Начинаем сегодня кобальтовую тему. Среди нас есть большие любители этого торжественного оттенка синего цвета. А уж сочетание кобальта с белоснежным цветом белья и добавлением золота сразу наводит на мысль о каком-то празднике или торжестве.
Дающий глубокий и чистый синий цвет, кобальт обладает уникальной способностью выдерживать сильный жар печи, благодаря чему он традиционно используется в подглазурной росписи по фарфору.
Кобальтовая краска, имеющая природный черный цвет, наносится на неглазурованный черепок, затем изделия покрываются слоем глазури и проходят высокотемпературный обжиг — заключительную стадию производства, когда рисунок приобретает синее окрашивание.
Помимо прекрасных декоративных качеств эта роспись отличается прочностью, так как она надежно защищена от внешних воздействий твердой прозрачной глазурью. Поэтому неудивительно, что красивый и одновременно практичный фарфор с «вечным» кобальтовым декором пользовался спросом во все времена.
Сегодня перед нами только три цвета: темно-синий (кобальт), белый и золото. И ещё разнообразие форм. Все эти предметы кажутся разными. У каждого свое торжественное «лицо». Можно выбрать любой вариант: маленькая кофейная малышка обрадует пасмурным утром, а чайная чашечка с цветочным рисунком будет уместна вечером.
Далее кобальт с золотом и серебром. Иногда можно услышать от людей, которые далеки от фарфоровой темы: что это за странный серый цвет? Оказывается это серебрение. Рисунок, нанесенный такими красками менее устойчивый, чем золочение. А темнеет серебро очень быстро.
«Серебрение и платинирование — распространено сравнительно редко. Металлическое серебро осаждается из очень слабого раствора азотнокислого серебра медью или цинком, а платина из нейтрального раствора хлорной платины кипячением с калием и сахаром. Серебро иногда примешивают к золоту для получения особого оттенка. Серебро и платина смешиваются с основной азотно висмутовой солью и наносится на фарфор, а затем после обжига полируется. Блестящая платина получается, если поверхность фарфора покрыть смесью нашатырной платины с лавандовым маслом или сернистым бальзамом, а затем прокалить в муфельной печи». Такое описание процесса серебрения дает профессор П.П. Будников в книге «Глина и глиняные изделия, глазури, фарфоровые краски и стекло», изданной в 1923 г.
Чаще всего используется сразу обе краски: и золотая, и серебряная. На сегодняшних предметах это очень хорошо видно.
Продолжаем кобальтовую тему в русском фарфоре. Итак, перед нами ещё более сложный способ декорирования: роспись эмалевыми красками.
Белоснежное белье, кобальтовое крытье, золочение и роспись цветными эмалями. Разве это не красиво? Подобные пары очень хороши в качестве подарка, такое сочетание всегда дает потрясающий эффект.
ЭМАЛЬ, непрозрачный (глухой) плотный стекловидный покров, маскирующий цвет черепка и сглаживающий фактуру и рельеф поверхности. Эмали бывают вязкие, остаются на черепке, без растекания, белые, неокрашенные или цветные, окрашенные в различные цвета солями, окислами металлов. Эти качества позволяют локализовать цвет в рисунке.
Сплошное покрытие эмалевыми красками применяется большей частью для плоских изделий с гладкой поверхностью. На цвет эмали, как и глазурей, влияет температура обжига. Изменяется цвет при дополнительном обжиге при t 900 °С в результате химических и физических процессов.
Режим обжига влияет на цвет и отдельные компоненты в составе эмали. Цветная эмаль достигается введением красителя в эмалевую шихту. Цвет зависит от состава сплава, в котором растворяется краситель, это обязательно следует учитывать.
Использование эмалевых красок: легкоплавких, цветных, глухих и прозрачных позволяло достигать яркости, ощущения будто изделие украшено драгоценными камнями, оправленными в золотую оправу.
Продолжаем экскурс в кобальтовую историю?
Разнообразие способов декорирования позволяет, комбинирования различные варианты, каждый раз получать абсолютно другой, по своим внешним признакам, предмет.
Рассмотрим варианты:
Сложная форма стакана с фото 1 дает ощущение объемности декоративной каймы. Что усиливается золочением выпуклых элементов в нижней части стакана. А на самом деле декоративная кайма не имеет объемных элементов. А мельчайшие штрихи, нанесенные белой эмалью отлично воспроизводят этот эффект.
На фото 2 рисунок декоративной каймы нанесен на золотом фоне, что сразу создаёт сильный зрительный эффект. А добавление мелких элементов эмалью словно воспроизводит впечатление от созерцания ювелирного украшения.
На фото 3 мы видим нисходящее крытье, этот эффект сразу делает предмет изящнее и легче, а в сочетании со сложной формой и нежным рисунком этот эффект многократно усиливается.
На фото 4 и 5 вновь нисходящее крытье, рисунок эмалевыми красками и лаконичная форма создают совершенно иное впечатление.
На фото 6 на фоне кобальтового крытья разместились медальоны, украшенные полихромной росписью.
К середине XIX столетия в моду входят сервизы в стиле «второго рококо», где на синем подглазурном фоне располагаются рокайльные резервы с полихромной цветочной или пейзажной живописью.
Согласитесь, что хоть все эти изделия и объединяет кобальт, но как по-разному они выглядят. Различные дополнительные детали создают впечатление от лаконично-строгого до изящно-игривого. И наше право выбрать то, что больше по душе.