Найти в Дзене

Бизнес-процессы. Что это и для чего их описывают

Все мы сталкивались в работе с ситуациями, когда одни и те же сотрудники какого-либо структурного подразделения выполняли регулярно повторяющиеся задачи каждый раз по-разному: с разным качеством и скоростью исполнения, настроением и эмоциями. Причём чем "новее" сотрудник, тем больше были видны и чаще повторялись недочёты или ошибки. Причина такого положения дел заключается в том, что в подразделении не были описаны бизнес-процессы, т. е. у этих сотрудников не было инструкций, они не знали что и в какой последовательности нужно делать. Определение понятия "бизнес-процесс" Для ясного и чёткого понимания приведу сразу несколько определений понятия "бизнес-процесс". Бизнес-процесс (business process) - это: 👉 многократно повторяющийся алгоритм, направленный на достижение одного и того же конкретного результата; 👉 любые действия, которые повторяются раз за разом; 👉 любые операции внутри компании, которые помогают решать бизнес-задачи; 👉 фактически инструкция: кто и что, когда и гд

Все мы сталкивались в работе с ситуациями, когда одни и те же сотрудники какого-либо структурного подразделения выполняли регулярно повторяющиеся задачи каждый раз по-разному: с разным качеством и скоростью исполнения, настроением и эмоциями. Причём чем "новее" сотрудник, тем больше были видны и чаще повторялись недочёты или ошибки.

Причина такого положения дел заключается в том, что в подразделении не были описаны бизнес-процессы, т. е. у этих сотрудников не было инструкций, они не знали что и в какой последовательности нужно делать.

-2
Определение понятия
"бизнес-процесс"

Для ясного и чёткого понимания приведу сразу несколько определений понятия "бизнес-процесс".

Бизнес-процесс (business process) - это:

👉 многократно повторяющийся алгоритм, направленный на достижение одного и того же конкретного результата;

👉 любые действия, которые повторяются раз за разом;

👉 любые операции внутри компании, которые помогают решать бизнес-задачи;

👉 фактически инструкция: кто и что, когда и где, как и с помощью чего должен сделать.

⚠️ У каждого бизнес-процесса всегда должен быть владелец, т. е. ответственное лицо в компании. Если владелец отсутствует, то бизнес-процесс не будет выполняться совсем или должным образом.

Примеры бизнес-процессов

-3

📝 Организация еженедельного совещания руководителя с управленческим составом (владелец: секретарь).

📝 Составление бухгалтерского баланса (владелец: главный бухгалтер).

📝 Проведение переговоров с клиентами (владелец: менеджер отдела продаж).

📝 Организация процесса согласования договоров (владелец: руководитель юридического отдела).

📝 Поиск кандидатов на вакантную должность (владелец: hr-специалист).

Естественно, можно привести ещё много примеров, так как за каждой должностью в компании закреплен не один бизнес-процесс.

Определение понятия
"описание бизнес-процессов"

-4

Если бизнес-процесс - это повторяющийся алгоритм, то описание бизнес-процесса - это описание данного алгоритма.

Таким образом, описание бизнес процесса - это пошаговое описание действий сотрудников при выполнении определённых функций или операций.

Бизнес-процесс появляется только в процессе его описания. Поэтому бизнес-процесс без описания не существует и вообще невозможно реализовать одно без другого.

Описание бизнес-процесса осуществляется в графическом или текстовом виде.

Польза от описания
бизнес-процессов

-5

Описание бизнес-процессов позволяет абсолютно любой компании:

✔️ Установить единые требования и стандарты к работе сотрудника или подразделения, выпускаемому продукту или оказываемой услуге.

✔️ Разделить зоны ответственности между сотрудниками или структурными подразделениями, повысить их уровень ответственности.

✔️ Ускорить процесс выполнения определённых задач или реализации проекта, выпуска продукта или оказания услуги.

✔️ Повысить качество исполнения текущих задач или реализации проектов, производства продукции или предоставления услуг.

✔️ Систематизировать и донести до сотрудников сложную информацию в упрощённой и понятной форме.

-6

✔️ Автоматизировать выполнение рутинных задач.

✔️ Безболезненно осуществлять замену сотрудников и вводить в должность новые кадры.

✔️ Эффективно управлять вверенными сотрудниками и самим подразделением.

✔️ Выстроить оптимальную и эффективную организационную структуру компании.

✔️ Обеспечить прозрачность всех этапов работы подразделений и компании в целом.

✔️ Быстрее находить и решать внутренние ошибки и проблемы, выявлять риски в работе.

✔️ Стать более гибкой и легко адаптируемой к изменениям внешней среды.

✔️ Повысить её имидж и инвестиционную привлекательность.

Разница между "бизнес-процессом" и "регламентом"

-7

Понятия "бизнес-процесс" и "регламент" часто и многие путают.

Рассмотрим пример.

У снабженца компании есть задача закупить комплектующие для оборудования, чтобы производство не останавливалось.

Указанный сотрудник находит поставщиков, проводит переговоры и получает предложение, оформляет необходимые документы. Это бизнес-процесс снабженца. А вот определение стоимости (ценового диапазона) или решение по выбору конкретного поставщика регулируется регламентом компании.

Бизнес-процесс - это то, как исполнитель выполняет задачу или какие действия предпринимает для выполнения задачи. Регламент же - правила, которым следует исполнитель при выполнении задачи.

В некоторых компаниях есть регламенты, но нет описанных бизнес-процессов. В других же, наоборот, есть описанные бизнес-процессы, но нет регламентов. Обе ситуации нехороши: в первой - у исполнителей большая свобода действий, во второй - отсутствует контроль за процессами.

Итак, бизнес-процессы являются основой эффективного функционирования любой компании и неотъемлемой частью любого бизнеса.

-8

Важно понимать, что у каждой компании свои бизнес-процессы и описаны они по-разному. Даже если сравнивать одну и ту же должность в разных компаниях, то описание одноименного бизнес-процесса будет несколько отличаться.

Поскольку пример описания бизнес-процесса - это уже полноценный кейс, то мы рассмотрим его в следующих статьях. 

С уважением и благодарностью к своим читателям,

Азат Хабибуллин

@Классика управления

#управление#компания#бизнес#

#процесс#регламент#инструкция

#эффективность#стандартизация

#унификация#автоматизация