Учеников много. Контакты разные, есть и такие, что только с детьми напрямую, даже не знаю, как выглядит родитель. Вот, Гуля самый яркий пример, но, чем дальше в лес, с каждым годом все больше требуется помощь для «обуздания» ученика и больше вовлеченных в процесс родителей встречаю.
Понять можно: репетиторское обучение стоит теперь немало. Если не интересоваться вообще, а просто безотказно платить, может возникнуть такая ситуация, что полгода или даже год (!) потрачены совершенно впустую и финансы буквально выброшены в никуда: и репетиторы попадаются «некачественные», и ученики «непробиваемые», да и общая несовместимость может иметь место. Не в пример прошлому учебному году в этом более половины родителей активно интересовалось процессом. И это очень хорошо!
Со своей стороны - не буду скрывать - и я больше чем обычно обращалась к родителям с просьбой повлиять на сына/дочь по неиспользованию гаджетов на уроках, опозданию выхода в эфир и вообще с выводами о причинах неуспеваемости.
К сожалению, тенденция по «выпадению в онлайн» продолжается, даже я, противник оного, даже по моему родному району, где и ходить особо не надо, все рядом, — так даже и я все больше занимаюсь удаленно. Не спорю, мне удобнее проводить череду занятий, не отрываясь от домашнего комфорта, имея возможность выполнять какие-то домашние дела в перерывах, не говоря уж о постоянном доступе к чаю/кофе, воде, туалету (а все это немаловажно!). Удобно и родителям, которым не надо организовывать определенное место под учебный процесс, не надо самому вылезать из халата, соблюдать чистоту или повальную тишину, и такое положение вещей, как здесь, не имеет никаких шансов на возникновение. Но зато качество обучения страдает, да. И в основном за счет снижения контроля.
Как правило, ученики не включают видео, и я слышу лишь их голос и вижу только перемещение курсора по виртуальной доске. Собственно, мне этого достаточно. Жалуюсь же я родителям в том случае, если ученик впадает в длительные необъяснимые паузы и реагирует не менее чем на трехкратные призывы «вернуться на урок», а то и вовсе не реагирует. Кстати, обычно в этом виноват не интернет. Это ученик занят там, по другую сторону экрана, своими делами, от которых не имеет сил оторваться. Чаще это игра. Но попадалась и книга, и бесконечное общение с друзьями, и фильмы, и тикток. Все это выявляется рано или поздно, не родился пока такой изворотливый школьник, которого не удалось «прищучить» с поличным. Причем я специально этим не занимаюсь: по моим «тревожным звоночкам» родитель сам ловит «на прогулах» и уже принимает решение по исправлению своего чада. Иногда мы расстаемся, так как нет возможности улучшить качество присутствия на занятиях. А иногда (в этом году было аж два случая) мама ребенка просит меня «все равно заниматься», невзирая на результаты, и вот как раз это для меня тайна тайн - зачем??
Хотя, конечно, есть свои предположения. Например, это может быть очередной «странный» ученик. Их стало больше, значительно больше по сравнению с прошлыми годами! Каждый третий - странный: либо он молчит и общается со мной только «языком жестов» (то есть пишет на виртуальной доске) и при этом совсем как-то не расположен дать мне понять, что тема «не зашла», я должна сама догадываться об этом (я же ясновидящая); либо он говорит, но что-то абсолютно не связанное с уроком, причем такое, как бы это помягче, бессодержательное, на уровне фона, но бывает жутковато. Либо возникает еще какой-либо диссонанс, ощущаемый мною больше подсознательно, но при обращении с вопросом к родителю выясняется… знаете что? Да! Ментальные нарушения вплоть до РАС различных степеней. И почему-то родители перестали меня предупреждать об этом. (Ну уж меня можно было бы!)
И я точно знаю, что и школа также не предупреждена, и эти ребята проходят обычные экзамены, а не ГВЭ, что не всегда оправдано, но, опять же, понять можно (здесь писала об этом).
Раньше меня, напротив, в первую очередь и очень подробно посвящали в подобные проблемы, и это, знаете ли, скорее помогало повысить восприимчивость ученика или выработать с ним хороший рабочий контакт. Инклюзия тем более дала таким детям возможность почти что сливаться с общей массой и не бояться выглядеть белой вороной (что я лично очень высоко оцениваю, так как имею опыт инвалидного детства).
Но вот же, неожиданно сей факт стали скрывать. И почему?
Возможно, ныне родители боятся обязательности рекомендаций ПМПК, «нездорового пятна» на репутации ребенка, боятся сузить ему «взлетную полосу»…
Вообще товарищ родитель стал какой-то более тревожный. Опасается до паники что-то запретить или приказать ребенку, даже если очень нужно для блага же отпрыска. Мне говорится: «я спрошу Женю, как она скажет…» или «боюсь давить, а то может вообще отказаться идти на экзамен». Могли бы мы с нашей советской учебой хоть помыслить не пойти на экзамен? Поистине, современным школьникам позволено слишком много, на мой взгляд.
И если они не хотят учиться - они не будут, приставь к ним хоть раззолотого репетитора. Традиционно не все родители понимают это, но опять же с годами понимание все же ширится. Претензий, что ребенка «не увлекли и не заинтересовали», я уже давно не слышу, правда, я использую метод честного предупреждения. Позанимавшись месяц-два, обязательно сообщаю родителям о перспективах, особенно - об их отсутствии, коли таковое имеет место быть. Если искренне и заинтересованно относиться к своей работе, переживать за результат, повышать свои компетенции - люди это чувствуют, прислушиваются к советам.
Однако бывают случаи совершенно бесперспективные, и, к сожалению, процент их с годами вырос: именно те случаи, когда ребенок заниматься не хочет, а родитель сам находится едва ли не на таком же уровне грамотности и счета.
С этой точки зрения - как мне кажется - процент неграмотных взрослых вырос, да-да. Наблюдать это, конечно, печально, но еще печальнее то, что их дети уже не считают безграмотность отрицательным качеством. С подачи родителей это сейчас может именоваться как «личные особенности, «это не главное в жизни» или «ну что сделаешь, дискалькулия/дисграфия» у него»…
Иногда мне кажется, да, ребенок глубоко болен, я не могу ему помочь, нужны врачи и спец программа. А иногда - что никакая это не дискалькулия, а лень обыкновенная, прикрываемая родителем видимостью болезни (потому что так, очевидно, менее обидно, чем просто соглашаться, что чадо»от рук отбилось»).
Что еще…
Такое вот наблюдение: увеличилась стадность. Особенно заметно на мамочках дошколят и начальной школы: стоит одной «сводить» дите на какую-то там раннюю активность, все тут же собираются и бегут туда. Иногда бездумно вредят, писала здесь и здесь.
То одно модно и супер, понимаете ли, важно для развития, то другое. Не кажется ли, что детей слишком уж бессистемно напрягают, а потом смотришь - в 8-9 классе они уже ничего не хотят. Экзамены сдают через пень-колоду, еле дотягивая до минимума, используют только знакомые алгоритмы без малейших попыток создать свой.
А потом мы получаем, вот как сейчас, «вой на болотах» по поводу «слишком сложных» заданий в ЕГЭ (по математике), хотя, видит бог, там просто требовалось немного пошевелить математической мыслью. «Поразительное» падение баллов: при ожидании в 70-80 баллов многие написали на 40-50. И даже подписи на петицию собирают, нонсенс! Но то, что ожидание было сильно завышено, — об этом, нет, не думают.
Хотя я не буду говорить, что инициативы Минпроса и или Рособрнадзора в этом году были адекватны. Нет! В этом - особенно неадекватны. И, очевидно, это вообще тенденция - к неадекватности - с обеих сторон.
У меня отличники - девятиклассники сдали на четверки наравне с махровыми троечниками, которые тоже сдали на четверки (сливы, конечно, тоже «помогли»). Родители за редким исключением «довольны».
Есть, конечно, небольшой процент честолюбивых ребят, у них - выстраданные пятерки. Решали вторые части, умнички мои.
Но в массе…
Кстати, не могу не указать на очень (очень!) негативный побочный эффект от разрешения сдавать только два экзамена по ОГЭ тем, кто выбрал дальнейшее обучение в ССУЗАХ (наблюдение по Москве). Именно им и были отданы бюджетные места, а для регионов и иных абитуриентов в полтора-два раза взвинтили цены.
Как пишут одни несчастные родители: «Наши проблемы по подготовке дочери к очным вступительным испытаниям (колледж творческий) меркнут на фоне мыслей, что, похоже, такое образование для нас становится недоступным в связи с нынешним ценообразованием…»
Вот такие пироги.