Найти в Дзене

"А ДО ВОЙНЫ У МЕНЯ БЫЛО МНОГО СЧАСТЬЯ..."

ПАМЯТИ УШЕДШИХ ДРУЗЕЙ... Людмила Ивановна Иванова родилась 22 июня 1933 года, в Москве, а ровно через 8 лет, 22 июня 1941-го - увидела войну... Они с Людмилой Гурченко в далеком 1965 году написали песню «Праздник Победы». Мелодия Гурченко, а слова Ивановой. Именно в том году праздник Победы был объявлен государственным праздником, а до этого он не отмечался. А в 2005 г., в год 60-летия Победы, театр «Экспромт» поставил спектакль "Когда мы вернемся домой". Зрители признали этот спектакль лучшей постановкой года на военную тему... Тема Великой Отечественной войны всегда волнует Людмилу Ивановну, и она хочет, чтобы о ней знали молодые - делает для этого всё возможное. В спектакле "Когда мы вернёмся..." актриса рассказывает истории военных лет, звучат песни, написанные в первые дни войны, в дни долгих ожиданий победы, песни о любви. Спектакль заканчивается песней Гурченко - Ивановой... (Материал собран из моих бесед 2011- 2015 годов). Но большинство людей запомнили народную артистку Росс
АКТРИСА ЛЮДМИЛА ИВАНОВА
АКТРИСА ЛЮДМИЛА ИВАНОВА

ПАМЯТИ УШЕДШИХ ДРУЗЕЙ...

Людмила Ивановна Иванова родилась 22 июня 1933 года, в Москве, а ровно через 8 лет, 22 июня 1941-го - увидела войну...

Они с Людмилой Гурченко в далеком 1965 году написали песню «Праздник Победы». Мелодия Гурченко, а слова Ивановой. Именно в том году праздник Победы был объявлен государственным праздником, а до этого он не отмечался.

А в 2005 г., в год 60-летия Победы, театр «Экспромт» поставил спектакль "Когда мы вернемся домой". Зрители признали этот спектакль лучшей постановкой года на военную тему...

Тема Великой Отечественной войны всегда волнует Людмилу Ивановну, и она хочет, чтобы о ней знали молодые - делает для этого всё возможное. В спектакле "Когда мы вернёмся..." актриса рассказывает истории военных лет, звучат песни, написанные в первые дни войны, в дни долгих ожиданий победы, песни о любви. Спектакль заканчивается песней Гурченко - Ивановой...

(Материал собран из моих бесед 2011- 2015 годов).

Но большинство людей запомнили народную артистку России Людмилу Иванову как профсоюзную общественницу Шурочку из фильма «Служебный роман», или добровольную сваху Клавдию из картины «Самая обаятельная и привлекательная», или медсестру и подругу главной героини Надежду в «Помни имя своё»…

На её счету 87 кинофильмов. И пусть роли в них были не главные, тем не менее, она так играла, так достоверно проживала жизнь своих персонажей, что создаваемые актрисой образы яркие и колоритные запоминались надолго.

Но Людмила Ивановна не только великолепная характерная актриса, она ещё художественный руководитель и главный режиссер детского музыкального театра «Экспромт», который основала в 1990 году.

Вряд ли многие знают, что актриса талантлива многогранно. Например, что она писала и пела свои песни, начав ещё в 60-ых годах прошлого века. Помните: «Только мне всё кажется, почему-то кажется, что между мною и тобой ниточка завяжется…», «Приходит время, с юга птицы прилетают, люди головы теряют, и не до сна…». Автор этих строк – Милочка Иванова, как и многих других известных песен. Их будут петь такие великолепные певицы как Анна Герман, Майя Кристалинская, Гелена Великанова… А еще она пишет либретто, сценарии, книги, руководит детской студией у себя в театре… Поэтому, считаю, абсолютно по праву Людмила Иванова награждена орденом «Знак Почета».

… Мы встретились с актрисой у неё дома, она с трудом передвигалась на костылях, причем после укола, было видно, что чувствует она себя неважно, но встречу не отменила.

- Я – актриса (засмеялась как-то по-детски), и больше всего на свете очень люблю играть, - начала разговор Людмила Ивановна. - Хотя мне уже много лет, до сих пор люблю лицедействовать. Но в виду того, что у меня нелады с коленкой, поэтому в театре «Современник» я могу играть только один спектакль «Крутой маршрут». Может, могла и больше, но для этого надо специальные условия. Сейчас попросила играть сольный спектакль, сидя за столом, но мне пока не дали: не та тема, не вовремя... Но неважно. Просто я безумно люблю «Современник». Это мой театр, я отдала ему жизнь. Сейчас закончила книгу, которая так и называется «Мой «Современник». Выйдет она к 55-летию театра, а будет это 15 апреля т.г.

Правда я немножко огорчилась, потому что у меня уникальный архив фотографий. Мама научила меня собирать, вообще, мама так многому меня научила! Я всегда говорю: «Родители, ВСЁ, что вы дали детям – это их приданое. Это очень важно, потому, не ленитесь – воспитывайте!».

Так вот, у меня было 400 фотографий, которые хотела поместить в книгу, но их взяли не все, и книжка получилась слепая, в ней нет снимков по тексту. Я рыдала, но пришлось откинуть 300 фото. Вот такую книгу сейчас написала, потому что я очень любила Олега Ефремова. Как режиссера и как человека. Считаю, что он был гениальной личностью, одной из самых интересных личностей прошлого века. И создание театра в трудное время (1956 год), и такое новое слово, новое веяние в искусстве – это было явление. Гражданское явление.

Ефремов говорил правду, и учеников своих подвигнул к тому же, которые тогда не думали ни о деньгах, ни о квартирах, ни о званиях. Они думали только о деле, о творчестве, об идеях. Они были единомышленниками. Я не знаю, может ли вообще быть теперь такое...

Значит, моя основная любовь – «Современник», и, хотя сейчас мало там занята, зато книгу написала. (Между делом настойчиво угощает кофе, предлагает баранки – Г.С.). Кроме того, преподаю в институте, и очень люблю это. Я – руководитель курса, у меня сейчас очень хорошие первокурсники, даже лучше, чем прошлые, а я выпустила уже 4 набора.

Ну, а теперь моя любовь и моё занятие – это детский музыкальный театр «Экспромт», которым руковожу. Причем, театр очень высокого уровня, там играют не только профессиональные актеры, но и маленькие настоящие артисты. Живой звук. Оркестр не наш, мы приглашаем из «Новой Оперы», но замечательный состав.

В репертуаре театра есть спектакли и для самых маленьких, и для подростков, и для взрослых. Поэтому у меня очень много работы. Коллектив, в основном, молодой, все с высшим образованием, все они поют и танцуют, есть даже оперные певцы. Нет только хоров, а все дуэты, все арии – есть. Сейчас я поставила еще один спектакль, где мы играем вдвоем с артистом Богдановым. Вообще, у меня многие артисты – молодые, и если они не участвуют в «Аншлаге», или в сериалах, то их и не знают. Некоторые немножко снимаются, но ещё не звезды. Зато они лауреаты разных вокальных конкурсов.

… Дальше узнаю, что театр государственный, им платят тот минимум зарплаты, по её словам «чтобы не умерли» и на один новый спектакль выделяют средства. Одно время не давали, ссылаясь на кризис, сейчас обещали…. Дети растут, нужно вводить новые постановки, хотя у театра достаточно большой репертуар. И, снова Людмила Ивановна говорит, что артисты у неё просто великолепные и уровень их мастерства очень высокий.

То, что она сама работает каждый день, проговаривает вскользь. Я перебиваю её, замечая: «Извините, я пришла узнать о вас, а вы всё о своих питомцах…», на что актриса ответила фразой ёмкой и потрясающей: «Что же ещё про себя?! Я ТАК живу».

Хотя знала её биографию, попросила рассказать о себе. К слову, всегда и у всех своих знаменитых респондентов спрашиваю об этом, потому что их изложение собственной жизни всегда ярче и колоритнее, ибо оно окрашивается интонациями сердца, за которыми можно увидеть истинную сущность человека. Написанное же о них – лишь сухая констатация фактов. И Людмила Ивановна, добрейшая душа, поведала:

- Я родилась в Москве, папа мой профессор-географ, знаменитый полярник Иван Маркелович Иванов. Он участвовал даже в спасательной экспедиции на «Красине». Был научным секретарем, зимовал на Острове Шпицберген, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, тогда открывался Северный морской путь, и полярники были героями. Затем он переехал в Москву и стал работать в пединституте им. Крупской. Был деканом, завкафедрой геофака. Родом папа из Великих Лук, что в Тверской губернии, мама – москвичка. Дело в том, что мой отец был педагогом прирожденным, его студенты обожали, он с ними возился, занимался, заставлял пересдавать, чтобы они знали предмет по-настоящему. У нас в доме всегда толпилась молодёжь. Он был добрейший и умнейший человек. Его 4 двоюродных сестры были сельскими учителями, и я преподаю с 23 лет. Поэтому выпустила большое количество артистов, многие из которых стали и народными, и заслуженными. Например, Жанну Прохоренко учила два курса, Сева Шиловский тоже мой ученик, как и другие, более или менее известные.

Окончила школу с золотой медалью и параллельно музыкальную. Поступила в школу-студию МХАТ. Моими учителями были потрясающие актёры: Топорков, Дорохин, Карев, Блинников. После вуза, по распределению, я попала к Наталье Сац, в передвижной Молодежный театр, который она создала, вернувшись из Италии.

По 8 месяцев в году мы колесили по городам и весям нашей необъятной Родины. Правда меня приглашали и Ленинградский театр комедии, и в Саратовский (в то время это были знаменитые театры), но мне не хотелось уезжать от мамы, она уже осталась одна (папа умер), и она болела. И Сац – эта личность меня привлекла. Отработала 2 года, а затем увидела театр «Современник», сразу влюбившись в него, осталась.

Он тогда ещё не был «Современником», а просто кружок молодых актеров, которым директор школы-студии МХАТ разрешил репетировать, а потом и играть на учебной сцене нашего института. Первый спектакль состоялся по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». О войне. Тогда война была не так далеко, и все ещё жили этими отголосками. Первые актеры – это патриоты и граждане будущего «Современника». Тогда же Ефремов стал руководителем курса в вузе и пригласил меня преподавать. Когда я рожала, то уходила на некоторое время с преподавания (только с преподавания, не из театра), а потом опять возвращалась.

Сделала два выпуска в студии МХАТ, но (меня интересовала музыка, а у нас в «Современнике» с этим не очень), поэтому перешла в Гнесинку, на музкомедию, стала руководителем курса и тоже выпускала актеров. Затем преподавала в ГИТИСе, и уж после этого решила создать свой театр «Экспромт».

Потому что уверена, что для воспитания души, воспитания культуры молодых людей – театр необходим! Он учит добру, возвышает душу, идёт как бы параллельное образование – это очень и очень важная веха в воспитательном процессе юных наших граждан.

Моя мама, считаю, толково занималась моим воспитанием: водила меня в театр, я училась в музыкальной школе, пела в хоре, занималась балетом. Это мое приданое, и я пользуюсь им всю жизнь. У меня все спектакли добрые, ими воспитываю души ребят. Я убеждена, что мать в жизни человека – это очень много. Какая мать – такой и вырастает ребенок! У у Горького была бабушка, а у Гёте – мама. К слову, я мечтаю сделать спектакль о Гёте, и сделаю, если Бог даст здоровья.

… Сейчас Людмила Иванова поставила новый спектакль «Фаина. Одесская история». Нет, это не о Раневской, это, в основном, о войне. Пьесу написала сама, так же как «Маменьку», так же как сценарии всех сказок, идущих в «Экспромте». Пьеса «Попутчики» написана Ивановой в память о Булате Окуджаве. Она о любви. В спектакле поются 15 его песен...

Я спрашиваю Людмилу Ивановну о том, что меня тревожит, волнует и всерьез беспокоит – о нынешних отношениях родителей и детей. Она тут же как-то неуловимо меняется, голос становится чуть громче, глаза наполняются внутренним светом:

- Я прихожу в театр на утренний спектакль поговорить с родителями детей. Вижу - сидят: они пришли увидеть своих детей. Я говорю: "Мы сделаем так, что и вам будет тоже очень интересно. У нас высокохудожественного уровня спектакли, умные, музыкальные". А потом спрашиваю детей, какие они русские сказки знают? Большинство отвечает: «Красная Шапочка»… Но это французская сказка. Объясняю им. Один-два, может, скажут «Колобок», «Теремок». Очень мало кто знает. Родители им не читают, сажают детей к телевизору, и они забивают головы американской ерундой.

Спрашиваю далее: басни знаете кто-нибудь? Увы! «Ворону и Лисицу» может быть один человек. Если бабушки, то все хором читают! Родители меньше, но тоже. Я говорю: - почему же вы скрываете это от детей, ведь это наша русская культура, это то, почти единственное, что у нас осталось. Немножко нефти и культура. Что же тогда будет с нами, без литературы нашей?!. Прошу очень: - читайте на ночь, хоть по страничке, приучайте детей! Столько умного, столько мудрого в них, опыт веков в книгах, ни один Интернет не заменит их...

Так я с ними разговариваю, считаю, что это моя миссия воспитывать молодое поколение. И понимать, что зло на свете есть, но с ним надо бороться, его надо побеждать. Театр – это модель, человек выбирает как жить, он выбирает себе героя...

Вы знаете, в зале бывает один-два человека-предателя, их сразу видно. Например, спектакль «Маша и медведь», Маша хочет спрятаться от медведя, и кто-то один из зала: «Медведь, вон она, Маша, вон!». Этот по жизни будет предатель, плохой человек. А другие кричат: «Нет её, нет, Маша ушла!» И это очень приятно. Зал должен работать. Или, допустим, «Муха-Цокотуха» у нас вообще, как говорят, интерактивный спектакль. В нем все справляют именины Мухи, выходят, читают стихи, поют, танцуют прямо в зале, водят хороводы. Это действо для маленьких, и, считаю, что детей надо втягивать в спектакль. У нас есть детская студия, и иногда дети участвуют в спектаклях, но это не значит, что театр детский. Нет, у нас профессиональный театр – играют взрослые для детей.

… О своих питомцах, как о собственных детях, Людмила Ивановна может рассказывать часами. Такой уж она человек – с теплым светом души, вселенской добротой в сердце удивительная женщина - русская актриса. Потрясающе искренна. О своей работе в кино говорит:

- Конечно, при всей занятости, параллельно я снималась в кино. Но я начала поздно, никто раньше не брал, да и не очень разрешали в театре. В первой картине, где меня увидели, это была даже не роль, я там просто показываюсь в метро на собрании - «Добровольцы». Потом сразу запустили три картины, в которых я играла женщин намного старше себя.

В фильме «Учитель пения» - жену главного героя Клавдию Петровну, которые потеряли собаку, а надо переезжать на новую квартиру. В «Скверном анекдоте» по рассказу Достоевского – Луизу. Эта работа пролежала 30 лет на полке. А в «Месяц май», играла тоже свекровь. Представляете, мне было 30 лет, а приходилось играть женщин в возрасте, много старше себя. Мне-то хотелось роли своих сверстниц, но не брали.

Считается, что моей звездной работой стала Шурочка из «Служебного романа». На мой взгляд, на этом же уровне, ничуть не хуже, а может и лучше, фильм «Помни имя своё» с Касаткиной. Так же, мне кажется, получились роли в «Самая обаятельная и привлекательная», «Суета сует», «Зависть богов». Сейчас должен выйти фильм «А любовь не кончается», о Доме ветеранов сцены. Честно говоря, меня особо уже никто не берет сниматься. Хотя в прошлом году успела сняться в фильмах «Москва, я люблю тебя» и «Солнечное затмение», в котором сыграла ясновидящую. Роль маленькая, но, по-моему, удачная. Дело в том, что я не хожу совсем и могу играть только сидячие роли.

… «Я - жертва врачей» - смеясь (с нотками горечи), говорит Людмила Ивановна. Ей вытаскивали мениск и оставили там кусок. Она два года не могла наступить на ногу, тем не менее, терпела. Ходила на костылях до тех пор, пока этот кусок совсем не разрушился, вконец погубив колено.

И сейчас эта великая женщина ходит на костылях, с трудом передвигается. Но по-прежнему работает. И это для неё самое главное.

Людмила Ивановна потрясла меня до глубины души своим мужеством. Она все время говорила о своих театральных детях, как о родных. И с такой любовью!… А у неё самой год назад умер внезапно 39-летний младший сын Саша. Он окончил пединститут, хотел стать психологом, но свое призвание нашел в необычном – стал выращивать редкие цветы, и очень любил играть на гитаре. За две недели до беды, Александр переболел гриппом. Вроде поправился, но в ночь с 4 на 5 апреля 2010 года снова почувствовал себя плохо. Даже маму разбудил. И попросил (они часто это делали) спеть с ним вместе. Мама с сыном спели. А утром его не стало…

Что может быть страшнее материнского горя?! Я – сама мать, и не приведи. Господи, никому пережить такое! Ком в горле и душа зашлась от сострадания. Я не посмела даже спросить её об этом, узнала от её мужа. Пишу же потому, что хочу всем показать силу и величие души русской женщины-матери. Русский характер. Людмила Ивановна всегда была жизнерадостной, лучилась негасимым светом для окружающих. Сейчас увидела строгие, печальные глаза, полуулыбку, а смех, по ходу разговора, какой-то ненастоящий, скорее нервный смешок слетал с её губ. При этом, как вы заметили, она говорила только о своих питомцах, о театре своем. Работает Людмила Ивановна, несмотря ни на что, чуть ли не все 24 часа в сутки, ибо её квартира примыкает к театру. Этим сказано ВСЁ.

У неё есть любящий муж, с которым прожила всю жизнь – Валерий Миляев (друг моего Саши Капкова). Он – доктор физико-математических наук, бард, писатель. Они, в свое время вместе сочиняли и пели свои песни. Старший сын Иван работает художником-постановщиком в театре «Экспромт». Они – опора актрисы, вместе пытаются справиться с горем. Но главная опора для Людмилы Ивановны все-таки её работа – её театр, её воспитанники. Всю себя она отдает им.

Народная артистка Иванова подарила мне одну из своих книг «Я помню…». Вступление было необычным, не литературным обобщённым предисловием кого-то о книге автора, а слова самой Людмилы Ивановны:

«Это всегда было со мной. Это всегда жило в моей семье, это жило в моих снах. Лет 20 мне снилось, как фашисты входят в Москву, потому что девочкой я этого боялась больше всего. Я это помню своей кожей. Если мои дети не хотели есть, я говорила: «Войны на вас нет!». По-особенному я отношусь и к хлебу, потому что в войну хлеб – это было самое дорогое.

Я экономлю воду, не могу, когда тратят много воды, потому что моя бабушка в войну ходила далеко на колонку и стояла в очереди за водой. Я не люблю Площадь трех вокзалов, потому что вспоминаю лето 41-го, когда мы уезжали в эвакуацию. Вся площадь была забита мешками, чемоданами, на которых сидели дети, а матери бились в очередях за билетами. Первое, что вспоминается о войне – хлеб и песни. А до войны у меня было много счастья».

Не знаю, но после этих строк почему-то сжалось сердце…

Спросила её, не могла не спросить: что делать обществу, в непростое наше время, когда столько бездомных ребятишек, столько печального вокруг, как побеждать зло, расцветшего буйным цветом, и нет милосердия?

Людмила Ивановна ответила:

- Я считаю, каждый человек должен делать всё, что только можно для своей Родины. Хотя это звучит несовременно, но это мое убеждение.

… На какое-то мгновение, близко-близко, увидела глаза этой удивительной, великой, мужественной женщины - актрисы, режиссёра, поэта, писателя, педагога. В них стояли слёзы, и они были по-детски беззащитны.

А, может, мне это просто показалось…

P.S. Людмила Ивановна ушла за горизонт в октябре 2016-го. А детский музыкальный театр "Экспромт" - её детище, живёт...

Стихи
4901 интересуется