Найти в Дзене
Записки москвича

Шаг за шагом по стране. Тверская область. Пеновский район. Ксты

Фашисты тут были всего три месяца. 11 октября 1941 года оккупанты вошли в Пено. Не было у фашистов спокойных дней за эти три месяца не только потому, что фронт был рядом, но и потому что в Пеновском районе активно действовало подполье и партизанские отряды. Многие отряды были сформированы из комсомольцев. Одним из таких отрядов командовала секретарь Пеновского райкома комсомола - Лиза Чайкина. Лиза собирала сведения о врагах, но её выследил местный полицай по фамилии Колосов. Дом, где она ночевала окружили фашисты. Лизе удалось бежать. Она почти уже добралась до кромки леса. «Не остановишься - расстреляем всех, кто живет на хуторе!», - крикнул ей один из преследователей. Она остановилась. Её схватили. Всех на хуторе расстреляли. А Лизу допрашивали в Пено. На допросах она выдавала себя за ленинградку Иванову. Но и тут не обошлось без подлого предательства - местная спекулянтка Арина Круглова заявила: «Да кто ж её не знает? Это Лизка Чайкина, их вожак комсомольский!». Чайкину расстреляли

Фашисты тут были всего три месяца. 11 октября 1941 года оккупанты вошли в Пено. Не было у фашистов спокойных дней за эти три месяца не только потому, что фронт был рядом, но и потому что в Пеновском районе активно действовало подполье и партизанские отряды. Многие отряды были сформированы из комсомольцев. Одним из таких отрядов командовала секретарь Пеновского райкома комсомола - Лиза Чайкина. Лиза собирала сведения о врагах, но её выследил местный полицай по фамилии Колосов. Дом, где она ночевала окружили фашисты. Лизе удалось бежать. Она почти уже добралась до кромки леса. «Не остановишься - расстреляем всех, кто живет на хуторе!», - крикнул ей один из преследователей. Она остановилась. Её схватили. Всех на хуторе расстреляли. А Лизу допрашивали в Пено. На допросах она выдавала себя за ленинградку Иванову. Но и тут не обошлось без подлого предательства - местная спекулянтка Арина Круглова заявила: «Да кто ж её не знает? Это Лизка Чайкина, их вожак комсомольский!». Чайкину расстреляли 23 ноября 1941 года, а 6 марта 1942 года она была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Партизаны продолжали бороться с фашистами, оккупировавшими нашу страну. Они взрывали машины и в боях уничтожали живую силу противника. Так в одном из таких боёв были уничтожены фашисты, а в их числе родственник одного из эсэсовских командиров дивизии «Мёртвая голова». Эти нелюди решили отомстить мирным жителям деревни, где это произошло. Фашистские твари убили 78 человек. Женщин, детей, стариков. Самому младшему из убитых было 9 месяцев. Только одной удалось спасти. Это Мария Галахова. Вот что она вспоминала:
«Нас было собрано около шестидесяти человек. Сначала начали вызывать стариков и подростков. Потом женщин, старух, детей. Я шла одной из последних. Перед сараем меня обыскали, велели снять шубу, валенки. Я все еще не думала, что меня расстреляют. Когда меня завели в сарай и выстрелили, я упала на груду трупов и нащупала под собой свою мать. Она не шевелилась. После меня расстреляли женщину с грудным ребенком. Другой солдат в соседнем сарае расстреливал детей. Потом послышалось какое-то шипение. Сарай облики керосином и всех нас подожди. Моя одежда тоже загорелась. Я подумала, пусть лучше меня пристрелят, и поползла. В числе погибших я потеряла свою мать Галахову Анну Акимовну 70 лет, брата Галахова Михаила Андреевича 52 лет, сестру Антонову Ольгу Андреевну 47 лет, сыновней сестры Геннадия 16 лет и Петра 13 лет, двух моих сыновней - Анатолия 8 лет и Олега 5 лет»
Было это 9 января 1942 года, а 10 января эти места были освобождены 4-й ударной армией генерала Андрея Ерёменко.
В дни празднование 40-летия Великой Победы, на месте деревни Ксты, был открыт мемориал.
Если будете в этих краях, обязательно заезжайте сюда. Поклонитесь памяти невинно убиенных. И прочувствуйте, что такое фашизм...

-2
-3
-4