Найти в Дзене
Погнали Дальше✌

Архитектурные стили Москвы. #5. Ампир... или как "послепожарная" Москва 1812 года отстраивалась стилем своего врага.

Москва - это самая настоящая драгоценная шкатулка с архитектурными шедеврами - "жемчужинами", которая славится своей богатой историей и уникальной архитектурой, отражающей различные стили, времена и эпохи.
Я её такой вижу, я её такую люблю!💖
Сегодня снова про архитектурные стили столицы. В прошлой статье мы рассмотрели Классицизм, в истории развития которого можно выделить: 1. Ранний период (1770 – 1780) - Екатерининский ранний Классицизм
2. Строгий период (1780 – 1810) - Екатерининский строгий Классицизм
3. Поздний период (1810 – 1840) - Ампир (Александровский Классицизм). Первые 2 этапа - ранний и строгий были наиболее популярны в период "Золотого века" при правлении Екатерины 2. Часто их так и называют "Екатерининский ранний" и "Екатерининский строгий" Классицизм, и именно их мы рассматривали ранее. Но) Всё течёт - всё меняется.
В 1801 году на престол взошёл Александр 1 (1777–1825), сын Павла 1, внук Екатерины 2. Важнейшим событием в истории России в период царствования Алекса
Оглавление

Москва - это самая настоящая драгоценная шкатулка с архитектурными шедеврами - "жемчужинами", которая славится своей богатой историей и уникальной архитектурой, отражающей различные стили, времена и эпохи.
Я её такой вижу, я её такую люблю!💖
Сегодня снова про
архитектурные стили столицы.

Большой Театр. Архитектурный стиль - Классицизм, Ампир.
Большой Театр. Архитектурный стиль - Классицизм, Ампир.

В прошлой статье мы рассмотрели Классицизм, в истории развития которого можно выделить:

3 этапа Классицизма:

1. Ранний период (1770 – 1780) - Екатерининский ранний Классицизм
2. Строгий период (1780 – 1810) - Екатерининский строгий Классицизм
3. Поздний период (1810 – 1840) - Ампир (Александровский Классицизм).

Первые 2 этапа - ранний и строгий были наиболее популярны в период "Золотого века" при правлении Екатерины 2. Часто их так и называют "Екатерининский ранний" и "Екатерининский строгий" Классицизм, и именно их мы рассматривали ранее.

Немного истории.

Но) Всё течёт - всё меняется.
В 1801 году на престол взошёл Александр 1 (1777–1825), сын Павла 1, внук Екатерины 2.

Александр 1. Изображение из открытых тсточников.
Александр 1. Изображение из открытых тсточников.

Важнейшим событием в истории России в период царствования Александра 1 была война с Наполеоном в 1812 году. И надо сказать, что эта КАМПАНИЯ 1812 года - это огромное БЕЛОЕ пятно в истории государства нашего Российского. И, таких "пятен", надо заметить, вообще в истории много...

Но, вернёмся к архитектуре, которая очень хорошо "отражает" историю) И здесь можно разделить архитектуру Москвы на "до" и "после" 1812 года. После пожара 1812 года, в Москву, пришёл Ампир - последний, поздний период Классицизма, который также часто именуют как Александровский Классицизм.

Ампир в мире. "Еmpire" — «Империя». Перерождение Классицизма.

Изначально, стиль Ампир, как финальный, поздний период развития Классицизма, возник в первой трети 19 века во Франции. В период правления Наполеона произошло перерождение Классицизма в официальный императорский стиль, который так и назвали: "Еmpire" — «Империя».
Он стал отражением амбициозных планов Наполеона по завоеванию мира и привнёс в архитектуру новые элементы, прославляющие величие державы.

Малый дворец в Париже. Архитектурный стиль - Ампир. Изображение из открытых источников.
Малый дворец в Париже. Архитектурный стиль - Ампир. Изображение из открытых источников.

Отличительная особенность Ампира в архитектуре —

Всё то, что и было характерно для "классического" классицизма - чёткая симметрия, колонны, парадность + добавились имперские амбиции:
- монументальность
- военные атрибуты - доспехи, лавровые венки, орлы
- античными скульптуры: грифоны, сфинксы, львы
- львиные маски над окнами

Ампир в России.

Ампир в России сформировался в 1812 году и просуществовал до 1830-х—1840-х гг. При этом в рамках стиля произошло деление на московскую и петербургскую ветки: как по территориальному признаку, так и по внешнему виду зданий. Про архитектуру Санкт-Петербурга мы ещё поговорим))) Отдельно.

Сегодня о Москве.

Ампир в Москве.

Во время пожара 1812 года Москва, конечно, сгорела, но, не полностью: часть зданий уцелела, многие постройки сохранились в виде «коробок». Но старый город, где доминировали образцы французского раннего и строгого Классицизма исчез. Город Баженова и Казакова исчез.

Москва, спалённая пожаром - французу отдана была... Изображение из открытых источников.
Москва, спалённая пожаром - французу отдана была... Изображение из открытых источников.

Осип Бове - главный архитектор масштабного переустройства Москвы, после пожара 1812 г.

Осип Иванович Бове (1784 – 1834) - настоящее имя Джузеппе Бова, итальянец по происхождению. ФИО он переделает позже. На заре своей архитектурной карьеры был учеником Карла Росси (именно он "создал", вернее откопал современный, античный образ Санкт-Петербурга). Личность не менее загадочная, чем и вся эта "кампания с войной 1812 года"

Джузеппе Бова (Осип Иванович Бове) - главный архитектор масштабного переустройства Москвы, после пожара 1812 г. Изображение из открытых источников.
Джузеппе Бова (Осип Иванович Бове) - главный архитектор масштабного переустройства Москвы, после пожара 1812 г. Изображение из открытых источников.

В 1813 году Александр 1 учредил "Комиссию по строению Москвы" под руководством архитектора Осипа Бове. Комиссия, обладавшая колоссальными ресурсами казны начала масштабное переустройство Москвы.

"Французу отдана была..."

Из 9 000 домов, от, якобы, рук Наполеона, было сожжено около 7 000. Москва подлежала почти полному восстановлению. Её поделили на 4 части. Осип Бове, как руководитель, отвечал за "фасадическую часть" - центральную. Ни один дом не строился без его одобрения. И к Бове, как архитектору вопросов нет.

Есть вопрос - почему он начал восстанавливать город в архитектурном стиле нашего недавнего врага Наполеона?!

Вся "послепожарная" Москва 1812 года - это Москва Осипа Бове.

Под его руководством:

  • реку Неглинную в 1817-1819 гг. упрятали в "трубу" - коллектор, и создали Александровский сад,
Александровский сад. Москва. Когда-то здесь протекала река Неглинная, упрятанная в 1817-1819 гг. в коллектор.
Александровский сад. Москва. Когда-то здесь протекала река Неглинная, упрятанная в 1817-1819 гг. в коллектор.
  • "Итальянский Грот" или "Руина" также его идея - стилизованная под античные развалины, с будто бы ушедшими в землю колоннами. Грот окаймляют резные белокаменные детали, которые, по задумке архитектора должны были напоминать о разрушенных московских дворцах.
"Итальянский Грот" ("Руина"). Александровский сад. Москва.
"Итальянский Грот" ("Руина"). Александровский сад. Москва.
  • Театральная площадь и здание Большого театра
Театральная площадь и здание Большого театра. Москва.
Театральная площадь и здание Большого театра. Москва.
  • Триумфальная арка, Первая Градская больница и многое другое...

Но были и другие знаменитые архитекторы, которые внесли заметный вклад в восстановление Москвы после пожара 1812 - Доменико Жилярди (львиные маски над окнами - его идея), Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов и другие.

Также в группу столичного Ампира входят:

Городская усадьба С. С. Гагарина

Дата строительства: 1821 -1829
Архитектор: Д. Жилярди
Адрес:
Поварская ул., 25А, стр. 17

Городская усадьба С. С. Гагарина. Москва. Архитектурный стиль - Ампир. Изображение из открытых источников.
Городская усадьба С. С. Гагарина. Москва. Архитектурный стиль - Ампир. Изображение из открытых источников.

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых (дом-музей А.С.Пушкина)

Дата строительства: 1814 -1816
Архитектор: Д. Жилярди и А.Г. Григорьев
Адрес:
Хрущёвский пер., 2/12, Москва

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых (дом-музей А.С.Пушкина). Москва. Архитектурный стиль - Ампир. Изображение из открытых источников.
Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых (дом-музей А.С.Пушкина). Москва. Архитектурный стиль - Ампир. Изображение из открытых источников.

Усадьба Усачёвых-Найдёновых

Дата строительства: 1829 -1831
Архитектор: Д. Жилярди
Адрес:
ул. Земляной Вал, 53, стр. 1, Москва

Усадьба Усачёвых-Найдёновых. Москва. Архитектурный стиль - Ампир. Изображение из открытых источников.
Усадьба Усачёвых-Найдёновых. Москва. Архитектурный стиль - Ампир. Изображение из открытых источников.

Усадьбы все как под копирку) Очень похожи. И, да! Они мне не нравятся)))

Имеем: Москва спалённая пожаром Наполеона активно восстанавливалась в императорском стиле своего врага?!

Вы серьёзно?! Это вообще КАК такое возможно?!
Парадокс, конечно, странный🤔🤔🤔 и...
... наводящий, снова, на множественные вопросы...
Опять же, все зодчие того времени - иностранцы!
Где же были наши, русские архитекторы?!

Врут нам "официалы"....

Война, конечно, была... но не между Россией и Францией, а между Священной Римской Империей и Тартарией.

В 1812 году существовало 2 разных государства:

1. Священная Римская Империя - новая столица Санкт-Петербург
2.
Тартария (Московия) - столица Москва

И вот Франция объединённая с новой столицей Священной Римской Империей - Санкт-Петербургом, напала на столицу другого государства Тартарию.
Напала на Москву.

Иначе СМЫСЛ Наполеону нападать на Москву??? Если столица России - Санкт-Петербург... Романовы боялись "москалей". Боялись, что их свергнут.

А о принадлежности династии Романовых к Священной Римской империи говорит многое.

  • Один ГЕРБ чего стоит! Герб Священной Римской империи, впоследствии, стал гербом Российской империи.
  • Генералисимусы - А.Д. Меншиков, А.В. Суворов - обладали графскими титулами Священной Римской Империи (самыми настоящими).
    Думаете - просто так?!
  • Настоящая немка - Екатерина 2 сидела на престоле и управляла страной!!!!
Коллаж. Леопольд I и Пётр I в молодости были похожи, как братья. Герб Священной Римской Империи не просто так, впоследствии стал гербом Российской империи.
Коллаж. Леопольд I и Пётр I в молодости были похожи, как братья. Герб Священной Римской Империи не просто так, впоследствии стал гербом Российской империи.

Конечно, официальная история, рисует нам совершенно другую "сказочку"... Всё, что связано с Тартарией находится под грифом "СЕКРЕТНО". А оды династии Романовых, династии сгубившей всё русское - поются до сих пор...

Не устану повторять:

Хотите познать Историю - изучайте Архитектуру!

Ибо, Архитектура = История в камне.
Гуляйте👣
Разглядывайте здания👀
Всматривайтесь в детали и надписи!
Там много интересного)))

Эпоха Ампира стала завершающим этапом развития Классицизма. И как бы не было - она оставила ярчайший след в истории московской архитектуры. Весь сегодняшний центр столицы - это дома и усадьбы Ампира.

Но я не фанат Ампира в частности, и всего Классицизма в целом.

У меня даже фотографий с этим стилем - нет!🙃 И, погрузившись в изучение его истории - я поняла почему. Это чужеродный, навязанный стиль!
Вот -
Палаты 16 века, Русское Узорочье, Русский стиль - это да!💖

Отмечу, что Величественный Ампир вернулся к нам снова, спустя 100-летие, в советское время: 1930 - 1950 гг. Он снова обрёл популярность, но уже при другом правителе - Сталине, отчего получил название «Сталинский Ампир».
Но это уже другая история!)

В России, и в частности в Москве, в начале 19 века (1820-1830 гг.) все архитектурные стили начинают смешиваться - русское зодчество активно миксуется с различными проявлениями западной, европейской архитектуры.

Возникает ЭКЛЕКТИКА. И я бы даже не назвала это особым архитектурным стилем. Ведь это смесь всего того, что было ДО.

Продолжение Часть #6 Эклектика (1820 – 1890)... или как "смешались в кучу... кони, люди, стили". 👇

Все фото из моего личного архива, если не указано иное.
Благодарю, что читаете и остаетесь со мной.
Благодарю за поддержку❤️

Музеи
137 тыс интересуются