2025, «Контрапункт».
Канал «Контрапункт» отличается вдумчивыми, но при этом нескучными выпусками. Альбом Майкла Джексона «Thriller» в их рассказе помещён в контекст кризиса, в который музыкальная индустрия Америки попала в начале 80-х. Казалось бы, что нам до реалий чуть ли не полувековой давности? Однако ведущий Никита Симонов интересно раскрывает тему, говоря не только про 11-процентное падение продаж пластинок, но и объясняя причины кризиса. Одной из таковых, например, была невероятная ставка рекорд-лейблов на музыку диско. В конце 70-х каждая фирма звукозаписи вложилась в производство диско-хитов и платила звёздам жанра бешеные деньги. Однако «акулы шоу-бизнеса» в этой гонке не заметили, что публике диско надоело. Стиль вышел из моды столь же стремительно, сколь и вошёл, и большинство вложений лейблов не окупилось. Кроме того, с развитием компакт-кассет люди стали меньше покупать винил, предпочитая переписывать нужные альбомы себе на чистые кассеты.
В 1979 году Майкл Джексон выпустил диск «All the Wall», успех которого показался исполнителю недостаточным. Над следующим альбомом он работал вместе с Куинси Джонсом, причём продюсер, входя в студию, якобы объявил, что должен спасти индустрию звукозаписи. Чтобы публика вновь начала покупать пластинки, нужен был совершенный альбом, объединивший всё лучшее из разных жанров – рок, соул, фанк, диско, поп, чтобы достучаться до всех (а также стереть границы между «чёрной» музыкой и «белой»). Да, в 1982 году эклектика и качество звука ещё могли впечатлить аудиторию – представляю, каких «успехов» добился бы сейчас музыкант, решивший объединить все жанры. Впрочем, Майкл Джексон, может быть, что-нибудь и придумал.
Работа над альбомом была отмечена перфекционизмом Куинси Джонса, трудоголизмом Майкла Джексона и приглашением многих неожиданных гостей – от актёра Винсента Прайса, страшным голосом начитавшим текст в песне «Thriller», до Стива Люкатера и Эдди ван Халена. С последними связаны некоторые курьёзы: так, Люкатер не поверил, что ему в 8 утра звонит Майкл Джексон, и послал его куда подальше. Ван Хален записал гитару в «Beat It» бесплатно и «тайно», будучи уверенным, что музыканты его группы не узнают, что он «играл на пластинке этого парня». (Музыканты узнали, но не обиделись. ) Куинси предложил Эдди делать в студии что угодно, и тот оторвался с гитарными соляками по полной.
Альбом «Thriller» вышел одновременно во многих странах и 37 недель возглавлял чарт Billboard. В 1983 году бизнес вернулся к показателям 1978-го и даже превзошёл их. Джексон, а вслед за ним многие поп-звёзды стали выпускать много синглов с уже вышедших альбомов. Песни с «Триллера» звучали на радиостанциях почти любого формата, а также на MTV, которое на заре своего вещания не очень жаловало музыку чернокожих. Несколько дорогих клипов Майкла Джексона оказались произведениями искусства, которые невозможно игнорировать, поэтому заглавную песню музыкальное телевидение на пике крутило по два раза в час. Альбом был номинирован на 12 «Грэмми» и получил 8. А после этого выпуска «Контрапункта» вы сможете переслушать «Thriller» более осознанно.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа