Сначала свет рампы, букеты от поклонников, съёмки с утра до вечера и овации в лучших театрах страны. А потом звенящая тишина в пустой квартире, стулья у стены и ни одного звонка от близких людей на День рождения. Так часто складывалась судьба советских актрис, о которых мечтали мужчины и которым подражали женщины.
Казалось бы, им было доступно всё: слава, влиятельные покровители, деньги, связи. Но многие из них прожили жизнь без семьи, без детей, без любимого человека рядом. Почему так вышло?
Давайте вспомним 10 выдающихся актрис, которые остались одинокими — по собственной воле или по воле судьбы.
1. Фаина Раневская (1896–1984)
Если кто и мог превратить одиночество в стиль жизни, так это она. Умнейшая, язвительная, невероятно наблюдательная — Фаина Георгиевна никого не играла, она просто была такой. Её роли в «Подкидыше», «Золушке» или «Весне» — уже не кино, а часть культурного кода любого советского человека.
На вопросы о браке Раневская отвечала скупо, ёмко и чаще всего с сарказмом:
— Фаина Георгиевна, почему вы не замужем?
— За кого выходить замуж? Идеальные мужья бывают только у вдов. И то в прошедшем времени.
За внешней грубостью пряталась тонкая и, возможно, очень ранимая и одинокая женщина. К концу жизни близких у неё уже не было — только собаки и книги. Однажды она сказала:
Одиночество — это когда дома есть телефон, а звонит только будильник
2. Любовь Орлова (1902–1975)
Грация, улыбка, завораживающий голос. Орлова — настоящая кинодива 30–50-х годов. «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга-Волга» — её знали по всей стране. Она была замужем за режиссёром Григорием Александровым, но детей у пары так и не появилось.
Злые языки шептали, что якобы актриса берегла фигуру и молодость ради сцены. Но, возможно, просто боялась потерять себя. Семья была у неё, но больше как творческий союз с мужем, а не как дом-полная чаша с детским смехом.
До конца жизни Орлова выглядела безупречно и держалась с достоинством, как и положено настоящей звезде.
3. Татьяна Лиознова (1924–2011)
Она не снималась — она снимала. Режиссёр, о котором говорили: «жесткая, требовательная, но справедливая». Именно она подарила стране бессмертную классику «Семнадцать мгновений весны».
О личной жизни Лиозновой почти ничего не известно. Она ни разу не была замужем, не имела детей. Но воспитывала приёмную дочь, которую любила, как родную. Говорили, что для неё существовало только одно настоящее чувство — любовь к кино. Одиночество её не угнетало, она шла по жизни, как по съёмочной площадке: уверенно и по сценарию, который писала сама.
4. Тамара Носова (1927–2007)
Зрители полюбили её за широкую улыбку и задорный смех в таких комедиях, как «Здравствуйте, я ваша тётя!» и «Карнавальная ночь».
А вот в жизни у Носовой было не так много поводов для беззаботного веселья. Она дважды выходила замуж, но ни один брак не стал тихой гаванью. Детей у неё не было. К старости актриса почти исчезла с экранов, жила скромно и часто одна. Коллеги вспоминали её с теплотой, но в гости заходили редко. Своё одиночество она никак не комментировала.
5. Элина Быстрицкая (1928–2019)
Кто не помнит её Аксинью из «Тихого Дона»? Она была настоящей — гордой, статной, красивой.
В жизни Быстрицкая тоже была независимой женщиной. Один брак, развод, никаких детей. Сцену она не оставляла почти до конца жизни. Говорила, что семья и сцена несовместимы — в её случае выбор был очевиден. Последние годы провела спокойно, окружённая книгами и воспоминаниями о спектаклях.
6. Надежда Румянцева (1930–2008)
«Девчата» стали её визитной карточкой, как и образ наивной и бойкой героини с огромными глазами.
В жизни Румянцева была более сдержанной. Дважды была замужем. Её вторым мужем был советский дипломат, с которым она прожила до самой смерти, но детей у них не было. После ухода из кино актриса много работала в озвучке, а затем исчезла из публичного поля: не давала интервью, не появлялась на мероприятиях.
7. Татьяна Доронина (род. 1933)
Сложно представить женщину, более подходящую под образ «русской актрисы» — драматичной, светлой, немножко несчастной.
У Дорониной было 5 браков, громких и сложных, но полноценной семьи она не построила ни с одним мужем. После разводов актриса замкнулась в себе и отдала всю себя театру. Став художественным руководителем МХАТа им. М. Горького в конце 80-х, она практически перестала выходить на публику.
8. Марина Фигнер (1935–1991)
Не самая громкая фамилия, но её знали и любили в театральной среде. Фигнер много работала в дубляже. Она умела быть разной — строгой, нежной, сильной.
Была дважды замужем, и оба раза оказались безуспешными. Детей не родила. К старости заболела, жила уединённо. Умерла почти незаметно — так, как и жила в последние годы. Но те, кто её знал, говорят, что внутри она всегда оставалась актрисой.
9. Анастасия Вертинская (род. 1944)
Актриса с необычной внешностью и удивительными глазами, дочь великого Александра Вертинского. Она блистала в таких кинохитах, как «Алые паруса», «Война и мир», «Безымянная звезда».
Была замужем дважды за очень известными мужчинами: её первым мужем был Никита Михалков, вторым - Александр Градский. Оба брака закончились разводами.
Анастасия в одиночку воспитала сына Михалкова, однако больше замуж не выходила. Она полностью посвятила себя актерской профессии, а в интервью говорила, что одиночество — её осознанный выбор.
10. Наталья Сайко (род. 1948)
Она никогда не стремилась быть звездой. Но запомнилась зрителям по сильным ролям - «Старшина», «Голос», «Как закалялась сталь».
О личной жизни актрисы известно немного. Была дважды замужем, но детей у неё не было. Сейчас актриса живёт в Москве, участвует в творческих встречах и помогает молодым артистам.
Все они были разными: одни упрямыми и гордыми, другие ранимыми и молчаливыми. Но у всех была одна общая черта — настоящая преданность своему делу. Быть может, большая семья и дети для них и правда не были главной ценностью. А может, они просто не встретили тех, с кем бы захотели эту большую семью.
Больше статей об актерах и актрисах: