Сеть кипит возмущёнными откликами почитателей Аркадия и Бориса Стругацких в ответ на сообщение о готовящихся съёмках сериала по мотивам повести "Трудно быть богом ". В числе помянутых в релизе участников С. Безруков, Ф. Бондарчук, и далее совсем уж не называемые в приличном обществе имена. Фильм решили снимать в пустынях Ирана щ(?!), среди персонажей есть вообще отсутствующие у авторов, типа дон Куб. Один из блогеров даже выразил ностальгирующее сожаление по мерзкому карлику, отыгравшего барона Пампа Дон Бау в не менее отвратном западногерманском фильме по мотивам ТББ. Обсуждать постсоветское фантастическое кино новейшего времени мне совсем неинтересно, а вот повод для того, чтобы вспомнить, как изображали ТББ во время оно вполне подходящий.
Повести "Трудно быть богом" не везло на визуальное воплощение, хоть на графическое, хоть на режиссёрское киношное видение. Оформление первого издания, вышедшего в "Молодой гвардии" в 1964 году, досталось художнику Огурцову. Игорь Огурцов отметился в оформлении нескольких фантастических книг в шестидесятых, в том числе Емцева и Панова, Студитского,
трёхтомного сборника "Фантастика-66", знаменитого издания Карсака 1972 года и сборника "Научная фантастика" издательства "Знание" за 1980 год. Иллюстраций в этом издании как таковых не было. На обложке значилось только название "Далёкая радуга" и никакого графического намёка на присутствующую в сборнике ТББ. Зато на авантитульной заставке художник оторвался отыгрался. Два мужика опираются на "геральдический" турнирный щит с правым вырезом под копьё. Щит пересечён перевязью с правого верхнего угла, прямо на ней, по видимому, умбон. В верхнем поле три креста, художник посчитал, что Святой Орден в романе имеет отношение к христианству. В нижнем поле два топора, коими в книге вооружались серые роты, состоящие, как мы помним из мясников и лавочников. В целом, наверное, сия эмблематика должна была символизировать средневековый дух места действия повести.
Слева за щитом стоит, судя по алкогольному носу и мохнатому берету, подкручивая ус барон Пампа дон Бау. Знаменитый двуручный меч выглядывает кончиком ножен из-за сапога барона. Второй "щитодержатель" в комбинезоне сс стрелками на штанинах, двумя руками вцепившийся в щит изображает Антона.
На заставке к повести изображён серый штурмовик с топором в руках на фоне башенки средневекого замка, а где-то в небесной дали над ним кружит вертолёт.
Следующее издание, в 7-м томе
Библиотеки современной фантастики 1966 года, обошлось вообще без иллюстраций. Затем последовал длительный перерыв и только спустя пятнадцать лет, в 1980/81 году бакинское издательство "Азернешр" осмелилось срубить немного прибыли и двумя тиражами, в совокупности менее ста тысяч, выпустило сборник с заглавной повестью. Иллюстраций и здесь практически нет, зато на обложке красуется благородный дон в штанах с бубенчиками, опирающийся на двуручный... топор на фоне соплемённой замковой башенки и гордо реющего вертолёта. То ли отсылка к первому изданию, то ли художник А. Дадашев творчески развил опыт предшественника.
Издание 1984 года от "Советского писателя" вышло в оформлении художника П.Я. Караченцова. Под рукой сейчас его нет, как появится возможность проверим на наличие иллюстраций.
1989/90е годы ознаменованы выходом первых собраний сочинений АБС, двухтомника, о котором речь пойдёт чуть позже и, идентичного по содержанию, трёхтомника, издательства "Московский рабочий". На обложке второго тома мы видим рисунок художника А.А. Данилина, на котором среди языков пламени изображены какие-то люди, возможно боевые монахи Святого Ордена, в островерхих капюшонах, наподобие куклуксклановских, а также птицы (вороны, стервятники?) мурмурирующие над деревом с обрубленными ветвями.
В сборник"Произдата" 1990 года вышедшем в мягкой обложке мы наконец видим портрет Руматы Эсторского с голубым третьим глазом объективом во лбу работы художника В. Харламова. Румата здесь блондин.
Самое первое собрание избранных сочинений АБС в 2-х томах выпустило издательство "Московский рабочий" в 1989 году. Первый тираж вышел в черном с золотом ледерине, на белом плотном офсете. Затем последовали допечатки в красном, синем, сером, белом и блекло- бронзовом переплётах на бумаге более низкого качества. Иллюстрировал двухтомник художник Игорь Блиох. Манера письма его, на мой взгляд, более чем странная, с примерами можно ознакомиться в журналах "Знания-сила" конца 60-70х, из относительно положительного припомню оформление нескольких томов "Зарубежного детектива" да книжное издание "Экспедиции в преисподнюю". В двухтомнике, который сам по себе очень неплох, иллюстрации на основе фото смотрятся чуждо и совсем не соответствуют духу произведений, опять таки по моему сугубо личному мнению.
В 1991 году ВТО "Киноцентр" выпускает сборник экранизированных произведений АБС. Оформил его в стилистике гравюры художник В. Борисов, известный к тому времени работой над двумя книгами в серии БПиНФ, "Третий глаз Шивы" Еремея Парнова и "Большая лагуна" Сергея Жемайтиса.
Дон Румата с ракетой на заднем плане и мечом a la ведьмак за левым плечом и верёвочной петлёй за правым (?), сурово смотрит телеобъективом куда-то вдаль, не обращая внимания на трёх типовкуклусклановцев в островерхих капюшонах. Крест здесь также присутствует, поскольку художник от земных ассоциаций отрешиться никак не может. В следующем "кадре" темница, с соответствующими аксессуарами - решёткой и кандалами, в которой палач в форменном орденском капюшоне с мечом, сжимаемым обеими руками готовится сделать что-то нехорошее с коленопреклонённым узником.
Завершит наш обзор комикс 1990 года, который так и называется "Трудно быть богом". Авторство в издании по непонятной причине не указано, но в ряде источников называется Дмитрий Спивак. Вот что рассказывает об истории этой публикации непосредственный участник событий блогер Михаил Холодковский:
Изд-во "Русский язык" заказало комикс Диме Спиваку, он сделал, но они не сошлись в цене. Тогда Дима изменил название на "Миссия", убрал из текста все имена и названия, относящиеся к Стругацким, так что получилась как бы история о путешественнике во времени, и быстренько тиснул его в независимом изд-ве, кои тогда плодились аки грибы после дождя... (В "Русском языке" комикс издали с другим художником, не указав фамилию в выходных данных)
Герои Стругацких показаны в комиксе несколько своеобразно, но достаточно занятно. И рефлексирующими интеллигентами они никак не выглядят.
Подводя итог, можно отметить, что художники, иллюстрирующие повесть "Трудно быть богом", персонифицировать образ Антона - Руматы Эсторского особо не стремились, вплоть до начала девяностых избегая конкретики в изображении действующих лиц. Остаётся только сожалеть, что повесть в своё время не попала в работу Юрию Макарову, создавшему запоминающуюся галерею образов героев Стругацких в "Возвращении", "Стажёрах", "Обитаемом острове".