Найти в Дзене

От классики до TikTok: как изменилась музыкальная культура с 19 века

Возьмем в пример XIX век. Музыка в это время занимала особое место в жизни общества. Домашнее музицирование было неотъемлемой частью быта аристократии. В домах можно было встретить разнообразные музыкальные инструменты: скрипки, арфы, фортепиано и, конечно же, гитары. Социальный фактор играл важную роль. В дворянских кругах считалось хорошим тоном уметь играть на музыкальном инструменте. Музыкальные вечера были популярным способом проведения досуга, где собирались любители музыки, чтобы исполнять произведения и петь под аккомпанемент. Появлялись музыкальные общества, такие как Императорское Русское музыкальное общество (ИРМО), основанное в Санкт-Петербурге, Москве Воронеже, Пскове и других городах Российской империи, которое сыграло важную роль в организации музыкальной жизни, распространении музыкального образования и популяризации русской музыки. При РМО (Русских музыкальных обществах) активно формировались начальные музыкальные школы и консерватории, которые готовили профессиональн
Оглавление

Музыкальное просвещение XIX века

Возьмем в пример XIX век. Музыка в это время занимала особое место в жизни общества. Домашнее музицирование было неотъемлемой частью быта аристократии. В домах можно было встретить разнообразные музыкальные инструменты: скрипки, арфы, фортепиано и, конечно же, гитары.

Причины активного музыкального развития

Социальный фактор играл важную роль. В дворянских кругах считалось хорошим тоном уметь играть на музыкальном инструменте. Музыкальные вечера были популярным способом проведения досуга, где собирались любители музыки, чтобы исполнять произведения и петь под аккомпанемент.

Появлялись музыкальные общества, такие как Императорское Русское музыкальное общество (ИРМО), основанное в Санкт-Петербурге, Москве Воронеже, Пскове и других городах Российской империи, которое сыграло важную роль в организации музыкальной жизни, распространении музыкального образования и популяризации русской музыки.

Первое появление эмблемы после получения статуса Императорского общества (1873 год). Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/
Первое появление эмблемы после получения статуса Императорского общества (1873 год). Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/

При РМО (Русских музыкальных обществах) активно формировались начальные музыкальные школы и консерватории, которые готовили профессиональных музыкантов.

Современное положение дел

Сегодня ситуация с музицированием кардинально изменилась. Гаджеты, которые были созданы для облегчения жизни людей, сыграли с ними злую шутку и захватили их внимание. Социальные сети, видеоигры, стримы и бесконечное листание новостей отнимают время и энергию которое раньше уделялось музыке. Уже не обязательно ходить на концерты, можно послушать музыку благодаря паре нажатий на экран. Создавать музыку теперь может Искусственный Интеллект, композиторы становятся менее востребованными. И вообще, музыкальное содержание стало примитивное для которого вполне достаточно пары семплов в Logic Pro. Вдумайтесь в смысл текста большинства современных песен, если он (смысл) там вообще есть.

Как вернуть интерес к музыке?

На мой взгляд, такого интереса как был в XIX веке уже не вернуть, ведь все мы стремимся к облегчению задачи, а музыка требует огромных ресурсов человеческого мозга. Проще говоря, зачем трудиться, если можно не трудиться? Люди ведь слушают современные композиции, зачем создавать оперы, симфонии если их слушать будет маленькая группа людей.

Вы можете задаться вопросом: "Всё, теперь академическая музыка умрёт, и не будет балетов, опер, симфоний и др.?"

Нет, скажу я вам!

1. Если родители поставят себе цель, развить у ребенка музыкальный вкус, водить его на концерты академической музыки, сформируют традицию совместного прослушивания музыкальных произведений, то есть шанс.

2. Хорошо бы внедрять в образовательные программы слушание музыки, которое будут вести квалифицированные педагоги, которые не будет просить переписать песню в тетрадь на уроках музыки, а будут объяснять ребятам ценность академических произведений.

3. Гаджеты можно использовать для изучения музыкальной грамоты. Есть масса приложений, которые созданы помочь в освоении музыкальной теории.

А вы знали что?

  1. М. Ю. Лермонтов играл на фортепиано, скрипке, флейте и семиструнной гитаре.
  2. А. Эйнштейн начал играл на скрипке в 6 лет и она оставалась его любимым инструментов до конца жизни.
  3. А. Конан Дойл, тот самый, кто написал "Шерлока Холмса", тоже играл на скрипке.
  4. А. С. Грибоедов, который написал "Горе от ума", играл на фортепиано, арфе и флейте. На фортепиано он даже сочинил несколько пьес.
  5. Джон Р. Р. Толкин, автор "Властелина колец", в своем письме в декабре 1953 года пишет: "Тот, кто умеет играть на струнном инструменте, кажется мне волшебником, достойным глубокого уважения. Я люблю музыку, но у меня нет к ней способностей; и усилия, потраченные на то, чтобы научить меня играть на скрипке в юности, оставили у меня лишь чувство благоговения перед скрипачами."
  6. Л. Толстой играл на фортепиано. Более того, он устраивал домашние концерты, приобщая к музыке своих родных и друзей.

Заключение

Несмотря на вызовы современности, музыка остаётся важнейшей частью нашей культуры. Только найдя баланс между технологическим прогрессом и традиционными формами музыкального искусства мы сможем сохранить и приумножить богатство музыкальной культуры, которое создавали люди веками.