рукоделия. А в качестве тем для изображений чаще всего брали пейзажи, известные достопримечательности и замки, и библейские сцены.
Расцвет и упадок
Изделия из Танбриджа приобрели огромную популярность в XVIII и XIX веках и стали символом роскоши и утонченности. Мастерство и внимание к деталям сделали каждое изделие высокоценным и востребованным. Многие известные личности, включая членов британской королевской семьи, владели и лелеяли изделия из Танбриджа.
Однако уже в конце XIX века, с появлением массового производства и изменением потребительских предпочтений, спрос на Tunbridge Ware снизился. Сложное мастерство, необходимое для создания этих изделий, сделало их производство дорогим и трудоемким. Стали более доступными более дешевые альтернативы, что и привело к упадку отрасли.
Последней фабрикой, выпускавшей изделия с инкрустацией аж до 1920-х, стала Tunbridge Wells Manufacturing Co., но и они уже не были того высокого качества, которое предлагали мастера XIX века.
Танбридж сейчас
Нам стало интересно, есть ли сегодня мастера-последователи, и мы нашли - Роберт Ворли работает по всем традициям старых мастеров, от выбора пород до тематики орнаментов:
***
У нас на сегодня всё. Как всегда, в комментариях приветствуются дополнения и личный опыт!
А также напомним про важность вашей поддержки лайками, репостами и подписками. Поблагодарить любой комфортной для вас суммой можно через донатилку: https://dzen.ru/vzbrelo?donate=true Спасибо!
Все публикации на тему деревянной мозаики собираем тут:
VZBRELO Блог о дереве©