Москва - это самая настоящая драгоценная шкатулка с архитектурными шедеврами - "жемчужинами", которая славится своей богатой историей и уникальной архитектурой, отражающей различные стили, времена и эпохи.
Я её такой вижу, я её такую люблю!💖
Сегодня снова про архитектурные стили столицы.
В прошлой статье мы рассмотрели Классицизм, в истории развития которого можно выделить:
3 этапа Классицизма:
1. Ранний период (1770 – 1780) - Екатерининский ранний Классицизм
2. Строгий период (1780 – 1810) - Екатерининский строгий Классицизм
3. Поздний период (1810 – 1840) - Ампир (Александровский Классицизм).
Первые 2 этапа - ранний и строгий были наиболее популярны в период "Золотого века" при правлении Екатерины 2. Часто их так и называют "Екатерининский ранний" и "Екатерининский строгий" Классицизм, и именно их мы рассматривали ранее.
Немного истории.
Но) Всё течёт - всё меняется.
В 1801 году на престол взошёл Александр 1 (1777–1825), сын Павла 1, внук Екатерины 2.
Важнейшим событием в истории России в период царствования Александра 1 была война с Наполеоном в 1812 году. И надо сказать, что эта КАМПАНИЯ 1812 года - это огромное БЕЛОЕ пятно в истории государства нашего Российского. И, таких "пятен", надо заметить, вообще в истории много...
Но, вернёмся к архитектуре, которая очень хорошо "отражает" историю) И здесь можно разделить архитектуру Москвы на "до" и "после" 1812 года. После пожара 1812 года, в Москву, пришёл Ампир - последний, поздний период Классицизма, который также часто именуют как Александровский Классицизм.
Ампир в мире. "Еmpire" — «Империя». Перерождение Классицизма.
Изначально, стиль Ампир, как финальный, поздний период развития Классицизма, возник в первой трети 19 века во Франции. В период правления Наполеона произошло перерождение Классицизма в официальный императорский стиль, который так и назвали: "Еmpire" — «Империя».
Он стал отражением амбициозных планов Наполеона по завоеванию мира и привнёс в архитектуру новые элементы, прославляющие величие державы.
Отличительная особенность Ампира в архитектуре —
Всё то, что и было характерно для "классического" классицизма - чёткая симметрия, колонны, парадность + добавились имперские амбиции:
- монументальность
- военные атрибуты - доспехи, лавровые венки, орлы
- античными скульптуры: грифоны, сфинксы, львы
- львиные маски над окнами
Ампир в России.
Ампир в России сформировался в 1812 году и просуществовал до 1830-х—1840-х гг. При этом в рамках стиля произошло деление на московскую и петербургскую ветки: как по территориальному признаку, так и по внешнему виду зданий. Про архитектуру Санкт-Петербурга мы ещё поговорим))) Отдельно.
Сегодня о Москве.
Ампир в Москве.
Во время пожара 1812 года Москва, конечно, сгорела, но, не полностью: часть зданий уцелела, многие постройки сохранились в виде «коробок». Но старый город, где доминировали образцы французского раннего и строгого Классицизма исчез. Город Баженова и Казакова исчез.
Осип Бове - главный архитектор масштабного переустройства Москвы, после пожара 1812 г.
Осип Иванович Бове (1784 – 1834) - настоящее имя Джузеппе Бова, итальянец по происхождению. ФИО он переделает позже. На заре своей архитектурной карьеры был учеником Карла Росси (именно он "создал", вернее откопал современный, античный образ Санкт-Петербурга). Личность не менее загадочная, чем и вся эта "кампания с войной 1812 года"
В 1813 году Александр 1 учредил "Комиссию по строению Москвы" под руководством архитектора Осипа Бове. Комиссия, обладавшая колоссальными ресурсами казны начала масштабное переустройство Москвы.
"Французу отдана была..."
Из 9 000 домов, от, якобы, рук Наполеона, было сожжено около 7 000. Москва подлежала почти полному восстановлению. Её поделили на 4 части. Осип Бове, как руководитель, отвечал за "фасадическую часть" - центральную. Ни один дом не строился без его одобрения. И к Бове, как архитектору вопросов нет.
Есть вопрос - почему он начал восстанавливать город в архитектурном стиле нашего недавнего врага Наполеона?!
Вся "послепожарная" Москва 1812 года - это Москва Осипа Бове.
Под его руководством:
- реку Неглинную в 1817-1819 гг. упрятали в "трубу" - коллектор, и создали Александровский сад,
- "Итальянский Грот" или "Руина" также его идея - стилизованная под античные развалины, с будто бы ушедшими в землю колоннами. Грот окаймляют резные белокаменные детали, которые, по задумке архитектора должны были напоминать о разрушенных московских дворцах.
- Театральная площадь и здание Большого театра
- Триумфальная арка, Первая Градская больница и многое другое...
Но были и другие знаменитые архитекторы, которые внесли заметный вклад в восстановление Москвы после пожара 1812 - Доменико Жилярди (львиные маски над окнами - его идея), Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов и другие.
Также в группу столичного Ампира входят:
Городская усадьба С. С. Гагарина
Дата строительства: 1821 -1829
Архитектор: Д. Жилярди
Адрес: Поварская ул., 25А, стр. 17
Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых (дом-музей А.С.Пушкина)
Дата строительства: 1814 -1816
Архитектор: Д. Жилярди и А.Г. Григорьев
Адрес: Хрущёвский пер., 2/12, Москва
Усадьба Усачёвых-Найдёновых
Дата строительства: 1829 -1831
Архитектор: Д. Жилярди
Адрес: ул. Земляной Вал, 53, стр. 1, Москва
Усадьбы все как под копирку) Очень похожи. И, да! Они мне не нравятся)))
Имеем: Москва спалённая пожаром Наполеона активно восстанавливалась в императорском стиле своего врага?!
Вы серьёзно?! Это вообще КАК такое возможно?!
Парадокс, конечно, странный🤔🤔🤔 и...
... наводящий, снова, на множественные вопросы...
Опять же, все зодчие того времени - иностранцы!
Где же были наши, русские архитекторы?!
Врут нам "официалы"....
Война, конечно, была... но не между Россией и Францией, а между Священной Римской Империей и Тартарией.
В 1812 году существовало 2 разных государства:
1. Священная Римская Империя - новая столица Санкт-Петербург
2. Тартария (Московия) - столица Москва
И вот Франция объединённая с новой столицей Священной Римской Империей - Санкт-Петербургом, напала на столицу другого государства Тартарию.
Напала на Москву.
Иначе СМЫСЛ Наполеону нападать на Москву??? Если столица России - Санкт-Петербург... Романовы боялись "москалей". Боялись, что их свергнут.
А о принадлежности династии Романовых к Священной Римской империи говорит многое.
- Один ГЕРБ чего стоит! Герб Священной Римской империи, впоследствии, стал гербом Российской империи.
- Генералисимусы - А.Д. Меншиков, А.В. Суворов - обладали графскими титулами Священной Римской Империи (самыми настоящими).
Думаете - просто так?! - Настоящая немка - Екатерина 2 сидела на престоле и управляла страной!!!!
Конечно, официальная история, рисует нам совершенно другую "сказочку"... Всё, что связано с Тартарией находится под грифом "СЕКРЕТНО". А оды династии Романовых, династии сгубившей всё русское - поются до сих пор...
Не устану повторять:
Хотите познать Историю - изучайте Архитектуру!
Ибо, Архитектура = История в камне.
Гуляйте👣
Разглядывайте здания👀
Всматривайтесь в детали и надписи!
Там много интересного)))
Эпоха Ампира стала завершающим этапом развития Классицизма. И как бы не было - она оставила ярчайший след в истории московской архитектуры. Весь сегодняшний центр столицы - это дома и усадьбы Ампира.
Но я не фанат Ампира в частности, и всего Классицизма в целом.
У меня даже фотографий с этим стилем - нет!🙃 И, погрузившись в изучение его истории - я поняла почему. Это чужеродный, навязанный стиль!
Вот - Палаты 16 века, Русское Узорочье, Русский стиль - это да!💖
Отмечу, что Величественный Ампир вернулся к нам снова, спустя 100-летие, в советское время: 1930 - 1950 гг. Он снова обрёл популярность, но уже при другом правителе - Сталине, отчего получил название «Сталинский Ампир».
Но это уже другая история!)
В России, и в частности в Москве, в начале 19 века (1820-1830 гг.) все архитектурные стили начинают смешиваться - русское зодчество активно миксуется с различными проявлениями западной, европейской архитектуры.
Возникает ЭКЛЕКТИКА. И я бы даже не назвала это особым архитектурным стилем. Ведь это смесь всего того, что было ДО.
Продолжение Часть #6 Эклектика (1820 – 1890)... или как "смешались в кучу... кони, люди, стили". 👇
Все фото из моего личного архива, если не указано иное.
Благодарю, что читаете и остаетесь со мной.
Благодарю за поддержку❤️