ИноСМИ, Россия
Продолжается эскалация конфликта вокруг Ирана. Сегодня ночью США открыто вступили в военный конфликт между Израилем и Ираном. Военно-воздушные силы и флот Штатов нанесли удар по ключевым объектам иранской ядерной программы. Президент США Дональд Трамп написал в соцсетях, что на подземную обогатительную фабрику в Фордо был сброшен «полный комплект бомб».
Остается неясным масштаб поражения. Трамп рассказал, что ключевые цели ударов были «целиком и полностью уничтожены». Однако сегодня утром компания-производитель спутников Maxar опубликовала снимки, на которых видна огромная вереница грузовиков возле одного из предполагаемых ядерных объектов Ирана. Позднее последовало сообщение Тегерана о том, что за двое суток до удара обогащенный урон и прочее оборудование были эвакуированы. Так, на момент атаки объект якобы был уже пустым.
Усомниться в том, насколько разрушительным оказался удар США также позволяет заявление МАГАТЭ. Агентство в соцсетях сообщило, что утечек радиации, связанных с ночными ударами, не зафиксировано. Таким образом нельзя точно определить, что ядерные объекты Ирана были уничтожены. Что ставит обращение Трампа под еще больший вопрос.
Что же Иран?
В силу вышеизложенного удар США по Ирану можно считать скорее четким, мощным жестом, посланием к иранскому и израильскому правительствам. Трамп снова повторил требование к иранцам пойти на переговоры – которые, с большой долей вероятности, будут означать фактическую капитуляцию.
Для Тегерана удары США оказались неудобным фактором. Политолог Олег Царев в телеграм-канале описывает несколько вариантов ответа со стороны Тегерана. Первой опцией является жесткий ход – нанесение ударов по американским базам на территории монархий Персидского Залива. Такой шаг чреват последствиями, хоть и способен в какой-то степени подорвать военную мощь Штатов в регионе:
«Хотя полномасштабного наземного вторжения не последует, уничтожение ключевых экономических объектов (например, нефтеперерабатывающих и портовых комплексов) может обрушить экономику, обрекая страну на долгие годы разрухи под санкциями по сирийскому сценарию».
Второй вариант ответных действий – пресловутая блокада Ормузского пролива. Царев скептически относится к возможности Ирана держат блокаду длительное время – есть риск уничтожения иранского флота ВМС США:
«Узость пролива дает Ирану тактические преимущества для минно-ракетных атак, но не для удержания контроля».
Третий вариант – продолжить бомбить территорию Израиля. Такие действия позволили бы сохранить лицо перед союзниками, но не избавят от рисков повторных ударов со стороны США и продолжения эскалации до «принуждения к миру».
Четвертый путь – деэскалация через переговоры. Позволит сохранить экономическую инфраструктуру, однако может стать маркером слабости правительства в первую очередь перед внутренней аудиторией.
Особо хороших вариантов ответа нет. Царев склоняется к тому, что Иран пойдет по третьему пути и продолжит наносить удары по территории Израиля.
Следует добавить, что с целью добавить «символизма» таким ответным атакам, Тегеран может нацелиться и на наиболее чувствительные цели в Израиле. Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев в сегодняшнем посте в телеграм-канале указал на то, что Израиль успел «создать у себя ядерное оружие». В таком случае, при наличии у Ирана соответствующих данных, удар Тегерана может прийтись и по ядерным объектам Израиля. Такой ответ можно было бы назвать симметричным и справедливым «ответом», успокоить внутреннюю аудиторию. Однако эти меры буквально бы поставили мир на порог ядерной катастрофы.
МИД Ирана уже заявил о том, что Ирану придется ответить США за их атаку, что он «вправе» дать такой ответ. И ответ этот может быть нанесен не напрямую по американцам.
Дальше сам, Зеленский: НАТО не хочет иметь дело с российской армией. Марионетка больше не приносит пользы.
Трамп все просчитал?
Нанесенные удары, как выше отмечалось, стали проблемой для Ирана. А насколько они полезны Штатам и Трампу лично?
Федор Лукьянов, главред журнала по тематике международных отношений «Россия в глобальной политике», указывает, что Трамп близок к тому, чтобы угодить в «незатейливую, но эффективную» ловушку:
«Если Иран сейчас ответит по американским объектам, США автоматически придётся втягиваться в военные действия дальше. Если же не ответит или ответит вяло, формально, израильское руководство и его американские союзники-неоконы усилят давление на Белый дом».
Давление это будет оказываться с целью принятия президентом решения «добить Иран, пока тот слаб». Трампа будут пытаться убедить, что иначе вопрос с Тегераном решен не будет. И нет никаких гарантий, что президент США найдет достаточно воли и ресурсов, чтобы такому давлению противостоять.
После России — Иран: Европа опять прыгнула все на те же грабли. И крепко получит по лбу
К тому же Трамп, так поддержав Израиль, окончательно похоронил свой образ «миротворца». Вожделенная Нобелевская премия мира, кажется, теперь далеко как никогда.