Здравствуйте, уважаемые читатели. Данная подборка представляет собой обзор фантастики, связанной с космосом, космическими путешествиями, другими планетами. Ее отличительная черта – нетривиальные вопросы и допущения, затрагиваемые авторами представленных книг. При этом, острый сюжет также имеет место быть. Иными словами, говорить будем про космическую фантастику с элементами строгой НФ и мягкой гуманитарной НФ. Поехали.
Ник Ричмонд «Я слышу» (2024)
Обычно, начиная обзор той или иной литературной фантастики, стараюсь дать краткую аннотацию книги, или сделать завязку, основанную на фабуле произведения. И уже отталкиваясь от описания, рассказываю о фантастическом мире книги, героях, выделяю те, или иные понравившиеся моменты, упоминаю о том, что не зашло. То бишь, сначала идет материальная часть, затем - рефлексия. В случае романа Ника Ричмонда «Я слышу», такой алгоритм не очень подходит. По прочтении так и тянет порассуждать на темы глубокого и вечного. Например, о разуме.
Устами одного из персонажей романа «Солярис» (Снаута), великий Станислав Лем пишет, что мы не хотим покорить космос, а желаем лишь перенести туда Землю. И это действительно так. Те же собраться по разуму, в подавляющем большинстве фантастических произведений похожи на нас в плане логики, мышления, мотивации и т.п. Иными словами, это такие же люди, просто иначе сложенные. Читателям сложно воспринять новые концепции, и в самом неимоверном будущем они хотят увидеть знакомые образы. Сам пан Лем пытался расширить рамки НФ в представлении иного разума в том же «Солярисе». С тех пор написано немало фантастики, с самыми разными представлениями об инопланетянах. По понятным причинам, превалируют в ней разумные собратья, похожие в плане поведения на нас. Автор романа «Я слышу» пошел путем знаменитого польского фантаста.
Что происходит при контакте мыслящего океана «Соляриса» и землян? Попытка понять чуждый разум. Его влияние на людей. Космос не может быть слепым перенесением комфортной действительности в пространстве: вот что пытается донести Станислав Лем до своих читателей. Космос не оставляет людей неизменными и в культовой эпопее советского фантаста Сергея Павлова «Лунная радуга». Космос медленно, но верно трансформирует, перестраивает, перерождает сознание космонавта Адиля - главного героя романа «Я слышу». Но и землянин влияет на проявления космоса. Такое взаимопроникновение, не такое уж частое явление в научной фантастике.
Если речь идет о космической фантастике, то важно не только научно-фантастическое допущение – идея, сама по себе, но и антураж, ощущение космического пространства. В обсуждаемом романе эффект присутствия есть. Понятно, что это мои личные субъективные ощущения. Но явственно ощутил холод астероида, вращающегося вокруг затерянной в космосе экзопланеты, вездесущую пыль, медленно оседающую на поверхность в условиях низкой гравитации, темные речные потоки под звёздным небом неизведанного мира. Где-то похоже на старую добрую кларковскую НФ. Местами на ум приходят кадры из голливудской космической НФ: вроде «Интерстеллара», «Гравитации», «К звёздам». Еще вспомнилась повесть Аластера Рейнольдса «За разломом орла», хоть и обстоятельства персонажей сравнивать нельзя. Но и там, и там, довлеет чувство затерянности и одиночества.
Данный роман – плод воображения автора, чьим родным языком является русский. Это видно по тексту. Но написано так, что вспоминается переводная научная фантастика нулевых и десятых. Псевдоним Ник Ричмонд здесь более, чем уместен.
Инаковость разума и холодность космоса компенсирует в сюжете книги гуманистический посыл, идея долга и сопричастности персонажей к задачам всего человечества. В одном из эпизодов, пилот космической миссии Надир-5 объясняет, что готов многое позволить своему коллеге, потому что главная ценность – это не корабли, миры и т.п., а Человек. Потому что, тот, ради которого пилот готов столкнуться с неимоверными трудностями, сам отдал все время своей жизни людям, человечеству. Маленький эпизод говорит о людях будущего книги больше, чем энные многотомные фантастические утопии.
Отмечу, также, весьма неординарный финал, в духе фармеровского «Гнева рыжего орка». Таким образом, читателя ждет современная космическая фантастика, сочетающая в себе: элементы строгой сай-фай и гуманитарной НФ, толику космической романтики, холода и безбрежности космоса, нескольких ноток того, что сейчас модно именовать «экзистенциальностью».
Остается несколько слов сказать о сюжете. Планета Галена потенциально пригодна для терраформирования и колонизации. Однако, на ее орбите отмечаются астрофизические явления, названные гравитационной аномалией. Для их исследования послана миссия «Адиль – 3», состоящая из одного человека. Призванный изучать физические аномалии, Адиль находит нечто совсем иное…
Евгений Ильичев «Магеллан. Часть 1. Прибытие» (2023)
С фантастикой Евгения Ильичева впервые столкнулся несколько лет назад, когда принимал участие в работе одного из литературно-фантастических конкурсов. Тогда, оценил сочетание НФ-допущения и триллерного накала сюжета в произведении автора. Запомнил и отметил для себя на будущее изучение творчества. Но… фантастики очень много. Как и планов на ее прочтение. В общем, в данной подборке обзор фантастики Ильичева будет органичным и… своевременным. Раз уж у нас здесь бал правит космос, НФ и нечто большее, чем банальные догонялки.
Роман "Магеллан. Часть 1. Прибытие" является первой частью трилогии об эпопее звездолета «Магеллан». По словам автора, в каждой книге цикла он делал упор на разную стилистику и фантастическое направление. С продолжениями пока не знаком (какие мои годы), значит сосредоточимся на представляемом начале трилогии.
Будущее. Человеческое общество, преодолев сложности общественного развития, витки турбулентности и свернув в нужном направлении, в ключевых точках бифуркации, сосредоточилось на научно-техническом прогрессе и освоении космического пространства. Земляне научились преодолевать бездны космоса, путешествуя через гиперпространственные туннели (они же космические червоточины, «кротовые норы», порталы). Это приблизило звезды к людям. Но, все равно, на путешествия в космосе уходят столетия, которые экипаж и колонисты коротают в анабиозе (криосне).
Звездолёт «Магеллан» осуществляет амбициозный проект колонизации экзопланеты у далекой звезды. Однако, на пути к новым мирам, колонисты и экипаж столкнулись с жестким императивом – установкой человечества о приоритете Земли над любыми целями. «Магеллан» получил сигнал бедствия с родной планеты. Движение к новому миру свернуто, корабль возвращается к Земле. Впрочем, на это тоже ушло десятки лет.
По возвращению, экипаж «Магеллана» обнаруживает, что родной мир пережил в прошлом катастрофу. На Земле наступил ледниковый период, а технологическая культура приказала долго жить. Немногочисленное население живет дотехнологическим укладом. На космонавтах «Магеллана» лежит бремя возрождения научно-технической цивилизации. Принимается решение послать на планету разведывательную миссию, в которой участвует главный герой, и по совместительству, главный медик «Магеллана». Звездолётчиков ждут опасные и остросюжетные приключения на родной планете, так изменившейся за несколько веков их отсутствия.
Впрочем, наряду с динамичным действом в постапокалиптическом мире, автор закручивает сюжет в сторону строгой научной фантастики, в которой есть место загадкам других цивилизаций, пространственно-временным парадоксам, глобальным идеям развития цивилизации и т.п. Присутствует и сюжетная линия триллерного плана, с неожиданными ходами и разоблачениями.
По мне, так автору удалость соблюсти букву и дух старой доброй научной фантастики, соединив ее с постапом. Поэтому, хоть добрая половина действа и происходит в заснеженных локациях постапокалиптической Земли, все же, идея книги более глобальна, выходит за рамки постапа. Читая книгу, ты вроде и с героями на планете, в то же время, как будто находишься на орбите, на борту звездолета «Магеллан». Если можно так выразиться, послевкусие более научно-фантастическое, чем приключенческое в жанре «постап».
Константин Мзареулов «Скупые звезды» (2009)
В последнее время, публикую больше обзоров современной фантастики, перемежая их подборками классической и современной переводной фантастики, советской НФ. Однако, в мои читательские интересы входит и русская фантастика нулевых и десятых. На мой взгляд, она крайне недооценена сегодня, не получает должного количества внимания. Более предметный разговор о фантастике нулевых оставлю для специального обзора. В рамках данной статьи, расскажу о творчестве Константина Мзареулова, как раз писавшего в те годы. Вернее, о его романе «Скупые звезды».
Ранее с фантастикой К. Мзареулова не сталкивался. Опять же, фантастика необъятна и многогранна. Не хочется ограничивать себя жанровыми рамками и временными отрезками. Потому приходится рассказывать вам о всем понемногу, урывками. Многое пропуская. Это к тому, что на книги Мзареулова нужно бы обратить более пристальное внимание.
Космическое будущее человечества романа «Скупые звезды» нельзя назвать неудачным. Люди освоили несколько десятков планет. Развиты технологии передвижений в космосе. Развивается наука, богатеет население колоний, осуществлены контакты с собратьями по разуму. Многие из них попали под опеку человечества. Это - Младшие расы. Но есть и обратная сторона звездного будущего: Высшие. Как Старшие расы (земляне и некоторые другие разумные галактики) на порядок превосходят Младших, осуществляя опеку над ними, так Высшие определяют развитие Большого Квартета Старших рас, устанавливая ряд жестких запретов и табу. Такая ступенчатая структура развития разума в галактике стабильна и неизменна. Земляне и другие Старшие не могут с этим ничего поделать.
Главный герой книги Давид Корунд, в юном возрасте поучаствовал в событиях на планете Кураре. Местные аборигены словно взбесились и накинулись на земных колонистов. Люди быстро дали отпор Младшим, но, как оказалось, здесь замешены Высшие. Землянам пришлось эвакуировать свою колонию, уступая диктату более развитой цивилизации. Корунд вырос, завел семью, а его юное негодование действиями Высших собратьев по разуму трансформировалось в зрелое, логичное неприятие сложившегося в галактике порядка. Ну а на ловца и зверь бежит. Загадки галактики, тайны Высших и прочие такие штуки, наряду с динамичными приключениями, ему обеспечены.
Первое, что хотелось бы сказать по поводу данной книги, это несомненный литературный талант писателя. Читается легко, но в то же время нет ощущения простоты текста. В формате динамичной космической оперы, автору удается что-то добавить к характерам персонажей. У Корунда несчастливый брак. Не находит он удовлетворения в работе. В то же время, ультимативное навязывание своих решений Высшими, уравновешивается «прогрессорской» деятельностью землян. Так, к примеру, мать Корунда рассказывает о том, что Высшие запретили перспективные исследования в области генетики и биологии. Но через несколько страниц, сам Корунд объясняет уроженцам мира Теоле, что рано им еще иметь технические игрушки. Нужно подтянуть образование, отменить всякие племенные пережитки и т.п.
Охарактеризовал бы роман К. Мзареулова, как космическую оперу, с элементами гуманитарной НФ. Сюжет книги органично сочетает приключенческую космооперную часть, допущения этапов эволюции разума в галактике, вопросы для публики «на подумать» и достаточно живые, оригинальные (для фантастики, конечно) персонажи.
На сегодня все. Буду продолжать рассказывать о любопытной фантастике разных жанров и направлений.
Для справки: ссылки на все новые обзоры канала размещаются также в ОК-группе Интересной фантастики https://ok.ru/group/70000000139527