Найти в Дзене
Любопытная Варвара.

Воскресенье 22 июня

Воскресенье 22 июня. 22 июня 1941 Солнце едва коснулось горизонта, когда Надя открыла глаза. Рядом, свернувшись калачиком, мирно посапывала младшая сестра Вера. Вчерашний выпускной выдался бурным, и домой Вера добралась лишь под утро, под недовольное ворчание бабушки. Даже сил снять нарядное платье не хватило, так и уснула. После легкого завтрака Надя вышла в огород. В голове уже крутились планы на день: в полдень они договорились встретиться с Женей и погулять в парке Маяковского. Вернувшись в дом, она легонько потрясла Веру за плечо: "Вставай, соня! Что ты улеглась в моем платье? Бегом утюг греть, гладить буду сама." Женя ждала ее на углу улицы, возле своего дома. "Надя, привет! Слушай, мы тут на следующие выходные в поход собираемся, на пару дней. Поедешь с нами?" "Звучит здорово! Надо с бабушкой посоветоваться. И у Веры вчера выпускной был, мы собираемся с ней документы в институт подавать." Весело болтая, подруги дошли до парка Маяковского. Там уже вовсю царила праздничная ат

Воскресенье 22 июня.

22 июня 1941

Солнце едва коснулось горизонта, когда Надя открыла глаза. Рядом, свернувшись калачиком, мирно посапывала младшая сестра Вера. Вчерашний выпускной выдался бурным, и домой Вера добралась лишь под утро, под недовольное ворчание бабушки. Даже сил снять нарядное платье не хватило, так и уснула.

После легкого завтрака Надя вышла в огород. В голове уже крутились планы на день: в полдень они договорились встретиться с Женей и погулять в парке Маяковского.

Вернувшись в дом, она легонько потрясла Веру за плечо: "Вставай, соня! Что ты улеглась в моем платье? Бегом утюг греть, гладить буду сама."

Женя ждала ее на углу улицы, возле своего дома. "Надя, привет! Слушай, мы тут на следующие выходные в поход собираемся, на пару дней. Поедешь с нами?"

"Звучит здорово! Надо с бабушкой посоветоваться. И у Веры вчера выпускной был, мы собираемся с ней документы в институт подавать."

Весело болтая, подруги дошли до парка Маяковского. Там уже вовсю царила праздничная атмосфера: звучала музыка, выступали артисты, работали аттракционы.

"Женя, а давай на лодке покатаемся?" – предложила Надя, и девочки, смеясь, побежали к лодочной станции.

Но смотритель заявил, что лодки выдают только при наличии документов. 

"Девочки, если хотите, можем вместе покататься," – предложили ребята, которые с веслами на плечах спускались по берегу к лодке.

Подруги переглянулись. "А почему бы и нет?"

Ребята оказались рабочими с Верх-Исетского металлургического завода.

"У меня там папа работал, в горячем цеху. К сожалению, пять лет назад его не стало," – тихо сказала Надя, и в ее голосе прозвучала грусть.

"Девочки, а как насчет мороженого?" – попытался разрядить обстановку один из ребят.

Очередь к прилавку была небольшой, всего несколько человек.

Внезапно музыка в парке стихла, и из репродуктора раздался тревожный голос: "Атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке наши города..."

Все вокруг замерли, растерянно глядя друг на друга.

Война...

Война... Это слово, словно ледяной ветер, пронеслось по парку, замораживая веселье. Надя почувствовала, как внутри все сжалось от непонятного, гнетущего страха. Женя крепко сжала ее руку. Ребята переглянулись, на их лицах отразилась тревога.

Мороженое, которое только что казалось таким желанным, теперь казалось чужим и ненужным. Очередь у прилавка рассыпалась, люди, собирались у громкоговорителей.

"Нам нужно домой," – прошептала Женя, и Надя кивнула.

"До свидания, мальчики, может в другой раз, но сегодня мы пойдём. "

Они шли по улице быстро, словно уходя от невидимого врага. Город, еще недавно наполненный летним беззаботным настроением, теперь казался пустым и незнакомым.

Добравшись до дома, Надя увидела бабушку, сидящую на крыльце с заплаканными глазами. Вера, прижавшись к ней, тихо всхлипывала.

"Война, Надюша, война," – прошептала бабушка, и Надя почувствовала, как земля уходит у нее из-под ног.

В доме царила тревожная тишина. Бабушка включила радио, и из динамиков полились официальные сообщения, сухие и безжалостные. Надя слушала, не понимая, что происходит. Война... Это казалось чем-то далеким, из книг и фильмов, но теперь это пришло в их жизнь, в их дом, в их страну.

Вера, успокоившись, начала собирать вещи. "Надо в военкомат, – сказала она, – добровольцем пойду."

Надя посмотрела на сестру с изумлением. Вера, вчерашняя выпускница, мечтавшая о поступлении в институт, теперь собиралась на войну.

"Ты куда? – закричала бабушка, – Ты же еще ребенок!"

"Я должна, бабушка. Я должна защитить нашу страну," – твердо ответила Вера.

Бабушка устало села на кровать. Внучки сели рядом. Они не плакали, не разговаривали. Они просто молча сидели обнявшись.

Вечером, когда солнце село, и в доме погасили свет, Надя долго не могла уснуть. В голове крутились обрывки фраз, лица людей, слова "война", "атака", "бомбежка". Она лежала, прислушиваясь к каждому звуку, боясь, что вот-вот услышит взрывы и увидит в окне пламя.

Война... Она изменила все. Она перечеркнула планы, мечты, надежды. Она заставила повзрослеть в один миг. 

 А завтра было 23 июня. Впереди было долгих 1418 дней...

 Моя бабушка Надежда Александровна через несколько месяцев ушла работать на завод. На заводе продуктовые карточки отаваривали больше, чем в банке. Бабушка так и осталась работать на заводе, где когда-то работал ее отец. Вера, ее сестра , поступила в институт только через 10 лет.Ребята, с которыми они познакомились, в первые дни ушли добровольцами на фронт. 

Бабушкину подругу Женю к сожелению я не очень хорошо помню. Она умерла, когда мне было лет пять.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца. Если понравилось, поставьте, пожалуйста лайк.